Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

27 июня 2013 г. 18:00

165

5

Есть книги, которые читаешь для удовольствия. Таких большинство у каждого, читающего. Есть программные произведения, их нужно "пройти" в рамках школьного или ВУЗовского образовательных курсов (кому как везло). Есть модные, все о них говорят и не знать - значит выпасть из обоймы. Случается, что автор, которого давно знаешь и любишь, пишет книгу, она совершенно "не идет" тебе, но пренебречь, как сделал бы с любым, к кому равнодушен, ты не можешь - это любимый писатель. И потому мучаешь ненавистный текст, радуясь проблескам интереса к героям и сюжету, которые ловишь у себя.
Роман Франца Кафки "Замок" не был для меня ни одним из перечисленных. Он и пришел как-то странно, найденный в макулатуре, которую школьники сложили в пионерской комнате. Я заканчивала педучилище в том году и практика старшей пионервожатой входила в обязательный перечень дипломных практик, а пионерская организация уже дышала на ладан и бОльшую часть времени мы проводили в закрытой пионерской комнате, перебирая журналы в куче сданной макулатуры. В одном (или двух) из таких оказался "Замок". О Кафке к тому времени я что-то слышала, решила посмотреть.
И провалилась в иррациональный, холодный, жестко структурированный мир романа.
К. - так зовут героя и на всем протяжении повествования ничего, кроме инициала не добавится к имени - землемер. Германия, вместе со всей Европой, переживает слом формаций, сопровождающийся переходом от феодально-аграрных форм отношений к промышленным. Работу по специальности К. найти непросто, к тому же, у него непростые жизненные и финансовые обстоятельства, в общем, приглашение в качестве землемера - это своего рода приз в житейской лотерее. Во всяком случае, обещающий возможность продержаться на плаву некоторое время. Если повезет - долгое. Однако, он не в том положении, чтобы развернуться и уехать в случае, если что-то не устроит в обязанностях или отношениях с работодателями, приспосабливаться придется, в любом случае.
К. привлекателен, образован, неглуп, обладает чувством собственного достоинства. Возможно, на каком-то из жизненных этапов, ему не хватило усердия и настойчивости, чтобы реализовать собственные неплохие задатки более полно и добиться более высокого положения, а главное - уровня независимости. Но, скорее всего, обстоятельства не благоприятствовали ему, как многим из нас. Так или иначе, он в деревне у врат замка и впускать, как выясняется, его не собираются.
Замок - не привычное по книгам, фильмам и урокам истории красивое и укрепленное здание. Это невероятно сложное по структуре бюрократическое образование, управляющее подданными посредством распоряжений, циркуляров и постановлений. Использующее всю мощь своих укреплений для еще большего обособления от людей, которыми управляет. Положение старшего помощника младшего дворника в Замке по-любому выше любой из выборных должностей вне его пределов. Получить пропуск для аудиенции почти так же сложно, как верблюду пройти сквозь игольное ушко.
Собственно, все действо романа сосредоточено на получении этого пропуска. К. использует обаяние и брутальность, которой есть у него, заводит друзей (Ольга, Варнавва), встречает девушку, которую, кажется, любит (Фрида - буфетчица в замке и любовница одного из чиновников и непонятно, любовь это или попытка пробиться в Замок с другого входа).
Там как-бы ничего не происходит и в то же время постоянно что-то случается и человек проходит сквозь череду унижений. одно другого горше, а оставить время-место, в которых все происходит, не может. Двенадцатый дом в астрологии - дом тайных врагов и заточения, часто добровольного. Весь "Замок" - двенадцатый дом.
Книга не окончена, читателю не доведется узнать, чего добился К. и достиг ли чего вообще. Только мне не нужно знать продолжение. Того, что узнала достаточно. Для вывода: держись от разного рода бюрократических структур подальше, детка. И живи по возможности так, чтобы не позволить себя унижать.
До сего дня этих двух выводов из Одной книги было более, чем достаточно.%u0437%u0430%u043C%u043E%u043A

