Больше рецензий

19 декабря 2012 г. 13:54

632

4.5

В этой короткой повести три героя. Один — Шут, Валентин Тряпишников, который ведёт свой дневник. И как бы он не старался убежать от своего обыденного "я", Вальку и Шута всё равно не разделить. Второй — человек, нашедший дневник шута и читающий его. Мы узнаем немного об этом человеке в конце произведения, но большую часть времени он будет оставаться для нас холодным гласом разума, трезво и справедливо оценивающим поступки героя дневника и объясняющим его поведение. Третий — автор. Ни за что не верю, что он сконструировал всю эту ситуацию чисто теоретически, тем более, зная личность Вяземского — чрезвычайно одарённого, умного, язвительного человека. Мне кажется, и сам он в возрасте подростка был одно время одержим бесом гордыни и пафоса (впрочем, как и многие из тех, кто может мыслить), а потом повзрослел и произвёл переоценку собственного поведения. Конечно, вряд ли это выражалось так радикально, но всё-таки я так и видела Вяземского во многих аспектах поведения главного героя дневника.

Итак, главный герой, будучи юн и наивен, пытается решить некую проблему по справедливости, но получает взбучку от суровой реальности. И в этот момент сублимирует ту часть своего "я", которое не приемлет такой гадости, в отдельную личность по имени Шут. Интеллектуальное развитие, специфичный круг чтения (под влиянием отца, который увлекался востоком вообще и философией в частности) делают эту выдуманную личность довольно интересной и по-восточному трикстерообразной. Теоретически он должен заступаться за слабых и наказывать тех, кто в мире совершает поступки неправедные и нехорошие. Однако юношеский максимализм не замаскировать якобы древней мудростью, поэтому на деле выходит совершенно другое. Да, Шут по-своему мстит за зло, причинённое другим (и ему тоже). Но какой в этом смысл, если злодеи не раскаиваются и вообще не знают даже, за что их макнули носом в какашки? Да и вообще, можно ли творить зло самому во имя блага? Ничего разумного, доброго, вечного, созидательного действия Шута не несут. Однако он горд в своём не таком уж необычном подростковом бунте, он пыжится и считает себя чуть ли не суперменом, самым-самым. Хотя практика показывает, что он обычный, просто чуть более одарённый и целеустремлённый, чем другие. Как и следовало ожидать, в итоге это приводит к коллапсу. Коллапс жутковатый и неприятный, но такой полезный... Хорошо, что Шут преодолел в себе разрушительное начало и с помощью чужого примера встал-таки на путь настоящей справедливости.

Есть ли смысл творить добро, если его никто не замечает, если не всегда оно приносит положительный результат, если мир от этого, казалось бы, лучше не становится, а зла вроде бы только больше?

Есть.

Комментарии


я нечитавши еще. Только собираюсь. Но вот о какой настоящей справедливости речь? Разве есть стандартный метр справедливости?
Добро творят? И зло - тоже? :) Разве эти слова не приклеиваются, как этикетка, на естественные поступки отдельной личности, которые совершаются иногда без раздумий об этих понятиях? Иногда, пока раздумываешь, глядь - а уже натворил чего. Или поздно что-то делать. То есть, выбрал бездействие, которое тоже может быть добром или наоборот.
(Это я просто рассуждаю, сама не могу однозначно ответить на свои вопросы))


Есть стандарты справедливости. Если сильный притесняет слабого — этого несправедливо.

Я предпочитаю надеяться, что люди обычно думаю о последствиях своих поступков, и уже исходя из этого заранее просчитывают "хорошо" и "плохо". Это не такое уж и длительное занятие. Неосознанное бездействие я не одобряю даже в тех случаях, если оно случайно оказывается полезным.


Если сильный притесняет слабого — этого несправедливо.

Согласна. Но ведь против природы. А как же законы эволюции?)
Само собой, думают. Но в силу собственных убеждений определяют для себя, что есть добро. Нет?)
В последнее время меня пытаются убедить в неприличности активных действий. Мол, не твое дело. Приходится искать аргументы для корректировки своих установок)


Эволюция — штука логичная. В ней сильные побеждают и притесняют слабых в первозначимых вещах, просто для того, чтобы лучше функционировать самому, а не из извращённого удовольствия наблюдать страдания других. В человеческих играх притеснение далеко не всегда несёт какую-то практическую пользу, часто — только садистское наслаждение процессом.

Неприличность активных действий? о___О Нипанятна.

Думаю, тут дело в том, что ты пытаешься вывести какие-то общие универсальные категории, когда такие вещи надо рассматривать индивидуально в каждом случае. Всё относительно.


