Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 июня 2021 г. 10:07

4K

3 Двигатели внутреннего сгорания

В иврите и в английском языке есть такое устойчивое выражение - "полный газ на нейтралке". Это означает, как нетрудно догадаться, большие энергозатраты потраченные впустую, без продвижения вперёд. Не нашел ему эквивалента на русском. Ладно, даже не искал.

Это об этой книге. Накал страстей бешеный (как и всегда у ФМ), мотор ревёт (да там все ревут), а машина не едет. 

Официально роман состоит из трёх частей. Но первая часть представляет собой две абсолютно разные истории объединённые лишь двумя общими героями - Ефимовым и скрипачем Б. Так что по сути частей четыре  - история скрипача Ефимова, детство Неточки с мамой и отчимом, отрочество у князя и наконец юность у Александры Михайловны.

Эти части, как четыре такта мотора, сменяют друг друга, но движения так и не происходит. В начале каждого такта герои добавляются, сжимаются, воспламеняются, горят, чтобы навсегда выйти отработанной смесью.
картинка Zhenya_1981
Сама Неточка как будто подтверждает мнение о том, что чужие дети растут быстро. Не успеешь привыкнуть, понять обстановку и ситуацию, как она уже снова повзрослела.

Мне конечно же известно, что произведение планировалось как роман, но было переделано в повесть. Но тут всё дело в том КАК переделано?! Может ли быть, что это всё ещё просто роман, оборванный на полуслове?! На предпоследней странице появляется новый персонаж, который должен сыграть какую-то значительную роль. Но его то можно было выбросить? Страшная сцена в предпоследней главе между Неточкой и её приёмными родителями окончилась ничем. Тема Кати не закрыта. Тема мистической скрипки не раскрыта.

Недавно читал "Кроткую". Там такие же страсти, но они логично перетекают из начала в конец. А здесь -  из пустого в порожнее.

Мне понравилась только вторая часть (она же - вторая половина первой части). Интересный и узнаваемый характер Ефимова - непризнанный гений, обиженный судьбой, завистливый, злобный, жалкий, гордый, талантливый, но не желающий трудиться. Великолепно описаны его отношения с падчерицей -  трагичные и трогательные.

Именно в этой части, рассказывающей о детстве с матерью и отчимом, полнее всего раскрывается внутренний мир Неточки - чувствительного ребенка с болезненной влюбчивостью. Здесь описываются её страхи, мысли о жизни и смерти, выбор между матерью и отчимом, фантазии о будущем, попытки понять мир взрослых, стремление быть любимой.

В двух последних частях остаются только внешние проявления её сверхчувствительности - болезни, слёзы, обмороки, влюблённости. Потому эти части показались мне слишком театральными: трагизм не натуральный, сентиментальность трафаретная, страсти слащавые.

Слишком неоднородная повесть.

Но всё же скорее понравилось благодаря рассуждениям восьмилетней девочки, характеру Ефимова и отношениям между ними.
картинка Zhenya_1981

Ветка комментариев


Вот, что написано в википедии:

«Не́точка Незва́нова» — незаконченный роман русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского, превращённый впоследствии автором в повесть.

Где же он превращенный?
Каторга! Подумаешь, отговорка какая :)
Спасибо, Людмила, что откликнулась!


Только что дослушала Неточку, а тут как раз ваша прекрасная (как всегда) рецензия.

Тема незаконченности произведения уже всеми проговорена и почти закрыта, но вот что я нашла в примечаниях к Полному собранию сочинений:

Из задуманных шести частей "Неточки Незвановой" написано было только три: "Детство" (гл. I--III), "Новая жизнь" (гл. IV--V) и "Тайна" (гл. VI--VII). Роман остался незавершенным, так как 23 апреля 1849 г. Достоевский был арестован за участие в собраниях петрашевцев. Третья часть романа появилась в майской книжке "Отечественных записок" без подписи уже в то время, когда писатель находился в Петропавловской крепости.
После каторги Достоевский отказался от мысли закончить "Неточку Незванову", переработав начало романа (имевшего в журнальной редакции подзаголовок "История одной женщины") в повесть о детстве и отрочестве героини.

