Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 августа 2021 г. 14:37

572

2 Правый среди левых, левый среди правых

Нормальному человеку эта работа интересна не будет. Она содержит в себе слишком много внутрицеховой полемики, которая обычному человеку не то чтоб не знакома, а вообще не интересна. Мне, как специалисту, дискурс, в который нас приглашает автор, понятен, но я бы тоже не сказал, что это представляет какой-то интерес. Хотя сам автор пишет горячо, ярко, и старается привлечь на свою сторону максимальное количество последователей. Почему? Давайте разбираться.

Минута истории
Никаких «капитализмов», «коммунизмов» и «социализмов» в реальном мире не существует. Все эти слова, и смыслы, скрывающие за ними, представляют собой теоретические модели, конструкты, которые характеризуют некое идеальное состояние, которое в природе может не встречаться. Как не встречается в природе «подонков» в чистом виде, или дистиллированных «святых». Поэтому, когда ученый характеризует себя как «либерала» или «марксиста», — к этому надо относиться спокойно. Примерно так же, как к человеку, который называет себя «православным», и который в церкви был один раз — когда его туда заносили для крещения. Это идентификация себя на культурном уровне, декларация преемственности культурному коду, но не более. Правда из этого закона есть исключение — если среда не маргинализирована. Любые меньшинства в науке регулярно становятся маргиналами, а это, в свою очередь, влечет за собой радикализацию их взглядов. В результате могут возникнуть попытки воплощения теоретического конструкта (возникшего и выцветшего именно в рамках маргинализации своего носителя) в реальности — классический пример Е.Т.Гайдара, когда кабинетный учёный стал пытаться воплощать все то, что прочитал в хороших учебниках. Такое расхождение теории и практики.
Что же такое «капитализм»? Капитализм это ретроспективное название общественно-экономической формации, предлагающий особую модель распределения результатов труда полученного посредством наемного труда, и произведенного на основе актива, который принадлежит капиталисту. Таким образом капитализм плотной пуповиной связан с марксизмом, просто потому что своё определение забирает именно из него, и базируется на марксистском методологическом базисе. В результате мы имеем дело с конструктом, сформулированным в чуждом для него философско-гносеологическом базисе. Это предопределяет будущее капитализма как учения — он всегда находится в режиме обороны. Почему? Да потому что его создали те, кто нападал на него. Именно в этой ловушке изначально сидит автор, и никак не может из неё выбраться.

Социалистическая Франция
Франция — это страна победившего социализма; не в марксистском плане, конечно, но очень близко. Огромное количество социальных программ в сочетании с системой налогообложения, необходимой для их финансирования предопределяют и основной вектор развития экономической мысли во Франции. И автор, позиционирующий себя как «капиталиста», причем не просто капиталиста, а представителя австрийской школы — неизбежно начинает вещать с самых маргинальных позиций.

Еще чуть-чуть истории
Был великий Адам Смит, который впервые указал на тех, кого Маркс назовет «классом капиталистов» — у Смита это просто «капиталист». Есть Маркс, который, в свойственной ему манере, смешал политическое и экономическое, обозначив экономику как фундамент всей политической конструкции (надстройка — базис). И есть Кейнс, который перевернул всю игру, и который настолько реформировал классическую Смитовскую систему, при этом оставаясь в ней, что вопрос, является ли Кейнс представителем классической Смитовской экономической теории или нет до сих пор является предметом для споров.
Кейнс как явление возник не на пустом месте — а возник он из маржиналистской революции, которая, в свою очередь, ответ на залп Маркса. Маржиналистская революция породила 4-е экономической школы — Лозаннская, Шведская, Англо-Американская и Австрийская. Думаю, вы и так догадались, что Кейнс это идейный продолжатель Англо-Американской школы. Лозаннская всегда тяготела к математике (Вальрас и Парето, если эти фамилии вам о чем-то говорят), но особый интерес представляла Австрийская школа. Это были самые-самые упёртые «рыночники», которые видели в Смите спасание, а во всем, что было после него — ересь. И всё последующее богатство экономических событий (например кризисы, обусловленные спросом, а не предложением) они пытались объяснить именно с позиции «как бы на это ответил Смит из своего XVIII в.». Современные Марксисты не менее упоротые, только у них телефон к духу Карла Маркса, и глобальные кризисы перепроизводства, равно как и отсутствие краха капиталистической системы (потому что её, сюрприз, нету — не забывайте, что это теоретический конструкт) они пытаются объяснить так, как бы это сделал Маркс (разумеется, в их понимании). Вот именно с позиции австрийской школы автор и пытается нам объяснить-не объяснить, доказать — не доказать, что капитализм это единственно верный ответ на кризисы, даром что кризисы это норма, а капитализм существует только в отдельной голове — маргиналы на такие мелочи внимания не обращают.

