Больше рецензий

12 февраля 2022 г. 14:14

266

3.5 Обратная сторона Метро 2033

Небольшое вступление. (можно скипнуть этот абзац)
Решил переслушать Метро 2033, давно как-то подмывало меня это сделать.
И даже реклама аудиокниги всплывала неоднократно, ещё больше подначивая.
Ну я и подумал: к чёрту, хочется — значит надо.
2033 мне понравилось в исполнении Ефима Каменецкого, а ограничение к перечитыванию связано с тем, что много книг, которых не читал + боялся немного разочароваться книгой спустя N-лет.
Но прослушав я был удовлетворён, возможно, разве что точки соприкосновения сместились.
Вторая книга мне ужасно не понравилась, я её слушал относительно не так давно, для меня это было как пародия на книгу и вселенную в целом. Разочарование.
Я как-то обмолвился с другом об этом, на что он мне ответил: надо было читать 2035.
Надо так надо.
2035 выбрал в исполнении Дмитрия Креминского, и не зря.

Куда же мы попадаем, погружаясь в Метро 2035?
Сначала в бытовую рутину жизни Артёма и станции.
Но вскоре Артём опять отправляется в путешествие, выяснить есть ли сигналы от других выживших, которые он якобы услышал в Останкино в первой книге.
И в результате этого нас просто окунают в чернуху метро.
Первое ощущение — это наверно озадаченность, а потом лёгкое отвращение/разочарование что ли.
И ты думаешь: Что это? Куда я попал? Зачем?
Сами разговоры людей - примитивная речь с нецензурой.
Cтанции-бордели, голод, нищета, обратная сторона режимов и далее по списку.
Попривыкнув, ты начинаешь ловить биполярку, связано это с тем, что первая мысль - ну зачем ТАК, а вторая мысль — это РЕАЛЬНОСТЬ.
В первой книге нас оберегали, если что-то и было, то дозировано и наверно можно сказать, что больше сконцентрировано на какой-то внешней угрозе/опасности, хех.
Но в целом люди живут, местами неплохими общинами и всё вроде не так и плохо, за исключением пары режимных линий.
Тут же нам показывают обратную сторону Метро - всё плохо, вся грязь сверху, вот она, ешь.
И это, пожалуй, более реалистичная картина постапокалиптического мира в замкнутом пространстве и с ограниченными ресурсами.
Где каждый за себя, каждая станция за себя. Где на одной станции люди живут, а на другой по соседству через переход люди существуют как крысы и ведут себя как животные или гибнут от чего-то.
Это первое большое отличие книги.

Второе это жанровость.
Если первая книга это всё-таки больше пост-апокалипсис с сердцевиной в виде фатума и "какой же мир бы загубили", тот тут это уже некая Оруэллская утопия.
Тут в полной мере раскрываются сами "режимы" Красных, Фашистов, Полиса, Ганзы.
Фашисты обновляют станции (не сложно догадаться как это происходит?).
Отличный момент, где отправляют простых людей с кирками и лопатами в руках на мясо с двух сторон в тёмный туннель, чтобы просто прикрыться и они приняли первый удар.
Сцена на Комсомольской, когда у красных нет еды и толпа голодающих, заполнившая станцию как зомби, пытающаяся прорваться на кольцо Ганзы и попутно в давке убивающая сама себя.
Книга начинает отвоёвывать своё.
Ну а дальше раскрытие подковёрных игр, тут как раз вступает антиутопия, не буду спойлерить.

Третье отличие книги — это сам Артём.
И тут всё неоднозначно/плохо - даже не знаю, чего больше из этого.
Во-первых: само состояние Артёма - он стал каким-то раздражительным, истеричным, психованным что ли.
Во-вторых: такое ощущение, что жизнь его ничему не учит, ему уже не 20, он хлебнул жизни, даже был в банде Мельника какое-то время.
Но ведёт он себя ОЧЕНЬ странно, и сейчас, когда пишу, мне пришла отличная аналогия - поэт Иван Бездомный, бегающий со свечкой и иконкой по набережной.
Он не понимает правила игры, не понимает людей, не понимает, что если от него что-то скрывали, обманывали, то этим людям нельзя доверять в дальнейшем.
Тут должен быть какой-нить мем с двойными/тройными фейспалмом.
Да, можно порассуждать, что, если бы он был другим и книги бы не было или что такой трагичный финал первой на него так повлиял. Или ещё лучше: что человек не своего времени, ну или не принимающий его.
Но это не тот персонаж, за которого ты будешь топить.
Намерено это или нет, но это ведёт к тому, что ты воспринимаешь историю со стороны, а не концентрируешься на герое.

А как на счёт того, что Артём две книги пытается Сухому сказать "отец"?
Во второй раз это выглядит уже как-то спекулятивно.

Есть и другие моментики.
Вдруг у нас тут появляются упоминание смартфонов, да в 2013 на момент ядерного удара был уже Iphone 5, но вот как-то в первых двух книгах не было, а тут всплыло.

Постоянно тычут в нас и Артёма костюмом хим-беза, как будто он защищает от всех видов радиации, от прямого контакта с загрязнённой поверхностью и воздухом, осадками - да.
И вообще, мол лучше умереть от пули чем так наружу пойти.

Можно и дальше перечислять хорошие и не очень моменты, но в самом деле, не пересказывать же всю книгу.

r40-green.png
Так или иначе, к концу книга привела меня к оценке 4, сам того не ожидал.
Очень неоднозначная книга вышла. В какой-то период я даже думал забросить её и казалось всё рассыпалось на глазах. Да и оценка в 4 тоже вопрос, есть моменты, которые вызывают недоумение, есть которые были яркими и зашли.

Итог такой:
Если вам не приемлема "грязь" и "разговоры сапожников" - не читайте.
Если вы категорично не хотите видеть такого Артёма - не читайте.
Иначе - почему нет? покатаетесь на американских горках)
А ещё есть альтернатива: посмотреть The Divide (2011)
Оруэлловских ноток тут уже нет, а вот представление постапокалиптического выживания как в книге - есть.
Но опять же: не для чувствительных особ.

Получилось много букв, а по-другому и смысла нет.