Ну так я вот и протестую против этого:

переработав начало романа

Если уже сел перерабатывать в повесть - так уж будь добр.
А как Вам понравился роман-повесть?


Мне все больше нравится, как ФМ подробно готовит объяснения для мотивировки поступков героев. Он так прекрасно описывает самые мелкие мелочи - взгляды, вздохи, дрожания конечностей, лихорадки и мысли, которые к ним приводят...

Первая часть, про музыканта, вызвала просто болезненное впечатление, захотелось распространить пропавшие втуне амбиции талантливого музыканта на весь пьющий народ. Хотя, конечно, понимаю, что среди пьющих не так много талантов, как может захотеться каждому читателю этой повести. Гы

Вторая часть была прекрасна портретами княгини и старухи-княжны. Желание распространить усилилось...

В третьей части поразила внезапная концовка чуть ли не в самом страшном и ответственном моменте. Как так!?! Почему!?! Это большая несправедливость по отношению к читателям со стороны автора!!! Ему, конечно, было уже не до того, а после всех приключений с арестом и тюрьмой, он, наверное, уже перерос тему Неточки и болезненных отношений.

Конечно, не перерос. Сколько еще будет мерзейших Петров Александровичей в следующих произведениях.

В общем, мне было жаль, что история закончилась слишком рано, хотя ситуация, в которой оказалась героиня, слишком стала похожа на триллер в самом прямом его назначении.


Не много талантов среди пьющих, но зато много пьющих среди талантов. :)
Петров Александровичей будет много. Вот даже в "кроткой" (я её просто только недавно прочел) главный герой очень похож - спас, чтобы тиранить.
Портреты княгинь и княжен меня особо не воодушевили. Хотя старуха получилась особенно хорошо. Как живая. :) Портрет собаки тоже прошел мимо. Хотя ФМ конечно молодец. Взрослые, дети, животные - ни одна живая душа от него не скроется. Но из-за небольшого размера этой части мне показалось, что ни один характер не раскрыт в достаточной мере. Разве что Катя с её "перевоспитанием".
А последняя часть так вообще унылая. Разгадала загадку и мучается ей. А Ал.Мих. мучается от диссонансом между "поступком" своего мужа и его ежедневным отношением. И всё. Больше ничего нет. И вот они вдвоём варятся в этом супе всё время...


Согласна, последняя часть здесь самая плоская. Да и автор говорит, что годы героини прошли, как в тумане, однообразно и серо (это я отсебятину пишу, лень искать цитату).

Но все же сцена с зеркалом, где чувак "перевешивает" себе лицо, произвела сильное впечатление. Представляете, ведь восемь лет, что была героиня в этом доме, этот персонаж не ленился (в отличие от некоторых) стараться притворяться. И всего лишь для того, чтобы держать жену в угнетенном состоянии духа.

Тут, наверное, еще недостаток фантазии сыграл роль, но зато чел действовал наверняка, знал, каким будет эффект от мрачной рожи с нахмуренными бровями.

В общем, согласна со всеми вашими замечаниями, но радуюсь, что нашла время, и что творчество ФМ такое яркое и выпуклое, ни с кем не похожее.


Мне сцена с зеркалом показалась слишком театральной. Никто так себя не ведёт в реальной жизни...
Но, да, ФМ действительно уникален :) Спасибо за Ваши интересные замечания.


Учитывая его жизненные обстоятельства, долги, то, что с ним не хотели связываться многие журналы, и были строго ограничены сроки сдачи работ в печать, у него не было особо времени дорабатывать, перерабатывать и отшлифовывать свои произведения. Об этом в своём дневнике пишет его вторая жена Анна, с которой он, кстати, и познакомился, потому что не успевал сдать в срок и ему понадобилась стенаграфическая помощь. )


Да, наверно, Вы правы. А всё же жаль, что не закончил. Интересно, изменился ли его взгляд на Неточку и её окружение после ссылки. Обычно писатели недописывают от того, что умирают. А здесь - еще долго жил. Наверняка вспоминал этот незаконченый роман...