Так о чем же книга?
Книга пытается доказать, что капитализм не виноват в произошедшем кризисе 2008 года, а виноват, барабанная дробь, НЕПРАВИЛЬНЫЙ капитализм. Т.е. капитализм, зараженный ересью монетаризма (направление, согласно которому регулирование экономики происходит на основе монетарных (денежных) факторов, через объем денежной массы, её доступность и пр.) и кейнсианства (кейнсианство предлагает богатый инструментарий регулирования экономики, но не напрямую, а опосредованно, через ставку рефинансирования, например). С автором не то чтоб сложно поспорить, а как-то даже не находишь почвы для спора, потому что мы расходимся как люмены и водопад.
1. Нет никакого «капитализма» в чистом виде нигде, кроме голов отдельных теоретиков. И «вернуться» туда нельзя, ибо мы там никогда не были. Вернуться можно разве что в рай, и то для отдельных верующих;
2. «Кризис» это плохо? Нет, кризис это естественно. Цикличность в экономике была замечена еще до возникновения экономики как науки — тогда её связывали с неурожаями (климатический фактор), потом с активностью солнца, но кризисы сопровождали нас всегда. Более того — и человека сопровождает кризис постоянно. Если после 40 лет вы встали с кровати, и у вас ничего не болит — значит вы умерли. Поэтому за «хорошо» в экономике всегда следует «не очень». Добавиться, чтоб подобной ситуации не было — все-равно что уподобиться ребенку, который хочет на обед только конфеты, но не хочет супа;
3. Тезис «виноват не капитализм а неправильный капитализм» безошибочно отдаёт религиозными верованиями. Почему? Да потому что так можно оправдать все что угодно: «Правильные лекарства всегда помогают, а если не помогают или вредят — то это неправильные лекарства». «Правильная религия это всегда хорошо, а если плохо — то это неправильная религия» и пр. Т.е. сам по себе тезис не ведёт вообще никуда;
Вот и получается, что приглашают нас вернуться в теоретический конструкт, которого никогда не было, в котором не было нас, и который существует только в отдельно взятой голове.

Вместо послесловия
Как ни странно, я бы это книгу даже порекомендовал — с одним условием. Для студентов, и исключительно в рамках полемики, чтоб они понимали, что: а) не каждый зарубежный профессор — умный, и его надо слушать; б) не все, что написано на бумаге — истина. Если книга используется так — это хорошо. Если иначе? Лучше не иначе.

Комментарии


"... Как не встречается в природе «подонков» в чистом виде"
Вот это зря. Встречаются.
Ну, и противоположный участок гауссианы должен быть кем-то заполнен. То есть и святые должны встречаться в природе. Просто о-о-очень редко.


Я все-таки не соглашусь. Даже откровенный подонок к кому-то все-равно хорош. Даже совсем святой кому-то не святой.
Другое дело, что человеческому мозгу очень сложно без абстрактных моделей и крайностей. Все мы видим через крайности.


Крайности - черта реального мира.


Опять же, не соглашусь. Крайности это необходимый элемент для восприятия человеком реального мира. Свойства реального мира для нас, увы, недоступны, т.к. мы не можем познавать его внесубъектно.


"Свойства реального мира для нас, увы, недоступны, т.к. мы не можем познавать его внесубъектно".
Что, так-таки ВСЕ свойства реального мира нам недоступны?
А внесубъектное познание точно невозможно?
И вообще: какое у Вас философское кредо?


Я готов к тому, что они могут быть и ВСЕ недоступны. :-) Т.е. радикальные солипсисты в конце-концов окажутся правы. Это не отменяет необходимость познания, но к такой фундаментальной подлянке надо быть готовыми. А то обидно будет.
Внесубъектное познание возможно, но не человеком. :-)
Мое философское кредо: "Всегда".


"Внесубъектное познание возможно, но не человеком" - вроде бы кажется очевидным, но я как-то побаиваюсь столь очевидных вещей.
А философское кредо, конечно, лучшее из возможных:)


Здесь очевидностью и не пахнет, т.к. мы упираемся в "что есть человек", а здесь много кто потонул, в этом болоте.
А философское кредо да, старался.


Похоже на легенду о Золотом веке, пересказанной с точки зрения экономиста


человеку, который называет себя «православным», и который в церкви был один раз — когда его туда заносили для крещения

Есть классическая шутка про "православного на колёсах", который в церкви был три раза - завозили на коляске для крещения, приезжал на лимузине для венчания, привезли на катафалке для отпевания.

Вальрас и Парето, если эти фамилии вам о чем-то говорят

Если я правильно помню лекции своего профессора по истории России начала ХХ века, Парето - это один из разработчиков теории элит и контрэлит. Он?


Не совсем, Вальрас и Парето это представители Лозаннской школы, наиболее математизированной среди маржиналистов. Но по элитам тоже могли что-то писать - тема то была очень популярная.


Чаще пишу на своем ТГ-канале под названием Дневничок. Подписывайтесь.


Долго смеялся над названием, даже хотел из-за него купить. Но, судя по отзыву, это скорее грустно, чем весело. Спасибо.


Точно не весело.