Комментарии


Хочется с Вами согласиться практически во всём. Единственно, ассоциации с Германией конца 19 века таки не возникло.
Есть ощущение гнетуще-изгоняющей, гипертрофированной нереальной реальности. Как уже писал у себя в рецензии, только немного другими словами - боль истекает из души (или сознания - тут уж как будет угодно) Кафки и воплощается в слова, потому что ни во что другое это уже воплотиться не может. И нечего этому сидеть внутри.
Главное - не пускать Замок внутрь. Такие места следует срывать и засаживать розами. (Хотя есть риск, что на месте Замка объявится КПСС, мутировавшая до неузнаваемости...)


Как у вас все... Мы ведь не забудем, каким именно человеком был Кафка? Ему чудовищно неуютно жилось на свете. И, по большому счету, никогда не чувствовал-не понимал своей силы. Не ценил написанного собой, правильнее сказать - не знал ему цены. И себе цены не знал. И в своей боли, как в автономном подводном плавании, большую часть времени был. Разве что коллекцию порнографических открыток в утешение имея. Это уникальный человек, и, слава Богу, мы не таковы.
Я свое о Замке больше года назад писала и ключевые позиции не изменились с тех пор. Но тонкие волосные какие-то связи протянулись и чуть, на микрон, сдвинули положение в пространстве. Мое относительно Замка. Он не зло сам по себе. Холодная, подавляющая и безупречно функциональная машина. Действие которой очень зависит от оператора. Имеет смысл рассмотреть вариант, в котором К., после мучительных отсрочек. удается интегрироваться и занять место одного из операторов.


Встроиться в то, что не для людей и не по-людски устроено ой как сложно... Это значит исключить всё из себя человеческое.
Я только очень прошу меня простить, если пишу не до конца внятно. Кафку безмерно уважаю, почитаю за человека бесконечно исстрадавшегося, а Замок - преувеличенной проекцией в сознании Кафки того, чего он насмотрелся на земле. То, что он описал, безусловно непривлекательно. В Замке (да и в Деревне) жить очень не хочется. С какой-то позиции бешеная собака - это тоже не зло. природа и судьба так распорядились.
Вот так, возможно, странновато я вижу мир Кафки. Но кто не странен в этом мире?
Мира и добра Вам.


Вы совершенно внятно пишете и понимаю все, что хотите сказать (ну, или мне кажется, а даже если кажется, это уже немало).
Думаю, не нужно встраиваться. Надо своей дорогой идти. Только не вижу своей в пространстве романа, как оно есть. Замок плох и Деревня плоха, но Город, откуда К прибыл, еще хуже, очевидно?
А заключительная ваша фраза, она ведь не означает: и оставьте меня в покое? Мне с вами интересно.


Не значит.
Когда интересно - это прекрасно.
А относительно Города, откуда К. прибыл, так я предложу ещё одну чудаковатую версию, в которой и сам не до конца уверен - это Город самого раннего детства Кафки, или даже место, где он проживал до рождения...
Впрочем, может после детального прочтения романа окажется, что нынешнее моё мгновенное озарение - излишняя игра фантазии...


Подождите, это значит, все для него началось именно схождением с поезда, так?
То есть, сознательно другого и не видел? Мне, правда, очень хочется, чтобы вы развернули, сколько возможно. Потому что эта мысли в-диковину, а что-то в ней такое есть, ухватить только не могу.


Наш мир, гипертрофированный в сознании К. как непривлекательная реальность Замка и Деревни, воспринимается им (Кафкой или персонажем К., тут до конца не ясно) как нечто подобное Дантову чистилищу, в которое он занесен с детства. А поезд - символ рождения.


