winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 декабря 2021 г. 16:13

570

3.5 «Никто не может сам выдумать такое. Каждая ветка, каждая скала на картине имеют значение. Все они несут тайный смысл…». Стесняюсь спросить автора, и какой же?

В магазинчиках при музеях часто продают реплики разных знаменитых артефактов – посуду, предметы интерьера, украшения. Такие вещички, обычно не имеющие утилитарной ценности, иногда хочется купить просто так, ради того, чтобы они у тебя были и хранили воспоминания о тебе, видевшем и то, и это... Книга П. Демпфа напомнила мне такую реплику: все, вроде бы, похоже, и все же – не то. Может, это судьба всех стилизаций: как бы хорошо они ни были сделаны, в них всегда чего-то не хватает. Души создателя, наверное, или духа времени, поэтому «Тайна…» читалась с отчетливым осознанием, что все здесь происходит понарошку, все наивно и не всерьез.

Замысловатый по определению жанр интеллектуального детектива иногда удается авторам лучше, и тогда ты погружаешься в чужое волшебство, иногда выходит так скучно и странно, что остается только бороться с желанием закрыть книгу, сразу или постепенно утрачивая надежду найти в ней скрытые ходы и тайные смыслы. Здесь был, скорее, второй случай, хотя автор, безусловно, потрудился, чтобы все было похоже на историческую реконструкцию – экзотическая обстановка, теологические споры, костры инквизиции, толкование символов, пристальное рассматривание фрагментов «Сада земных наслаждений» Босха. Казалось бы, все есть, и все же что-то никак не срасталось: даже несмотря на то, что репродукцию я постоянно держала перед глазами, в авторские фантазии не верилось и иллюзии погружения в саму атмосферу символического творения Босха не возникло. Кто-то совершенно верно подметил, что с двухметровой створкой за пазухой скрыться незамеченным из средневекового города, в общем, трудновато, и величие оригинала просто выпирало из скромной пазухи П. Демпфа.

Во всем этом было что-то искусственное, притянутое за уши. Даже два сюжетно различающихся временных пласта впечатление не спасли – они оба были населены слишком уж одномерными героями. Ни из исторического, ни из детективного ракурса было невозможно понять до конца, в чем же здесь, собственно, тайна, каково было скрытое послание человечеству, приписываемое автором Босху. Похоже, стартовый замысел был побогаче, но что-то, как говорил Л. Кэрролл в «Алисе…», с ним случилось по дороге, и до финала он не добрался. Фантазии же насчет каких-то изначально иных отношений между мужчинами и женщинами выглядели неубедительно и даже как-то по-детски. В итоге детективная линия мне показалась поверхностной и грубой, а историческая реконструкция – затянутой и скучной. Моим мыслям, чувствам и воображению здесь просто было не за что зацепиться, сколько я не внушала себе, что я в 1500-м году, и сколько бы не пялилась в триптих Босха. Читалось фрагментарно, резонанса не возникало.

Картина эта – «…Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней» (Ф. Тютчев).

картинка winpoo

Вероятно, слава Д. Брауна или Й. Пирса не давала спокойно спать П. Демпфу, но написанная им «Тайна…» вряд ли спасла от бессонницы, ее маловато, чтобы почивать на лаврах.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!