Больше рецензий

p4olka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 марта 2013 г. 20:32

904

3

Тут не без волшебства…

Если покопаться, попытаться раздробить книгу, то можно найти в ней много любопытных и цепляющих особенностей. Волшебство в книге содержится не только в сюжете, но в самой ауре, атмосфере если хотите, в способе представления и в таинстве смыслов, заключенных в Доме.

Герои магические, уникальные, образы законченные. Личности дома никак не хотели быть детьми в моем воображении – настолько герои целостны; абсолютно сформированные характеры, житейская мудрость и опыт, философский взгляд на события – да какие это дети? Вообще Мариам Петросян учит читателя не придавать большого значения внешней физической форме (без рук он, без ног или вообще слеп), фактам, местоположению дома, времени происходящего; она подчеркивает неважность возраста человека и т.п. Поэтому оболочка произведения становится настолько тонка, что кажется выше физической материи и находится между сном и явью, между жизнью и потусторонним миром. Магия в такие обстоятельства вплетается очень органично, без нее просто никак.

Слепой в Доме действует так, словно видит лучше многих зрячих; люди без ног и без рук запросто лезут на крышу Дома по стене безо всяких приспособлений, утверждая, что ноги или руки человеку не нужны; неказистая девушка вдруг становится красавицей. Но это не попытка стереть границу между добром и злом, между черным и белым, а попытка донести читателю бренность внешней оболочки, подчеркнуть главную роль внутреннего мира, попытка подняться над действительностью, взглянуть на мир шире и мудрее.

Многие обвиняют автора в том, что он якобы манипулирует «горячей» темой детей-инвалидов, детей, от которых фактически избавились родители. Я считаю, что книга абсолютно никак не манипулирует этой темой. То, что главные действующие лица инвалиды, лишь позволяет писательнице замкнуть пространство, подчеркнуть индивидуальность, загадочность, оторванность каждого, и помогает вызвать читателя на диалог, плотнее соприкоснуться с миром и завершить условия для введения магического аспекта. Манипуляция в виде давления на жалость, попытки показать жизнь героев тяжелой полностью отсутствует.

Для усиления эффекта нереальности, сна автор использует ретроспекцию, зачастую этим механизмом стирается грань между настоящим и прошлым. И сказки, связанные с повествованием (не пишу с общим сюжетом, потому что как такового сюжета нет), позволяющие приоткрыть завесу внутреннего мира членов стаи (ах, я еще не рассказала, что герои живут стаями?).

Ну так вот. Все обитатели живут по законам Дома, кроме того, они объединяются в стаи и у каждой стаи есть свои законы, ритуалы, традиции. Если смотреть выше уровня образа героев, то стая – это тоже образ, более обобщенный, и ведет он себя зачастую как личность, также стая и описывается автором: у каждой стаи есть свой внешний облик, свои особенности, привычки и т.п. Герои чувствуют своего состайника как часть самого себя, например, способны предчувствовать смерть одного из своих; многие законы стаи негласны, но принимаются и исполняются всеми, лишь один Курильщик не в состоянии понять их из-за белого оперения.

Герои слиты с Домом, а Дом слит с ними. Поэтому обеим сторонам очень сложно друг без друга. И здесь существуют только два исхода: Дом разрушается, герои превращаются в спящих, или деградируют (помните Слепого ребенком в финале?), или продолжают жить по законам стаи, но уже в семьях.

Немного о том, что не понравилось.

Рамку книги – начало и конец – читать было интересно, но средняя часть, где на многих-многих страницах фактически ничего не происходит, лишь глубже описываются законы стаи и Дома, была скучной.

Автор не ставит себе глобальную цель научить чему-то человечество, поэтому измениться к лучшему с этой книгой вряд ли получится. Дом подарит вам незабываемое посещение загадочного и любопытного мира, живущего по своим законам, подарит особое состояние души, даже заставит задуматься и размышлять, но больше над формой, структурами, связями внутри текста, а вовсе не о «разумном, добром, вечном», поэтому я понимаю тех читателей, которые будут говорить о потраченном впустую времени.

Одна из тех книг, которым три звезды мало, а четыре много=)

Книга прочитана в рамках игры "Открытая книга" по совету Burmuar .

Ветка комментариев


Мне книга безумно понравилась, и, хотя Дом меня отталкивал и не принимал, я всё равно погрузилась в мир Мариам настолько, что выходить из него было болезненно.
Читать было очень интересно. И я не согласна. что ничего не происходило.

но средняя часть, где на многих-многих страницах фактически ничего не происходит, лишь глубже описываются законы стаи и Дома, была скучной.


Сплетение двух времен - это разве "ничего не происходило"? Что-то уже произошло в прошлом и что-то происходит сейчас. И то, что в прошлом произошло, оно опять же происходит сейчас - в воспоминаниях, т.к. Дом не забывает, стены помнят.
А как было интересно отгадывать, кто из нынешнего времени является тем или иным мальчиком в прошлом. Клички менялись, а дети, дети оставались те же: со своими проблемами, страхами, радостями, - нет, вру, - но они также и менялись, становились взрослее, а значит потихоньку "уходили" из Дома, и всеми силами этому сопротивлялись.


