Больше рецензий

20 апреля 2013 г. 23:38

3K

5

Никто уже не кричит «ура».

Скажу откровенно, что военную прозу я не люблю. Собственно, я её и не читала толком. Но именно потому, что — не понимаю. И даже не хочу делать вид, будто слова «передовая» или там «вторые рубежи» для меня что-то значат. Первая вещь, которая дала мне хоть какое-то представление о войне, — малышовый рассказ Гайдара «Четвёртый блиндаж» — вот это как раз мой уровень.
Но подбираясь уже где-то к середине книги Некрасова, я вдруг оказалась в окопе. Впереди — серая обглоданная земля, ожесточённо частит пулемёт, плечо немеет от толчков отдачи, тонкие противные струйки пота щекочут шею и подмышками, нас четверо, мы в кольце, свистят снаряды, от гильз некуда ступить, патроны кончаются, надо держаться.
Это было так неожиданно и непривычно, что я даже испугалась и оторвалась от книжки. И моментально поняла, что значит словосочетание «окопная правда». Это когда вспорото тело родной земли, а ты сидишь в самой ране, прижимаешься грудью к стылой земляной груди, и после каждого разрыва тебе за шиворот сыплются влажные комки земляной плоти.
В этот момент ты едва ли думаешь о родине или Сталине или скрытой теплоте патриотизма; мысль успевает охватить разве только этих троих, что с тобой плечом к плечу, такие разные и сложные, настоящие души, охваченные сейчас борьбой за одну на всех жизнь. А жизнь ускользает каждую минуту, как песок сквозь пальцы: несколько часов назад ты собирался хлопнуть рюмочку по случаю дня рождения, или поговорить по душам вон с тем хорошим застенчивым хлопцем, или просто снять сапоги уже наконец, но не прекращается кровавая пахота, и всё, всё снова и снова откладывается на потом. Даст бог, будем живы.
И после того, как эта самая окопная правда забивалась тебе в сапоги и хрустела на зубах, ты уже не можешь спокойно смотреть в пустые глаза тупого и самоуверенного капитана, который заседает в двухэтажном дворце-блиндаже с ампирным зеркалом на обшитой панелями стенке, и единственный солдат, которого он знает, — это сферический солдат в вакууме, пушечного мяса кусок, который обязан любой приказ брать под козырёк и не думая бросаться с голой грудью на вражеские пулемёты с криком «ура». А если он хотя бы не кричит «ура» — значит, трус и предатель.
Война не терпит полутонов, она жёстко делит людей на своих и чужих, но национальность не имеет к этому никакого отношения. Страшен разъярённый командир, потрясающий пистолетом, марш в атаку или я тебя сам пристрелю, и совсем не страшен худосочный пленный фашист, который вежливо подносит прикурить, битте камрад.
Мы говорим, что на войне так страшно. Мы ничего не знаем о войне.

Ветка комментариев


Мы говорим, что на войне так страшно. Мы ничего не знаем о войне


Я потому читаю про войну. Не знаю, чем это объяснить, но мне как-то стыдно беречь себя от этого.


а что хорошего про войну посоветуете?
собственно, даже книги и кино, строго говоря, не дадут нам полного о ней представления. или, скажем так, не все и не всякие книги. а всех не прочтёшь.
я себя и берегла бы дальше без зазрения совести (ибо а смысл читать и мучиться, если всё равно ничего не смыслишь? — это я о себе), но прямо сейчас вот какой-то жадный интерес открылся, и Некрасов попался мне очень вовремя и этот интерес только подогрел.

если любопытно, собираюсь дальше читать Драгунского , Веркина и вот этот потрясающий сборник .


Попробуйте Василя Быкова, тяжёлая правда участника Великой Отечественной.
К. Воробьев "Крик", "Убиты под Москвой", "Это мы, Господи!"
Существует только в самиздате, на бумаге не выходила, но на Флибусте имеется Шумилин "Ванька-ротный".
В. Шефнер "Сестра печали".
О последних войнах "Чеченский блюз" и "Идущие в ночи" Александра Проханова, его же рассказы "Третий тост" об Афганской войне. Очень сильно написано


ух ты, спасибо! Быкова — непременно, про остальных, кроме Воробьёва, пока почти не слышала, тем интереснее.
про Афган ещё читала у Садулаева «Шалинский рейд», очень сильная вещь.


Вы не путаете? «Шалинский рейд» хоть не читал, но судя по названию это Чечня.


фублин, конечно же путаю, пардон.
двойка мне по географии, истории и артподготовке заодно, а всё туда же, военную прозу читать собралась =С


Рекомендую "афганскую" прозу Олега Хандуся.


Рекомендую - Васильев, Кондратьев, Богомолов.


Кондратьева «Сашку» как раз залила на читалку, завтра в метро буду читать. с остальными более-менее знакома.
фильм «В августе 44-го» пересматривала раз уже не знаю сколько, но книжку так и не дочитала пока.


В качестве альтернативы - Копелев, даже Климов. У Кондратьева очень люблю "Встречи на Сретенке".


спасибо.


Если про Великую Отечественную - то да, К. Воробьев "Это мы, Господи", потом еще Б. Васильев "А зори здесь тихие", С. Алексиевич "У войны не женское лицо", А. Иванов "Вечный зов", Л. Копелев "Хранить вечно". Это что касается русской литературы. А война глазами немецкого солдата, например Э. М. Ремарк "Время жить и время умирать".


честно — Воробьёва как раз больше всего боюсь. у нас был на днях семинар (я как раз про Некрасова выступала), и «Это мы, Господи» обсуждали подробно, поэтому я пока погожу его.
«А зори здесь тихие» читала! Люблю Васильева, но он всё же очень... литературный, не знаю как ещё сказать.
остальных беру на заметку, спасибо.
вот ещё Ремарк, пожалуй, доходчиво показал мне войну вообще. но у него только Первая, насколько я знаю.


простите, недоглядела, что у Ремарка именно эта книга — про 44-й. спасибо большое!
и насчёт Воробьёва, пожалуй, передумала. «Вот пришёл великан» ещё интересно.