Значит правильно поймала вашу мысль. Думаю, воспринимается как чистилище обоими. И автором, и героем. Не могу только согласиться с отсутствием более глубоко травмирующего опыта в прошлом. Если бы это было только "не бытие", К должен был бы стремиться вернуться в него из чистилища. Там имело место быть что-то, много худшее, чем унылое безвременье реалий деревня-замок.
Рискуя отнять у вас много времени, примерно так: можно решать свои проблемы с помощью профессионального психиатра, можно с использованием методик "помогисебесам". Первое эффективно, второе менее. А можно дождаться, пока жизнь натычет носом в самые тяжелые ошибки и навозит лицом об асфальт до полного нежелания повторять их в дальнейшем. Так завязывают алкоголики со стажем: "я уже свое выпил". Самый долгий и наименее эффективный из способов, однако лучше, чем "не существование".
Так вот, К, словно бы шел третьим путем, но снова туда не хочет нипочем. Там хуже, чем здесь.
Это мое впечатление.


Конечно, в прошлом было нечто худшее. Но жизнь К. в мире Замка я воспринимаю как подобие буддийского перерождения в новой оболочке. Он жизнью в этом самом Замке искупает то, что сознательно пережил там, за пределами романа. И хочет ли он вырваться, не хочет ли, ни ему решать волевым решением. Судьбе. Вырвется, если искупит. Если будет честен перед людьми и перед собой...


Нет-нет-нет. Никто не должен ничего искупать. Это не вина и не грех, требующий искупления. Это такие обстоятельства. Он мог оступаться и заблуждаться, и совершать чудовищные глупости, но в сути своей неплох. Это очевидно.
Странно, что "Замок", читанный в 18 помню много лучше других книг. Правда, странно. Ольга и Варнавва как лакмусовые бумажки там. Они тянутся к К. Не видя в нем ни реальной силы сегодня, ни обещания поддержки в дальнейшем. Они как животные, которые чуют хорошего, понимаете?
А Фрида, она ведь не так проста и ей есть, что терять. И все же льнет к нему. Ну что он, право, супермен какой? Да нет же. Тоже лакмус. Они чувствуют в нем настоящее, наполненность. В противовес пустоте, которая во всех остальных. Понимаете?


Я Вас понимаю и спорить, конечно же, не буду. Кафка изумителен тем, что допускает практически бесконечное множество трактовок.
Ведь может быть и так, что начав читать ''Замок'' я был просто-напросто не в том настроении. А сейчас ленюсь перечитывать заново (есть такой грех, есть). Я очень надеюсь, что с надлежащим опытом ко мне придёт более полное понимание Кафки...


Да вы извините, как-то чересчур эмоционально отреагировала. Просто хотела сказать, что такого рода мысли замыкают в кругу прошлых невольных ошибок, проступков и прегрешений. А суть в том, чтобы двигаться дальше. Даже и тогда, когда кажется, что все движение - топтание на месте. В астрологии такое, когда планета меняет курс с ретроградного на директный (правильный), первое время она статична. Как больной, выздоравливающий после долгой болезни. Сил еще нет. Потом начинается медленное движение


Очень интересно было прочитать не только вашу рецензию, но и обсуждение с shulaev-ым :)
Наверняка вы оба понимаете Кафку в 50 раз лучше меня, но позволю себе и своё суждение.
Мне кажется, что всё прошлое К. важно только для мелких деталей. Существует только мир Замка и деревни, и вырваться оттуда нет никакой возможности. Можно вроде бы уехать куда-то, но там нас ждёт такой же Замок, так что смысла нет дёргаться.
И будущее К. тоже не особенно важно, поэтому и неважно, что роман не закончен. Там уже всё есть. Встроится ли К. в бюрократию Замка, нет ли, счастья это не принесёт ни ему, ни деревне, ни даже в широкой перспективе -- самому Замку...
Мне кажется, это как раз и есть в духе Кафки :)

И несмотря на всю условность и нереальность текста, это очень жизненная история.
Как пелось в советской песне,

Мы рождены,
Чтоб Кафку сделать былью!

И сейчас мы, кажется, продолжаем всем кагалом двигаться в том же направлении :(((


Да, shulaev потрясающе умный и интересный человек и я за многое ему благодарна.
Нет, всегда есть выход, если обладаешь достаточным материальным ресурсом, чтобы позволить его себе.