Больше рецензий

Helena1996

Эксперт

кто? я? если только по аморфности и рефлексии )))

10 января 2022 г. 23:10

253

4.5

Начну не с того, с чего бы стоило начать. Сначала просто о впечатлениях, ощущениях, играющих порой большую роль. Завязка сюжета с американским подростком, оказавшимся в мире драконов и эльфов, достаточно шустро превращаемым волшебством в могучего рыцаря, немного настораживает, я уж давно с таким прямолинейным сюжетом не сталкивалась. Хотя сюжет - это всего лишь сюжет, но когда так превозносится роман, хочется в этом убедиться. Некоторые нюансы немного будут отвлекать наше внимание от самой книги, но начав читать, вы очень быстро окажетесь не в самом комфортном месте, где оказывается главный герой, но мне там комфортно, так меня обволакивает этим чувством с ощущением, что этот мир мой. А мелочи могут оказаться совсем иным.

Итак, подросток забредает в мир фэйри, просто отправившись порыбачить в своей американской глуши и с ним происходит что-то странное (позже он скажет, что оказался у фейри, хотя ничего о том времени не помнит). Очнувшись, он понимает, что видит прядущую Парку, и не исключено, что как раз нить жизни несчастного подростка, попутно выдает ему предсказания и иносказания, даруя ему звание и имя сэра Эйбела Благородное Сердце - и при этом в его руках оказывается чудесный лук. Для скромного мальчика это либо много, либо мало. Хотя таких неожиданных фортелей, что совершает судьба, закидывая в странный и совсем непохожий мир обычных мальчишек или уже не совсем мальчишек - таких историй в художественных книгах немало. Дальше с ним происходят чудеса, которые только в сказке могут превратить за одну ночь ... ну вы поняли. И этот дар явно не за его скромность и стеснительность. Дальше скачет наш сюжет, и вот он уже владелец некоторого небольшого, но капитальца, необходимого, чтоб вооружиться, рядом с ним тут же оказываются помощники, и дело не обходится без волшебных существ - и вот на что это похоже, когда ему будто с небес падают эти дары? Как в сказочной истории. А как его появление сносит крышу всем окружающим дамам и девицам, будь то принцесса или королева эльфов. За это время сердце его умудряется похитить, конечно же, сама королева эльфов.

На самом деле, это может, и слишком сказочно, но обращаешь пристальное внимание на все это, лишь узнав - и не из книги - некоторые нюансы.

Дело в том, что в этой книге - все, что вы не знали, но хотели узнать о самых узнаваемых клише в жанре фэнтези.

В дальнейших своих путешествиях, приключениях, встречах его пути будут пересекаться и с миром волшебным, и с миром людей, он будет пропадать и возвращаться, терять годы. Но вот какая вещь - теряя годы, будет ли он чувствовать их движение, или под телом взрослого мужчины и рыцаря в доспехах он будет ощущать себя иным, рожденным в другом месте, как будто здесь - это игра, а он пытается играть по правилам того мира. Мы начинаем обращать внимание на его спутников, например, палицу, под именем Мечедробитель, на его встречи и особенно, с кем ему придется пересечься жизнями, судьбами или просто сойдутся тропы в одном месте.

И - сюжет, хоть и представляющий собой микс сказки и средневековой баллады, но вполне ординарный, под рукою мастера обретает оригинальность. А на благодатной ниве романа посеяны семена загадок, того недосказанного, что даст всходы, упражняя ум читателя в логике, глаза - в наблюдательности, а память - во внимании. А если наш брат читатель в этом плане ленив, тогда - се ля ви, неизвестный мир с полным отсутствием объяснений и подсказок. Герой же книгипорой совершает какие-то беспорядочные движения, в которых, впрочем, постепенно будет наблюдаться определенная логика. Вот, например, переписка с братом, или воспоминания героя, перескакивающие и прерывающиеся историями, продолжение которых неизвестно. А представится ли узнать в этом более мощные мотивы, подойдем ли и мы к тому, чтобы немного ухватить то, к чему хорошо бы быть более подготовленным, чем многие из нас, хотя иное мы способны угадать. И если в какой-то момент нас осенит, как Архимеда, и мы уже кричим "Эврика!", тогда чуть не целым предыдущим кускам настанет черед, чтобы лихорадочно листая страницы и возвращаясь к прочитанному, искать ответ на тот или иной вопрос, пытаясь понять, что же это должно быть. А можно книгу просто прочесть. Потом еще раз, уже изыскивая ключики и прочие "места силы". Если этого не искать, можно остаться в дураках недоумении, как некоторые на том же Фантлабе. Хитросплетения происходящего, герои, которые будут той опорой, чтоб перевернуть мир, порой даже характер их отношений, да даже порой некие привычки и поступки кого-то надо еще в верном ключе расшифровать, без перечитывания здесь не обойдется. Но не без того, что некоторые вещи и вовсе останутся под спудом неизвестного... Хотя всегда ли нужны детали?

