Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 июня 2021 г. 10:07

4K

3 Двигатели внутреннего сгорания

В иврите и в английском языке есть такое устойчивое выражение - "полный газ на нейтралке". Это означает, как нетрудно догадаться, большие энергозатраты потраченные впустую, без продвижения вперёд. Не нашел ему эквивалента на русском. Ладно, даже не искал.

Это об этой книге. Накал страстей бешеный (как и всегда у ФМ), мотор ревёт (да там все ревут), а машина не едет. 

Официально роман состоит из трёх частей. Но первая часть представляет собой две абсолютно разные истории объединённые лишь двумя общими героями - Ефимовым и скрипачем Б. Так что по сути частей четыре  - история скрипача Ефимова, детство Неточки с мамой и отчимом, отрочество у князя и наконец юность у Александры Михайловны.

Эти части, как четыре такта мотора, сменяют друг друга, но движения так и не происходит. В начале каждого такта герои добавляются, сжимаются, воспламеняются, горят, чтобы навсегда выйти отработанной смесью.
картинка Zhenya_1981
Сама Неточка как будто подтверждает мнение о том, что чужие дети растут быстро. Не успеешь привыкнуть, понять обстановку и ситуацию, как она уже снова повзрослела.

Мне конечно же известно, что произведение планировалось как роман, но было переделано в повесть. Но тут всё дело в том КАК переделано?! Может ли быть, что это всё ещё просто роман, оборванный на полуслове?! На предпоследней странице появляется новый персонаж, который должен сыграть какую-то значительную роль. Но его то можно было выбросить? Страшная сцена в предпоследней главе между Неточкой и её приёмными родителями окончилась ничем. Тема Кати не закрыта. Тема мистической скрипки не раскрыта.

Недавно читал "Кроткую". Там такие же страсти, но они логично перетекают из начала в конец. А здесь -  из пустого в порожнее.

Мне понравилась только вторая часть (она же - вторая половина первой части). Интересный и узнаваемый характер Ефимова - непризнанный гений, обиженный судьбой, завистливый, злобный, жалкий, гордый, талантливый, но не желающий трудиться. Великолепно описаны его отношения с падчерицей -  трагичные и трогательные.

Именно в этой части, рассказывающей о детстве с матерью и отчимом, полнее всего раскрывается внутренний мир Неточки - чувствительного ребенка с болезненной влюбчивостью. Здесь описываются её страхи, мысли о жизни и смерти, выбор между матерью и отчимом, фантазии о будущем, попытки понять мир взрослых, стремление быть любимой.

В двух последних частях остаются только внешние проявления её сверхчувствительности - болезни, слёзы, обмороки, влюблённости. Потому эти части показались мне слишком театральными: трагизм не натуральный, сентиментальность трафаретная, страсти слащавые.

Слишком неоднородная повесть.

Но всё же скорее понравилось благодаря рассуждениям восьмилетней девочки, характеру Ефимова и отношениям между ними.
картинка Zhenya_1981

Ветка комментариев


Не много талантов среди пьющих, но зато много пьющих среди талантов. :)
Петров Александровичей будет много. Вот даже в "кроткой" (я её просто только недавно прочел) главный герой очень похож - спас, чтобы тиранить.
Портреты княгинь и княжен меня особо не воодушевили. Хотя старуха получилась особенно хорошо. Как живая. :) Портрет собаки тоже прошел мимо. Хотя ФМ конечно молодец. Взрослые, дети, животные - ни одна живая душа от него не скроется. Но из-за небольшого размера этой части мне показалось, что ни один характер не раскрыт в достаточной мере. Разве что Катя с её "перевоспитанием".
А последняя часть так вообще унылая. Разгадала загадку и мучается ей. А Ал.Мих. мучается от диссонансом между "поступком" своего мужа и его ежедневным отношением. И всё. Больше ничего нет. И вот они вдвоём варятся в этом супе всё время...


Согласна, последняя часть здесь самая плоская. Да и автор говорит, что годы героини прошли, как в тумане, однообразно и серо (это я отсебятину пишу, лень искать цитату).

Но все же сцена с зеркалом, где чувак "перевешивает" себе лицо, произвела сильное впечатление. Представляете, ведь восемь лет, что была героиня в этом доме, этот персонаж не ленился (в отличие от некоторых) стараться притворяться. И всего лишь для того, чтобы держать жену в угнетенном состоянии духа.

Тут, наверное, еще недостаток фантазии сыграл роль, но зато чел действовал наверняка, знал, каким будет эффект от мрачной рожи с нахмуренными бровями.

В общем, согласна со всеми вашими замечаниями, но радуюсь, что нашла время, и что творчество ФМ такое яркое и выпуклое, ни с кем не похожее.


Мне сцена с зеркалом показалась слишком театральной. Никто так себя не ведёт в реальной жизни...
Но, да, ФМ действительно уникален :) Спасибо за Ваши интересные замечания.