Да это меня дочка воспитывает. Я же то в маршрутке замечание сделаю, то в магазине. Вчера зашли в магазинчик, смотрю: мужичонка истыкал своими пальцами весь хлеб. Ну я ему и рассказала (спокойно, между прочим), что не есть хорошо щупать весь хлеб грязными руками. На что и получила, что это неприлично, что все молчат, только мне больше всех надо.
Но это мелочи. Есть вещи гораздо серьезней, когда я не могу определить, делаю ли я добро?


Нда. Что-то у тебя доченька куда-то не туда рулит, особенно по части "больше всех надо". Так ей и передай от тёти Хойти.
Я не говорю, что нужно лезть куда ни попадя и всем делать замечания, но есть случаи, когда молчать не следует, и "неприлично" тут ни при чём.


а у вас хлеб не кладут в пакетики отдельно?


Кладут. Привозной. А тот, который сам магазин выпекает, так он в корзинах. Горячий, куда его в пакеты?)


а меня часто волнует вопрос: куда, блин, подевались все лопаточко-вилочки, которые когда-то в каждом хлебном магазине были привязаны к полкам и каждый покупатель мог ими "пощупать" хлеб? неужели в девяностые на металлолом пошли?


FATAMORCANA, какая, к чертям, эволюция?! Речь о людях идёт. А человек уже давным-давно из-под контроля эволюции вышел, неужели непонятно? Ну, представь сама: если пацанёнка в третьем классе гнобят из-за цвета волос, непривычной фамилии или небогатой одежды — это что значит: что он, выросши, по себе потомства не оставит? :))


Скажу тебе по секрету, что я-то ни в какую эволюцию не верю. Нет, то есть, верю немножко. Но совсем чуть-чуть.
В классе много раз приходилось защищать тех, кого обижают. Не кулаками, конечно. Пока не пришла к выводу, что не всегда это надо делать (Вывод сделала уже через много лет после школы). Иногда бывает, что не в плохой одежке и не в фамилии дело, а в самом бедолашном. И не потому, что нехорош, а просто как-то не вписывается в компанию и не пытается это сделать, а наоборот. Вспомни, уважали у вас в классе тех, кто вечно ищет помощи со стороны?
Здесь, на ЛЛ, есть преподаватели. Интересно было бы их мнение узнать, как начинаются процессы гонения или гнобления неугодных?
В литературе я встречала только у Железникова такую ситуацию, кажется.


я-то ни в какую эволюцию не верю

О_о
Всё, ушла.


Для тебя открытие?))) Извини, я больше верю в инволюцию. Вернее, не то, чтобы верю, я такой специалист, конечно, что в одном, что в другом, но склоняюсь к версии:)
(О, как я могла забыть, ты же биолог?)


Что ржать, не понимаю.
Да, я биолог, и ничто биологическое мне не чуждо, и для меня выражение "верю/не верю в эволюцию" — то же самое, что "я верю в электрический ток" или "я не верю, что поваренная соль растворяется в воде" :-/


Что ржать, не понимаю.

Это нервное :) Меня однажды уже заклеймили позором за мои мракобесные взгляды. Хорошо, я не буду употреблять слово "не верю". Скажу, что она (теория) мне не очень нравится. Так лучше?)


:)) Помрёшь с тобой.
Пойдём-ка лучше, кума, напишем по рецензии, чем в комментах народ потешать, такое моё тебе нескромное предложение.


что я-то ни в какую эволюцию не верю


а во что верите тогда?


Хм, а что, кроме эволюции и поверить не во что?)


Шут как раз ничего не преодолел, Шут скончался, во благо своего носителя Валентина Тряпичникова. По крайней мере я понял так... Нет?


По канону — да, но я в начале самом писала, что не разделяю Шута и Вальку. Осознанно не хочу. Эта попытка дистанцироваться от самого себя какая-то слишком... Неуклюжая что ли.


Дело в том, что некоторые из нас полименталы, в той или иной степени все мы полименталы, а тут субличность Шута была выпестована Валькой целенаправленно. Но личная точка зрения имеет право быть любой, не спорю :-)


делай добро и бросай его в воду (с)
если бы все так делали - в мире наступил бы мир)))


Слушала недавно Светлану Толстую по ТВ (лекции по этнолингвистике), там она рассказывала, что мертвяков тоже в воду бросали. Которые самоубийцы. Когда, говорят, их земля не принимала. Тогда из земли выкапывали - и в воду. То ли не только добро бросали, то ли что считать добром...))


А также и опойц, особенно в засушливый период. Потомушта по законам гор магии он должен хотеть пить после смерти, так пускай, падла, напьется уже и перестанет воровать дождь.


тьфу ты, ну при чём тут это? Оо
я про мультик...