Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 июня 2021 г. 10:07

4K

3 Двигатели внутреннего сгорания

В иврите и в английском языке есть такое устойчивое выражение - "полный газ на нейтралке". Это означает, как нетрудно догадаться, большие энергозатраты потраченные впустую, без продвижения вперёд. Не нашел ему эквивалента на русском. Ладно, даже не искал.

Это об этой книге. Накал страстей бешеный (как и всегда у ФМ), мотор ревёт (да там все ревут), а машина не едет. 

Официально роман состоит из трёх частей. Но первая часть представляет собой две абсолютно разные истории объединённые лишь двумя общими героями - Ефимовым и скрипачем Б. Так что по сути частей четыре  - история скрипача Ефимова, детство Неточки с мамой и отчимом, отрочество у князя и наконец юность у Александры Михайловны.

Эти части, как четыре такта мотора, сменяют друг друга, но движения так и не происходит. В начале каждого такта герои добавляются, сжимаются, воспламеняются, горят, чтобы навсегда выйти отработанной смесью.
картинка Zhenya_1981
Сама Неточка как будто подтверждает мнение о том, что чужие дети растут быстро. Не успеешь привыкнуть, понять обстановку и ситуацию, как она уже снова повзрослела.

Мне конечно же известно, что произведение планировалось как роман, но было переделано в повесть. Но тут всё дело в том КАК переделано?! Может ли быть, что это всё ещё просто роман, оборванный на полуслове?! На предпоследней странице появляется новый персонаж, который должен сыграть какую-то значительную роль. Но его то можно было выбросить? Страшная сцена в предпоследней главе между Неточкой и её приёмными родителями окончилась ничем. Тема Кати не закрыта. Тема мистической скрипки не раскрыта.

Недавно читал "Кроткую". Там такие же страсти, но они логично перетекают из начала в конец. А здесь -  из пустого в порожнее.

Мне понравилась только вторая часть (она же - вторая половина первой части). Интересный и узнаваемый характер Ефимова - непризнанный гений, обиженный судьбой, завистливый, злобный, жалкий, гордый, талантливый, но не желающий трудиться. Великолепно описаны его отношения с падчерицей -  трагичные и трогательные.

Именно в этой части, рассказывающей о детстве с матерью и отчимом, полнее всего раскрывается внутренний мир Неточки - чувствительного ребенка с болезненной влюбчивостью. Здесь описываются её страхи, мысли о жизни и смерти, выбор между матерью и отчимом, фантазии о будущем, попытки понять мир взрослых, стремление быть любимой.

В двух последних частях остаются только внешние проявления её сверхчувствительности - болезни, слёзы, обмороки, влюблённости. Потому эти части показались мне слишком театральными: трагизм не натуральный, сентиментальность трафаретная, страсти слащавые.

Слишком неоднородная повесть.

Но всё же скорее понравилось благодаря рассуждениям восьмилетней девочки, характеру Ефимова и отношениям между ними.
картинка Zhenya_1981

Комментарии


Евгений, использование Вами схемы работы двигателя, - это нечто, шикарная изюминка рецензии!!! Браво! (Хотя есть еще и двухтактные двигатели и даже шеститактные двигатели)! Но все равно было интересно, вот она связь - технарей и гуманитариев! Прямо тост!!!


Хоть десятитактные. Главное, что люди сгорают впустую. Спасибо, Сергей!


картинка serp996


картинка serp996


Давно читала эту книгу. Деталей не помню уже.

Мне конечно же известно, что произведение планировалось как роман, но было переделано в повесть. Но тут всё дело в том КАК переделано?! Может ли быть, что это всё ещё просто роман, оборванный на полуслове?!

Мне кажется, что это произведение специально не переделывалось автором из романа в повесть. "Неточка Незванова" – неоконченный роман. Ведь арест и каторга помешали Достоевскому закончить работу над ним. И больше он к нему не возвращался.


Вот, что написано в википедии:

«Не́точка Незва́нова» — незаконченный роман русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского, превращённый впоследствии автором в повесть.

Где же он превращенный?
Каторга! Подумаешь, отговорка какая :)
Спасибо, Людмила, что откликнулась!


Только что дослушала Неточку, а тут как раз ваша прекрасная (как всегда) рецензия.

