18 апреля 2022 г. 02:46

2K

2 Арабский Аристипп

Что тут скрывать: философия Омара Хайяма очень похожа на учение древнегреческих гедонистов. Изложенная в большом количестве монотонных и довольно однообразных рубаи, она воспевает чувственные удовольствия, конец которым кладёт только физическое прекращение жизни. Надо сказать, что круг этих удовольствий тоже не бесконечен: в основном это вино и женщины (причём первому явно отдаётся предпочтение).
Гедонизм Хайяма - это не исключительно поглощение радостей жизни; как и греки, он утверждает гедонистическую, морально окрашенную свободу, дающую право каждому наслаждаться своей индивидуальной жизнью без вмешательства в свободу другого. Это также вольнодумство и в целом экклезиастические настроения, представляющие земное бытие - как пышное пиршество, неизбежно клонящееся к своему концу. В пестроте жизни заключена трагичность умирания, а обращение к милости Божьей выглядит то как нелепая наивность, то как злая насмешка слепой природы. И надо всем этим возвышается остроумный мудрец, не отказывающийся от предлагаемых жизнью эфемерных удовольствий, но в то же время и не питающих иллюзий на сей счёт.
Кроме того, что мне такая философия не близка (впрочем, вступить с ней в полемику я, тем не менее, не решусь), сборник рубаи Хайяма воспринимался и монотонным, и перегруженным, местами ужасно банальным. Одна и та же мысль повторялась в разных вариациях так часто, что читать его было сложно даже в самые скучные моменты жизни. Подтрунивания автора над религией, вероятно, для своего времени были очень остроумны и возмутительны, но мною прочитываются примерно как триумф Смердякова, "уделавшего" Библию тем, что свет, дескать, не мог появиться раньше светил, а значит, Писание для дураков писалось. Ну и ценности реальной, земной жизни, которые Хайям утверждает взамен иллюзорных, слишком уж сомнительны. Впрочем, наверное, он и здесь ёрничает, а наивный читатель всё опять принял за чистую монету.

Комментарии

А почему арабский? Омар Хайям - перс...

+2 18.04.22

Я знаю. Это же ироничное название, не стоит воспринимать его буквально. Это отсылка к тому, что Хайям чрезвычайно популярен в арабо-мусульманской среде.

+6 18.04.22

Я не читал его афоризмов, но его рубаи хороши

+6 12.05.22

Ну, это они и есть, просто название подобрали неудачное (маркетинговый ход же). Жаль, что мне совсем не понравилось, я прям с трудом заставляла себя читать.

+5 12.05.22

Может перевод плохой? Попробуйте другие переводы, Жуковского, например. Стихи вообще переводить сложно, Есенина на английский переводить попробуйте, переведите "...только синь сосёт глаза"?

+5 13.05.22
Вот уж не знаю насчёт перевода, не смотрела, кто переводчик в этом издании. В следующий раз образу внимание и поищу перевод с комментариями.
+2 13.05.22

Вот книга Омар Хайям в созвездии поэтов со многими дореволюционными переводами

+5 13.05.22

Я узнал О Хайяме ещё в СССР,  в конце 80-х, когда читал Стругацких и Хайяма читал вот в этом издании Лирика. Из персидско-таджикской поэзии

+5 13.05.22
Спасибо за ссылки! Ознакомлюсь обязательно, когда соберусь вернуться к Хайяму. И какие-нибудь научные работы по нему гляну.
+6 13.05.22

Есть ещё книга в ЖЗЛ о самом Хайяме Омар Хайям

+5 13.05.22

Люблю серию ЖЗЛ! И автора знаю - у меня есть ЖЗЛ Плотина его авторства. Надо бы и Хайяма прикупить)

+5 13.05.22

я тоже люблю ЖЗЛ, у меня электронные книги формата FB2, есть программа FBE для вскрытия файлов fb2, меняю обложки, нумерацию в серии, тэги книги, можно в рецензии копировать цитаты из книги и т.д.

