Больше рецензий

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 октября 2021 г. 19:11

628

4 Вариация на тему сбежавшей невесты

В трилогии Лорки о крестьянах селений Андалузии эта пьеса идёт первой, но, так уж вышло, я прочитала ее последней (рецензии на две предыдущие можно посмотреть здесь и здесь). Но это не критично: сюжеты произведений не связаны, герои не повторяются. Здесь связь иного рода: идейная, тематическая, смысловая. Во всех пьесах воссоздаются яркий колорит испанской провинции, быт и нравы сельских жителей, неписанные законы жизни семьи, поднимается ментально знаковая для испанцев проблема чести, изображается бессилие человека перед любовью, страстью, звучат мощные трагические аккорды.

Сюжет «Кровавой свадьбы» не назовёшь оригинальным: в день свадьбы невеста сбегает от жениха со своим былым возлюбленным. Нетривиален здесь способ изображения событий. Безымянная Невеста воплощает торжествующее плотское начало, победившую страсть, подчиняющую себе человека, толкающую его на безрассудные поступки. Лорка включает в пьесу массу вокальных партий, музыкальных номеров (дуэт скрипок и т. п.), зрелищных сцен (свадьба, связанная с ней броская этнографическая обрядность). Всё это, а также введение фантастических образов (Луна, Смерть) и волшебных элементов придает пьесе оттенок жанра феерии.

Похоже, для драматурга очень важно цветовое решение сцен. Оно неоднократно подчеркнуто ремарками: жилище жениха и его матери – «Комната, окрашенная в желтый цвет» (в финале его смысл станет понятен из реплики хозяйки дома: «на их устах желтеет смерть»); жилище семьи Леонардо – «Комната, окрашенная в розовый цвет» (= нежность, любовь, забота в доме, где подрастает малыш); в комнате Невесты – белые стены (= чистота, невинность); в сцене ожидания молодых из храма – «Светло-серые и синие холодные тона. (…) Темноватые и серебристые тона» (т. е. холодные оттенки, передающие эмоциональное состояние героини). В эпизоде смерти соперников «Сцену заливает яркий голубой свет» (= высшая точка накала страстей). Финальная картина дана в яркой цветовой аранжировке: «Белая комната… Справа и слева белые скамьи. В глубине большая белая арка и такого же цвета степа. Блестящий белый пол. В этой с виду простой комнате есть что-то от монументальной церковной архитектуры. Нет ни серого цвета, ни тени, ничто не создает перспективы. Две девушки в темно-синих платьях разматывают красный клубок». И появляется оттенок какого-то эпического размаха трагедии.

В пьесе есть любопытный ключевой образ – нож: с его упоминания начинается действие (Жених просит у Матери нож, чтобы срезать виноград, она же с болью вспоминает о погибших от ножа муже и сыне), им же и заканчивается (нож становится орудием убийства соперников). Этот образ-символ проникает даже в описание природных явлений: «Луна. Воздух все тверже и острей: точно нож с двумя лезвиями». Почему именно нож? Осмелюсь предположить, что это наиболее подходящее оружие для защиты испанцем чести.

Пьеса, бесспорно, интересна, но высший балл не ставлю: мне не очень близка такая аллегоричность и условность произведения, есть в этом какая-то умозрительность, которая мешает проникнуться чувствами героев.

Прочитано в группе «Драматургия» в рамках обсуждения творчества драматурга Осеннего сезона – 2021.

Комментарии


Он же был художник, вот и писал картину спектакля всеми возможными средствами. И цветом, в том числе.


Да, художник. И музыкант: он ведь сам написал музыку к этой пьесе. Столько талантов в одном человеке!