Чем больше читаешь фэнтези, тем больше понимаешь, что у каждого автора может быть своя "изюминка", идущая от каких-то переработанных моментов древних сюжетов, тех же древних греков, западноевропейских средневековых легенд и мифов (скандинавы, Рыцари Круглого Стола, кельтские истории), да и появившихся в более поздний период. Факт вроде известный, но об этом иногда забывается. А ведь кто-то из пишущей братии вообще перепахивает того же "Властелина колец", истории о Нарнии, что еще обычно приходит в голову, историю кэрролловской Алисы? Но иногда появляются авторы, которые привносят на уже закостеневшее и казалось бы, застывшее дерево, новые юные побеги.

В романе еще практически сразу ощущается намеки и аллюзии на британские легенды, не только британские, отзвуки древнегерманской мифологии, скандинавского эпоса. Здесь чувствуется именно авторские вариации известных мифов и легенд, да и легенды об Артуре тоже играют своб роль. Есть много моментов, например, присутствие великанов и сражения с ними - это можно отыскать в других всемирно известных легендах. Имя короля Арнтор, произнесите его и сами поймете, на чье имя оно похоже, а поскольку он является сыном драконихи, тут же придет на память и фамилия Пендрагонов, в которой вы точно услышите рык дракона. Название мира в книге - Митгартр, и я не удивлюсь, если вам на память придет Мидгард - мир людей в скандинавских сагах. Четвертый мир, находящийся посередине семи миров, и Мидгард - посередине девяти, и зовущийся "срединным миром". Мимо имени богини Хель тоже нельзя пройти, как и мимо некоторых других имен, а также имен, принадлежащих миру предметов, неживому. Хотя и со своей магией.

И хочется отметить еще одно.мИногда появляется ощущение, что Вулф выставляет "благородное рыцарство" далеких веков не в самом лучшем свете, и даже больше, иногда это выглядит карикатурой. Но наверное, понятие "рыцарского романа" - это тоже вещь в себе и было бы странно, если бы Вулфом не были сделаны попытки показать его неоднозначность. С одной стороны, мы знаем, что должно присутствовать в рыцарстве: честь, справедливость, готовность защищать, чувство долга, преданность, а с другой - некоторые из нас в курсе острых моментов иных исторических периодов и, конечно, совсем другие чувства вызывает то, что демонстрировали реальные "рыцари": жажду богатства, себялюбие, высокомерие, и кстати, полное отсутствие того самого, что мы так любили в "Трех мушкетерах" - " все за одного, один за всех" ... Но иногда ученики, особенно участвующие в тренировочных рыцарских боях, впитывающие науку поражения, но никак не победы, показывают нам мир рыцарей с изнанки, и труд их наврядли покажется столь уж простым.

А вот понять, почему это творение должно быть одним из очень непростых и ярких, но в то же время с такими основами, в которых видна кропотливая работа автора, наверное, можно, и не в последнюю очередь благодаря стилю, при этом поднимая волну непередаваемых ощущений. К мысли о значительности и сложности романа я пришла не без подсказок, есть люди более продвинутые, у которых и образование не подкачало. Но и этот роман, при всех его вкусностях, лишь высветит своеобразное дарование мастера. Говорят, что его рассказы - каждый, как бриллиант. И своеобразная его манера огранивает пусть несколько по разному каждое, даже небольшое его произведение.

Ну и как часто бывает у меня, не могу не провести тонкую красную линию к другой недавно прочитанной книге, мазнуть кистью в сторону второго романа цикла "Светлый Ард" Уильямса "Скала прощания". И не только к нему. Та же история с драконом, поиски меча или выжидание до того момента, как волшебный меч обрушится герою в руки - и непременно волшебный, попадание к эльфам, эти моменты прослеживаются весьма точно. Как порой плавно мы переходим от чтения одной вещи к другой, да так, словно мы переходим из одной комнаты в другую в одной квартире. Удачное соседство, которое неплхо и продолжать бы...

"Дайте две", "Собери их всех", Школьная вселенная", "Спаси книгу - напиши рецензию"