+5 13.05.22

Хорошо вам!
У меня есть большая коллекция ЖЗЛ в бумажном варианте (Хайяма пока нет, но я прям близка к покупке, хочу почитать о нём и сравнить свои впечатления). И читалка есть, на ней тоже читаю много и часто (в формате EPUB, кстати) - очень удобно брать с собой в поездки, потому что книги часто громоздкие, правда проблема ридера в том, что в нём лично у меня странно отображаются сноски. Похоже, вы свой ридер более мастерски освоили :)

+5 13.05.22

EPUB не пробовал, а fb2 - российская разработка, есть статья сравнения форматов книг Сравнение форматов книг,  у меня как-то выходит с любым гаджетом находить общий язык (инженерное образование сказывается)

+5 13.05.22
Я с вами не согласна. Но как же мне нравится, как вы пишете!)
+12 12.05.22

Спасибо, я рада, что вам понравилось!)
Я и сама не понимаю, почему Хайям мне так "не зашёл"... А с чем конкретно вы не согласны? Может, я пересмотрю какие-то свои соображения на этот счёт, благодаря вашему мнению.

+5 12.05.22

Уф, постараюсь покороче. "Не зашёл", возможно, потому что ничего уникального в его рубаях действительно нет, а тем более для читателя, который не забросил чтение сразу после школы) Его "распиарили" как мудреца, и это сыграло злую шутку в плане ожиданий.
А не согласна потому, что мне кажется, это что-то на уровне менталитета-непринятие бахнуть винца, когда вообще-то дела делать надо) Поймите меня правильно, я не считаю, что загадочная русская душа-это хтонь беспросветная. Но всё же, нам несколько несвойственно такое отношение к жизни. Я как-то интересовалась, что за дурацкая примера не жениться в мае. А всё ведь просто-некогда плясать, если посевная. Наше любомое "сделал дело-гуляй смело". А Хайам бы что сказал? Сказал бы "ребята, да черт с ним, с полем, тут вон люди любят друг друга, давайте повеселимся". А мы то все знаем, как печальна судьба стрекозы, который всё лето пропела. Поэтому такие Хайамы и стрекозы кажутся слишком легкомысленными. А условные "мы" для них-слишком нудные и практичные. Возможно поэтому у нас всплывает осуждение где-то подсознательно.
Как-то так.

И по моим ощущениям, не смотря на все его воззвания кутить с женщинами, он всё-таки с уважением к ним относится. Плюс высоко ценит дружбу. Что мне очень импонирует. И опять же ( хотя выглядит противоречиво на фоне его бесконечных вечеринок ), он не готов растрачивать себя, говорит "лучше будь один, чем вместе с кем попало", что значит человеческие взаимноотношения рассматривает гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. И в то же время на эгоиста не похож, альтруистические нотки проскакивают. У него и к себе тоже требований достаточно : будь честен, будь благодарен, помогай и т. д

Я немножко перестаралась, извините)

+4 13.05.22

Прочитав ваш ответ, я не думаю, что наши мнения так уж расходятся. Я тоже считаю, что его рубаи - добрые, светлые и всё такое прочее, а также не думаю, что он, как философ, пустой болтун, так сказать. У Хайяма явно прослеживается ирония, при этом есть серьёзные рубаи с "руководством к действию", где, видимо, более явно изложена его истинная позиция. А в остальном - это напоминает скорее "пир во время чумы": существование так абсурдно, что остаётся примириться с этим и радоваться жизни. Моя низкая оценка продиктована больше монотонностью изложения и неблизким мне стилем (я вообще иронию как литературный приём не особо люблю, а в таком явно виде тем более). Я бы оценила книгу выше, если бы издание было комментированным, например, это точно. А так, мне попалась довольно дрянная книга, выпущенная на поток (название говорит само за себя), но вдруг я перечитаю ещё, в более академическом издании. Даже желание появилось)

+5 13.05.22

И пока помню, ещё одна ремарка к той же мысли. Весь славянский эпос - это когда багатырь идёт защищать родную землю от врагов проклятых, оставив мудрую матушку на печке, и верную жену с детишками за избой приглядывать. И на контрасте греческая мифология. Как говорил мой прекрасный преподаватель по литературе, папа Андрея Аствацатурова, там концепция простая-" секс, туризм и мордобой"))

+3 13.05.22

А я согласен с Вашей рецензией. Выскажу непопулярное мнение. Мы изучали его в курсе философии в институте. Было точно такое же впечатление.

+9 13.05.22

Ну и дискуссия у вас тут получилась. А все из-за того, что люди совершенно не умеют между собой общаться. В школе у нас был урок этики и психологии. Мы учились, как вести себя, строить общественные отношения и уважать друг друга. Всё доступно объясняли. Некоторым бы такие навыки тоже не помешали.

+9 20.05.22