Больше рецензий

23 ноября 2021 г. 13:41

2K

4

Роман - скандал: в США и некоторых странах Европы находился под запретом из-за обилия ненормативной лексики, откровенных сексуальных (гомосексуальных в основном) сцен, сцен с педофилией и т.д. Только после двух громких судебных процессов в США было разрешено его свободное распространение, и с романа были сняты обвинения в "непроистойности". "Naked Lunch" - одно из знаковых произведений бит-поколения, как и "В дороге" Керуака. В ней подробно (слишком, слишком подробно) описываются будни людей, связанных с наркотиками (то есть и тех, кто принимает, и тех, кто распространяет, и тех, кто ловит). С помощью собственного обширного опыта Берроуз показывает, на что люди идут ради дозы, какими многочисленными способами еë употребляют, как себя чувствуют после.

Я приняла решение осилить это значимое культурное явление, чтобы хотя бы знать, о чëм речь. Смогла я вынести это мероприятие только минимально погружаясь в чтение, воспринимая текст отстранённо и с большой осторожностью. Хотя допускаю, что если есть люди, которые так же, как в naked lunch, живут, вероятно есть и те, которые смогут прочесть его без тошноты и мучительного отвращения.

Составленное как сборник разнородных записей, будто вырванных из дневников (при этом в весьма произвольном порядке), роман требует немалых усилий, чтобы их соединить и найти хоть какие-то связующие нити. Но труд этот в поисках сюжетной линии или еë подобия особым успехом не увенчивается: если какие-то фрагменты и можно соединить, общая "понятная" картина всё равно не появится. Намеренно это сделано или нет, но вполне отражает разодранное, фрагментарное восприятие мира тех, чей мозг и чья жизнь повреждены наркотическими веществами.

Но нужно прояснить, что такие сильные эмоции отвращения возникают не от самой по себе темы (в современной культуре в той же киноиндустрии достаточно ярких примеров жизни с наркотиками, так что даже самые "благополучные" по большому счёту осведомлены, как выглядит такой способ жить). Речь персонажей, головокружительное смешивание действительного и мнимого, путанность потока сознания, доведённые до крайности кошмаров сцены, - всë это слишком живо погружает на дно человеческого существования, когда всë внимание, все силы направлены на удовлетворение единственной цели, когда тело воспринимается утилитарно, как дрянной кусок материи с венами.

И ещё всë усложняет то, что очень трудно найти грань между условным "вымыслом" Берроуза и его непосредственным опытом. Когда начинаешь об этом думать, приходится перейти через барьер омерзения и установки "какой ужас, так жить нельзя, это же дно". Это вовсе не с воспитательными целями произведение, чтобы все увидели, до чего можно дойти с употреблением наркотиков (хотя Берроуз бросил и был этому рад, этим опытом он тоже там делится), увидели - и раз и навсегда решили никогда их не пробовать.
*Если бы это было таким произведением, вряд ли бы автор приводил подробную классификацию веществ и к каждому прилагал способы их употребления.

И когда начинаешь думать, что это тоже ведь выбранный людьми способ жить, начинаешь искать причины, почему такое можно сознательно выбрать. Контекст "Голого завтрака" - нонконформистское движение битников, "разбитого поколения", отрицающих общепринятые в середине XX века ценности и образ жизни, отвергающих ханжество и лицемерие общественного мнения и морали, боровшихся с "промывкой мозгов" масс-медиа (не сказать, что почти за век мы слишком далеко от этого ушли, так что полезно подумать и сейчас). Жизнь героев "Голого завтрака" - это выбор чего-то, что не входит в мейнстрим, выпадение из конформистского и репрессивного общества с чуждыми идеалами, отвращение от глупого и фальшивого общепринятого способа жить; выбор пройти собственный путь. Правда, с очень малыми шансами с этого пути сойти.

Коротко: Не знаю даже, надо вам оно или нет