Мариам Петросян удалось из слов создать целый мир. Начинаешь читать, и буквы исчезают, ты там, в Доме, в котором...


Согласна во многом с Вами=)

Сплетение двух времен - это разве "ничего не происходило"? Что-то уже произошло в прошлом и что-то происходит сейчас.


Может, просто книга "не моя", но когда кто-то пошел в столовую, поели, кто-то пришел, кто-то умылся, потом герои пошли на двор, потом искали рубашку, потом пошли в лес, бытовые подробности - скучно читать про это на многих страницах((

А как было интересно отгадывать, кто из нынешнего времени является тем или иным мальчиком в прошлом.


Я отгадала только Сфинкса по протезам) У меня остался вопрос о Лосе - кто он в будущем?

А как Вы считаете, почему в конце Слепой превращается в ребенка? И про Спящих тоже интересно было бы услышать.


Насколько помню (читала год назад, надо бы перечитать), Лося в настоящем нет. Он был убит при битве кланов накануне предыдущего выпуска.
Чёрный ранее носил кличку Спортсмен. Вожак третьей группы, которая с растениями, не помню, как зовут его - один из близнецов, его брат умер. Еще какие-то параллели были, надо перечитать, чтобы вспомнить.

Про Спящих вообще не помню, кто такие, что делали.
Финал романа очень необыкновенен и истолковывать его можно по-разному.

Почему Слепой снова превращается в ребёнка? Думаю, потому что он ребёнком никогда не был. И это для него своеобразный подарок - прожить детство, которое у него отняли, ведь он всегда был умнее и мудрее других.
И, с другой стороны, он бы не смог без Дома. Он с ним сросся, стал зрячим, там, в ночном лесу, стал оборотной стороной дома, оборотнем. Куда он такой? Взрослый, он со своей мудростью никому не нужен в этом мире. Не нужен никому, кроме Дома.


Спящие исчезли накануне выпуска (т.е. в финале), потом еще всех допрашивали и обыскивали. Так и не отыскали пропавших. По сюжету Спящие заснули и перестали жить в Наружности. Потом некоторые из них "испарились", "исчезли". Вот этого я тоже не поняла, почему они исчезли, почему их стало меньше. Ведь не сказано, что они проснулись и начали жить, а именно просто их стало меньше.
Про Слепого очень интересное мнение, спасибо, я с ним согласна.
Убийство Лося пропустила, не помню((


Перечитаю, а то про Спящих вообще не помню =(


Вспомнила!!! Стервятник звали вожака третьей группы.
Очень он понравился мне.
В детстве совсем другой. После смерти брата стал нелюдимым, одиноким, половинчатым.


ещё:
Вонючка=>Табаки
Смерть=>Рыжий
может ещё кто, не помню сейчас


Вот-вот! Точно!!!
Я долго вспоминала, кем же Табаки был.

А со Смертью-Рыжим вообще отдельная история...

И жалко, что Волк не дожил до настоящего.


возникает вопрос - вы точно читали?


Книги, которые мне не особо интересны, хочется чтобы они побыстрее кончились и т.п. запоминаются не так хорошо, как яркие и сильные книги. Тем более там столько каши( О многом прямым текстом не говорится - только намеками. И это может понять только тот, кому книга реально понравилась.
Извините уж меня за это, но некоторые вообще книгу не дочитывают. Я хотя бы пытаюсь разобраться и дочитала...


про Лося было достаточно ясно сказано.
разве что вы читали "по диагонали" из-за отсутствия интереса и просто пропустили.


О многом прямым текстом не говорится - только намеками.


В этом-то и прелесть!


А меня Дом принял сразу же,не было разбиваний носа об углы. Книга настолько оказалась близка,что было очень мало этой тысячи страниц. Как же я завидовала героям, как бы странно это не прозвучало! Мне в жизни остро не хватает подобной общности, понимания, духовного единения. Все сейчас настолько зациклены на себе, что уже пожалуй и не встретишь человека, которому можно было бы раскрыть душу, вывернуть себя наизнанку.
А какой потрясающий в ней мир описан! Очень зацепил эпизод, где Слепой на чердаке среди старой листвы и пыли играет на губной гармошке пауку...просто до мурашек! Сказать, что я в восторге от книги - не сказать вообще ничего.


А я всё время вспоминаю их чаёвничество на сдвинутых кроватях. Очень трогательно видеть их всех вместе.
В моей памяти они там так и остались, в этом эпизоде, счастливыми и улыбающимися, навсегда.

Я сказала, что Дом меня не принял, имея в виду, что если бы довелось пройти через Его стены и выпуститься, то мне было бы больно, но я бы ушла. Поэтому я сравнила бы себя со Сфинксом. Он всё-таки вышел в реальность и не ушёл полностью в оборотный мир Дома, как Слепой, который бы убил за Дом.


Да, Ночь Сказок прекрасна, как и Самая Длинная Ночь, сколько бы кошмаров в ней не таилось. Сам Дом мне тоже был ближе,чем Лес...да и для многих детей Изнанка была опасным и неприветливым местом...только Слепой был больше волком чем человеком, в обоих реальностях. И если думать, ушла бы или нет..то да, наверно бы ушла, только вот очень больно бы было от расставания.