19 апреля 2022 г. 18:11

1K

4.5

"Габи был мальчиком с фантазиями. В этом он похож на старика. Старик-то ведь из восточных, а восточные — они с фантазиями".

Свои сентиментальные размышления об этой книге я недавно писала в этой истории, но теперь хочу всё же немного рассказать непосредственно о самом романе. 

"Лето на улице Пророков"  - это первый роман эпопеи "Чертог разбитых сосудов" израильского ( я бы даже сказала ивритского , но об этом чуть позже) писателя Давида Шахара. Нисколько не совру, если скажу, что главным героем его романов является Иерусалим. В исполнении Шахара этот город становится маленьким, тесным, ограниченным практически одной улицей - улицей Пророков. И это неслучайно. Давид Шахар вольно распоряжается географией родного города, не утруждаясь точностью и топографичностью, потому что его Иерусалим - это город прошлого, город детства, т.е. это не объективная точка на карте, а мир ностальгии, который нередко соткан из реальности лишь наполовину. В его истории многие из существующих мест располагаются друг к другу ближе, чем на самом деле, чтобы мы вместе с автором воспринимали город его фантазий таким же компактным, ограниченным лишь тем, что было важно самому писателю. Такая же судьба постигла и временные периоды в жизни реального Иерусалима - Давид Шахар, следуя эфемерному духу прошлого, делает совеременниками то, что на самом деле существовало не параллельно.

"Ему стало ясно, что инстинктивный ужас перед ночью пересилил ее притяжение, и после первого изумления он понял, что я еще недостаточно большой, чтобы существовать и в дневном, и в ночном мирах".

Глазами рассказчика - мальчика, который растет вместе с сюжетом, мы видим ту самую улицу Пророков первой половины 20го века, таинственного Гавриэля - сына хозяйки дома, в котором живет рассказчик. Саму хозяйку дома, её мужа - влиятельного османского бека, рыночного торговца, его сына, сотрудника библиотеки "Бней-Брит", аптекаря, судью и так далее. Все они - душа и сердце Иерусалима, который показывает читателю Шахар. Еще раз на эфемерность природы Иерусалима Давида Шахара указывает то, что все его персонажи не меняются с течением сюжета и не стремятся к этому, словно живут лишь в его воспоминаниях.

"В погожие свободные дни он брал меня на прогулку к пещерам Синедриона, и мысль о том, что те же самые пещеры существуют и в ночном мире и что Гавриэль, возможно, бродит по ним в том мире была для меня пугающим откровением".

Давид Шахар - аутентичный еврейский писатель. Его иврит исконный, не иврит среды русских или европейских евреев, а иврит коренного жителя Иерусалима в нескольких поколениях. Даже несмотря на то, что он потомок евреев из Российской империи и Венгрии. В этом кроется главная сложность работы с его текстами - перевод. Переводчик Шахара - Некод Зингер не раз говорил, что Шахара переводить трудно и даже в готовой, напечатанной книге еще долго находишь слова, которые стоило бы перевести на русский иначе. Сам Некод Зингер родился в моем родном городе - Новосибирске, ходил по тем же улицам, что и я, а потом сидел за одним столом с Давидом Шахаром, писателем, удостоившимся несколькими высшими литературными наградами. Мир по-прежнему тесен.

"Ну уж конечно, все торговцы в восторге, когда дурак идет на рынок за покупками!".

Вовзращаясь к тому, почему я в начале назвала Давида Шахара не израильским, а ивритским писателем. Дело в том, что Шахар начал писать еще до существования государства Израиль в современном понимании, а свой Иерусалим обретал дважды - в силу исторических событий эпохи.

Литература Давида Шахара очень близка мне. Несмотря на то, что местами в лакончиное, гладкое течение спокойного, но нисколько не скучного текста, врывались свобеобразные натуралистичные подробности, а адекватные по длине предложения вдруг разрывались одним бесконечным, когда становилось смешного оттого, что уже не помнишь, о чем говорилось в начале этого самого предложения. Иерусалим Шахара - и осязаемый, и полупрозрачный  одновременно - из-за характерных для воспоминания, с одной стороны, выцветания, а, с другой, концентрированности момента. В своем ощущении города и его роли в жизни личности Давид Шахар созвучен с Орханом Памуком. Только город Шахара эфемерен в энергичном, слегка фантасмагоричном и очень компактном ключе, а Памука - в холодном, тактильном и очень пространственном.

