Больше рецензий

19 декабря 2012 г. 13:54

632

4.5

В этой короткой повести три героя. Один — Шут, Валентин Тряпишников, который ведёт свой дневник. И как бы он не старался убежать от своего обыденного "я", Вальку и Шута всё равно не разделить. Второй — человек, нашедший дневник шута и читающий его. Мы узнаем немного об этом человеке в конце произведения, но большую часть времени он будет оставаться для нас холодным гласом разума, трезво и справедливо оценивающим поступки героя дневника и объясняющим его поведение. Третий — автор. Ни за что не верю, что он сконструировал всю эту ситуацию чисто теоретически, тем более, зная личность Вяземского — чрезвычайно одарённого, умного, язвительного человека. Мне кажется, и сам он в возрасте подростка был одно время одержим бесом гордыни и пафоса (впрочем, как и многие из тех, кто может мыслить), а потом повзрослел и произвёл переоценку собственного поведения. Конечно, вряд ли это выражалось так радикально, но всё-таки я так и видела Вяземского во многих аспектах поведения главного героя дневника.

Итак, главный герой, будучи юн и наивен, пытается решить некую проблему по справедливости, но получает взбучку от суровой реальности. И в этот момент сублимирует ту часть своего "я", которое не приемлет такой гадости, в отдельную личность по имени Шут. Интеллектуальное развитие, специфичный круг чтения (под влиянием отца, который увлекался востоком вообще и философией в частности) делают эту выдуманную личность довольно интересной и по-восточному трикстерообразной. Теоретически он должен заступаться за слабых и наказывать тех, кто в мире совершает поступки неправедные и нехорошие. Однако юношеский максимализм не замаскировать якобы древней мудростью, поэтому на деле выходит совершенно другое. Да, Шут по-своему мстит за зло, причинённое другим (и ему тоже). Но какой в этом смысл, если злодеи не раскаиваются и вообще не знают даже, за что их макнули носом в какашки? Да и вообще, можно ли творить зло самому во имя блага? Ничего разумного, доброго, вечного, созидательного действия Шута не несут. Однако он горд в своём не таком уж необычном подростковом бунте, он пыжится и считает себя чуть ли не суперменом, самым-самым. Хотя практика показывает, что он обычный, просто чуть более одарённый и целеустремлённый, чем другие. Как и следовало ожидать, в итоге это приводит к коллапсу. Коллапс жутковатый и неприятный, но такой полезный... Хорошо, что Шут преодолел в себе разрушительное начало и с помощью чужого примера встал-таки на путь настоящей справедливости.

Есть ли смысл творить добро, если его никто не замечает, если не всегда оно приносит положительный результат, если мир от этого, казалось бы, лучше не становится, а зла вроде бы только больше?

Есть.

Ветка комментариев


Да это меня дочка воспитывает. Я же то в маршрутке замечание сделаю, то в магазине. Вчера зашли в магазинчик, смотрю: мужичонка истыкал своими пальцами весь хлеб. Ну я ему и рассказала (спокойно, между прочим), что не есть хорошо щупать весь хлеб грязными руками. На что и получила, что это неприлично, что все молчат, только мне больше всех надо.
Но это мелочи. Есть вещи гораздо серьезней, когда я не могу определить, делаю ли я добро?


Нда. Что-то у тебя доченька куда-то не туда рулит, особенно по части "больше всех надо". Так ей и передай от тёти Хойти.
Я не говорю, что нужно лезть куда ни попадя и всем делать замечания, но есть случаи, когда молчать не следует, и "неприлично" тут ни при чём.


а у вас хлеб не кладут в пакетики отдельно?


Кладут. Привозной. А тот, который сам магазин выпекает, так он в корзинах. Горячий, куда его в пакеты?)


а меня часто волнует вопрос: куда, блин, подевались все лопаточко-вилочки, которые когда-то в каждом хлебном магазине были привязаны к полкам и каждый покупатель мог ими "пощупать" хлеб? неужели в девяностые на металлолом пошли?