Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

7 марта 2022 г. 17:35

669

4 Двенадцать лет жизни героя на фоне смены эпох или такое уж время было...

1600 год, сражение при Сэкигахаре, которое положило конец периоду гражданских войн и привело к власти Токугаву Иэясу. И вот на поле битвы лежит раненный парень шестнадцати лет от роду и размышляет о смерти. Но жизнь и жажда жить побеждает, наш герой поднимается, тянет за собой друга и идёт вперёд. Так мы знакомимся с героем данного объемного романа Миямото Мусаси, по прозвищу Святой меч, легендарного японского мастера меча, автора "Книги пяти колец", основателя собственного стиля фехтования и прочее, прочее прочее.

Эпично. Масштабно. С экскурсами в историю. Написано тоже красиво, но с очень сильными акцентами, что, впрочем, характерно для классической прозы, и не только японской. Потому что герой должен быть героем, а злодей - злодеем. Вот и в данном случае Мусаси из тех персонажей, перед которыми мужчины испытывают восхищение, даже враги, а дамы в героя влюбляются. Но, надо отдать должное мастеру пера Эйдзи Ёсикаве, его мастер меча далеко не сразу превратился в "героя без страха и упрека". В начале никакой симпатии юный Такэдзо не вызывает, так как его система мира упрощена до предела, а путь зыбок и намечен всего лишь условными линиями. В начале он похож на тех, кого потом мы в массе, превышающей разумную, будем встречать на страницах романа. Такое уж время было, после войн многие самураи остались не у дел по разным причинам, также появилось и множество псевдосамураев, по сути ставших обычными грабителями и мошенниками. Жизнь особой ценности не имела, вот и гибли они тоже в массе, превышающей разумную, то в стычках между школами, то на дорогах в локальных битвах с разбойниками или другими самураями и ронинами, то и дело бросающими друг дружке вызов. Такое уж время было... Но, наш герой оказался способным, оказалось, что он умеет думать и смотреть, чтобы прийти в итоге к своей философии Пути Меча и замечать самые тонкие вещи, что приводили к пониманию самой их сути. Например, узнать по срезу пиона руку мастера меча. Или понять, что природу не нужно переделывать, а нужно понимать, чтобы жить с ней в мире и согласии, получая в благодарность хороший урожай. Мусаси за двенадцать лет, описанных в книге, проходит большой путь. Большинству и жизни не хватает для небольшой малости из того, что понял он.

Да, развитие главного персонажа показано очень хорошо. Как и падения другого - его друга Матахати. Но не станет антагонистом. Матахати здесь, как пример человека слабого, ведомого, не очень умного. Он не пользуется шансами, что даёт ему судьба. Поэтому в его случае всё закономерно. Противником же Мусаси выступает Сасаки Кодзиро - тоже великолепный мастер, тоже со своим стилем, тоже талантливый и красивый, всё вроде при нём. И кое-чего даже с избытком - чувства собственного превосходства. При примерно равных талантах и умениях в искусстве фехтования, Кодзиро и Мусаси прямо противоположны по своему внутреннему миру. Пока один упивается собой, второй анализирует и находит в себе недостатки, которые ему нужно ликвидировать. И не только в бою. Мусаси не радует кровь. Просто такое уж время было - постоянно приходилось драться. И по собственной инициативе тоже, бросая вызов ученикам и мастерам прославленных школ. А как вы прикажете имя себе делать? Поля великих битв остались в прошлом.

Про женские персонажи что-то ничего хорошего у меня не получается сказать. Око, Акэми, Оцу... Опять противопоставление порока и добродетели. По идее Оцу должна вдохновлять, так как прекрасна и телом, и душой, да вот что-то не получилось. Её все постоянно воруют и спасают. Она чересчур идеальна. При этом лишена тех качеств, которыми реально восхищаешься в других. Например, в Осуги. Да, да, именно в ней. Старуха полоумная и очень вредная, мерзкая даже, так как в своей "войне" с Мусаси как она хотела. Сын разочаровал. Потенциальная невестка полюбила другого. Что делать? Мстить! "Я мстю и мстя моя страшна!" - вот это должно было стать девизом Осуги. Чем же я восхищаюсь? Силой воли, упорством, сильным характером. В её-то возрасте шататься по стране за бывшим другом её сына и постоянно что-то мутить при каждой возможности, причем иногда очень даже приближаясь к своей цели, - это нечто. Прозрение её было с одной стороны разочарованием, так как произошло внезапно, от чего не сильно веришь в это. А с другой стороны радует, что у такой женщины голова всё же встала на место. Есть ещё один пример японской матери - матушки молодого самурая Гонноскэ, с которым Мусаси как-то встретился в своих странствиях. Вот тоже воля и сила, а ещё ум и наблюдательность. Только здесь материнская любовь проявилась иначе. Ох уж эти японские женщины с их характером! Но, такое уж время было, вдовам надо было выживать и воспитывать сыновей настоящими мужчинами. Такое уж время было.

На самом деле можно рассказывать и рассказывать, потому что здесь очень много персонажей и их линий. Ёсикава не останавливается на эпизодах, линии ведутся дальше, мы прослеживаем, как живут не только главные персонажи, но и второстепенные. Отсюда такое длинное повествование. Но линии в итоге сойдутся и всё тут будет. Даже заговор. Итог - поединок протагониста и антагониста как переломный момент в судьбе обоих. На чем можно и закончить роман, так как дальше будет уже другая история и иной путь. Уже не путь от поединка к поединку, а Путь Меча как Путь Духа, самосовершенствование.

Не могу сказать, что это было для меня захватывающим чтением. Иногда казалось, что это какой-то бег по кругу - опять поединок, опять самая мстявая месть, опять какое-то безумие, когда люди сами лезут в мясорубку, потому что надо защитить честь. А отложить? А использовать отложенное до поединка время, чтобы как следует потренироваться и усовершенствоваться? Ведь понятно, что без шансов. Но нет, пойдем гурьбой, попробуем обмануть, убить спящим и прочие прелести приёмов "истинных" самураев. Но, такое уж время было.

Что понравилось, так это внимание к деталям и чудесные описания, передающие дух и характер эпохи. Это было действительно путешествие сквозь века. С одной стороны всё вышеописанное, а с другой рисовые шарики с начинкой, сухая хурма, величественный вид на Фудзияму, срезанный белый пион, запущенный сад, храмы и статуи... Сама Япония XVII века во всей своей красе. Как в прямом, так и переносном смысле.

Мда, такое уж время было...

Прочитано в рамках:
- бонуса в "Долгой прогулке-2022", команда "Как два пальца": rootrude , Dragnir , Rama_s_Toporom и я.
- игрового флешмоба "Тринадцать путешествий во времени" клуба "Осторожно! Историки"
- Reading Challenge клуба "Чарующая Азия".

Комментарии


Когда разговаривали, я про другого Мисиму подумала)) Но эта книга тоже в планах)



Её все постоянно воруют и спасают.

Не люблю пассивных персонажей..


Хорошая книга. Но большая)))



Не люблю пассивных персонажей..

Ну вот Оцу тут вроде и хорошая, но какая-то никакая. Есл бы не постоянное везение в покровителях, что брали девушку под сове крыло, был бы всё плохо у неё.


Значит надо ловить настрой)
Ну вот не люблю таких..


Да, тут надо под настрой.


Мне в принципе на кирпичи настроиться надо практически всегда


Я как-то начал, одолел страниц десять, потом посмотрел на объем и понял, что не выдержу такого.