Больше рецензий

4 ноября 2021 г. 23:13

311

0 По эту сторону жизни

Дебютный роман Скотта Фицджеральда, названный "манифестом поколения" и сделавший автора знаменитостью, вышел в 1920 году. На тот момент писателю было 23 года, роман во многом автобиографичен.

Аннотация обещает "историю молодого самовлюбленного аристократа, прошедшего суровую школу первой мировой и осознавшего истинную ценность жизни".

Что получаем? Аристократ Эмори Блейн - скорее буржуа, но и правда самовлюбленный. В школе он достигает таких успехов, что на уроках старается хуже отвечать. А ещё он чертовски красив, о чем упоминается не один раз (Фрэнсис Скотт в юности и правда был милашкой, можете поискать фото). Эмори очень умен и не видит свою жизнь без литературы. В колледже он становится редактором газеты, но из-за лени теряет пост и уходит на войну вместе с однокурсниками.

Здесь то я и ждала обещанного преображения "романтического эгоиста", но не случилось. Войне посвящены 5 страниц, на которых уместились 2 письма и стих.

После войны герой встречает ту самую. Но Эмори лишается состояния и вынужден (о, боги!) искать работу. Та самая выходит за нелюбимого, но богатого. И вот оно - "преображение": Эмори понимает, насколько несправедлив мир, особенно к бедным, и что даже любовь сдаётся под натиском купюр. В конце он отправляется в альма-матер, до места его подвозит бизнесмен, и Эмори толкает ему речь о социальном неравенстве. Конец

Плюсы:
прекрасный язык и слог автора,
разные жанры и формы (здесь и проза, и стихи, и даже пьеса),
есть, где посмеяться, автор часто иронизирует над самим собой,
много литературных отсылок.

Видно, что это дебют молодого человека. Здесь хорошо отражены современные автору темы: "вечеринки с поцелуями" и  викторианские матери; сцена в гостинице и закон Манна; развлечения "золотой молодёжи" 20х (спойлер: изменились разве что масштабы гуляний и ассортимент одурманивающих веществ). Думаю, для начала XX века этот роман действительно был манифестом, как "Ловец во ржи" - для его второй половины. Сейчас это скорее история о потерянном молодом человеке, который что-то ищет, чего-то хочет и куда-то идёт, но не знает, куда и зачем.