Подводя итог скажу, что планирую вернуться к Шахару в следующих книгах "Чертога разбитых сосудов". До этого я пыталась найти свое место в мире еврейской литературы с Меиром Шалевом и его романом "Эсав", но пока контакта не получилось. Меир Шалев для меня избыточен как автор, в то время, как Давид Шахар располагает именной той лаконичностью, которая мне близка.

"Когда я подошел к его могиле, сердце мое упало от страха, что произошла ужасная ошибка. Я увидел его имя, высеченное на камне не еврейскими буквами, а латинскими, и не нашел там ни малейшего упоминания, даже по-английски, о воскресении из мертвых. С той же поспешностью, с которой я подходил к надгробию, я его и покинул. Я спешил сообщить Пауле об ошибке каменотеса, и только дойдя до кладбищенских ворот и остановившись перед уличной толпою, я осознал, что нет никакой нужды спешить, что у надписи на надгробии Исраэля Шошана, сына Ривки, достаточно времени, чтобы быть исправленной до воскресения из мертвых".

Комментарии

Памук мне чего-то не зашёл, может не с той начала знакомство. А вот Шахара утащила себе в хотелки, надеюсь, что мне понравится)

+3 20.04.22

Для Памука абсолютно справедливо и то, что он на любителя, и то, что с ним легко начать знакомство не с той книги) у меня-то он любимый писатель, но я прекрасно осознаю, что мало кто готов разделить мою любовь к нему))

Я тоже надеюсь, что вам понравится) а если нет, то тоже не беда)

+2 20.04.22

Очень вкусно написала, Алёна:) И цитаты мне понравились, но к восточной лит-ре с осторожностью всегда подхожу)

+3 20.04.22

Спасибо большое, Вика :)) Знаешь, я вот для себя еще не определила, воспринимаю ли еврейскую литературу, как восточную) мне кажется, она именно еврейская, израильская, ивритская, но с востоком в полном понимании она у меня не очень пока ассоциируется

+1 20.04.22

У тебя она значит отдельным пластом идёт:) Главное, что приносит удовольствие от чтения))

+1 20.04.22

Пока, наверное, да :) но я пока мало что читала) Это точно))

+1 21.04.22

Про дурака, позабавилс цитатм... ну и да)))

+3 20.04.22

Тоже люблю эту цитату) и разделяю ее посыл))

+1 20.04.22

А я часто другую слышу, что есть два дурака - один продает, другой покупает))

+1 21.04.22

Ну того, кто продает можно назвать подлецом, но не дураком, наверное)) хотя бывает что и тупой, и хитрый одновременно))

+1 21.04.22

Можно всяко... но вот так у нас говорят)

+1 21.04.22

Всё таки решилась на рецензию, как хорошо))
Ещё раз приятно было прочитать об истории))

+2 20.04.22

Да время было, решила все-таки чиркнуть, а то жалко как-то книжку проигнорировать...

Ну и отлично, пусть книжка получит свою минутку славы))

+1 20.04.22

И молодец что решила)))
И книжка и автор рецензии))

+1 21.04.22

Ага)) Только вот автор рецензии почил, не сможет, к сожалению, оценить

+1 22.04.22

мы это сделаем за тебя))

+1 25.04.22
Меир Шалев для меня избыточен как автор, в то время, как Давид Шахар располагает именной той лаконичностью, которая мне близка.

Одной строкой выразила то, что у меня нацарапано в половине рецензий)
Избыточен как автор... ёмкая формулировка.

В этом году не особенно пишется? Я пока тоже на паузе.

+1 25.04.22

Спасибо, Саш) слово как-то само нашлось)

Ага, я очень давно не видела тебя в ленте. Нет, совсем не пишется, истории пописывала, потому что они ни к чему не обязывают, а так не идет

+1 30.04.22
Ага, я очень давно не видела тебя в ленте.

Кабинет на каникулах)
Мне кажется, у меня еще смена электронной книги сказалась. Пока привыкну к ней. Ну и плюс работа, да.

В общем, творческой энергетики нам)

+1 03.05.22

А мой тогда в эмиграции) вероятно, внутренней)

С обновкой тебя, Саш) пусть новая книжка радует)

Да будет так)

+1 06.05.22