Тема незаконченности произведения уже всеми проговорена и почти закрыта, но вот что я нашла в примечаниях к Полному собранию сочинений:

Из задуманных шести частей "Неточки Незвановой" написано было только три: "Детство" (гл. I--III), "Новая жизнь" (гл. IV--V) и "Тайна" (гл. VI--VII). Роман остался незавершенным, так как 23 апреля 1849 г. Достоевский был арестован за участие в собраниях петрашевцев. Третья часть романа появилась в майской книжке "Отечественных записок" без подписи уже в то время, когда писатель находился в Петропавловской крепости.
После каторги Достоевский отказался от мысли закончить "Неточку Незванову", переработав начало романа (имевшего в журнальной редакции подзаголовок "История одной женщины") в повесть о детстве и отрочестве героини.

Ну так я вот и протестую против этого:

переработав начало романа

Если уже сел перерабатывать в повесть - так уж будь добр.
А как Вам понравился роман-повесть?


Мне все больше нравится, как ФМ подробно готовит объяснения для мотивировки поступков героев. Он так прекрасно описывает самые мелкие мелочи - взгляды, вздохи, дрожания конечностей, лихорадки и мысли, которые к ним приводят...

Первая часть, про музыканта, вызвала просто болезненное впечатление, захотелось распространить пропавшие втуне амбиции талантливого музыканта на весь пьющий народ. Хотя, конечно, понимаю, что среди пьющих не так много талантов, как может захотеться каждому читателю этой повести. Гы

Вторая часть была прекрасна портретами княгини и старухи-княжны. Желание распространить усилилось...

В третьей части поразила внезапная концовка чуть ли не в самом страшном и ответственном моменте. Как так!?! Почему!?! Это большая несправедливость по отношению к читателям со стороны автора!!! Ему, конечно, было уже не до того, а после всех приключений с арестом и тюрьмой, он, наверное, уже перерос тему Неточки и болезненных отношений.

Конечно, не перерос. Сколько еще будет мерзейших Петров Александровичей в следующих произведениях.

В общем, мне было жаль, что история закончилась слишком рано, хотя ситуация, в которой оказалась героиня, слишком стала похожа на триллер в самом прямом его назначении.


Не много талантов среди пьющих, но зато много пьющих среди талантов. :)
Петров Александровичей будет много. Вот даже в "кроткой" (я её просто только недавно прочел) главный герой очень похож - спас, чтобы тиранить.
Портреты княгинь и княжен меня особо не воодушевили. Хотя старуха получилась особенно хорошо. Как живая. :) Портрет собаки тоже прошел мимо. Хотя ФМ конечно молодец. Взрослые, дети, животные - ни одна живая душа от него не скроется. Но из-за небольшого размера этой части мне показалось, что ни один характер не раскрыт в достаточной мере. Разве что Катя с её "перевоспитанием".
А последняя часть так вообще унылая. Разгадала загадку и мучается ей. А Ал.Мих. мучается от диссонансом между "поступком" своего мужа и его ежедневным отношением. И всё. Больше ничего нет. И вот они вдвоём варятся в этом супе всё время...


Согласна, последняя часть здесь самая плоская. Да и автор говорит, что годы героини прошли, как в тумане, однообразно и серо (это я отсебятину пишу, лень искать цитату).

Но все же сцена с зеркалом, где чувак "перевешивает" себе лицо, произвела сильное впечатление. Представляете, ведь восемь лет, что была героиня в этом доме, этот персонаж не ленился (в отличие от некоторых) стараться притворяться. И всего лишь для того, чтобы держать жену в угнетенном состоянии духа.

Тут, наверное, еще недостаток фантазии сыграл роль, но зато чел действовал наверняка, знал, каким будет эффект от мрачной рожи с нахмуренными бровями.

В общем, согласна со всеми вашими замечаниями, но радуюсь, что нашла время, и что творчество ФМ такое яркое и выпуклое, ни с кем не похожее.


Мне сцена с зеркалом показалась слишком театральной. Никто так себя не ведёт в реальной жизни...
Но, да, ФМ действительно уникален :) Спасибо за Ваши интересные замечания.


Учитывая его жизненные обстоятельства, долги, то, что с ним не хотели связываться многие журналы, и были строго ограничены сроки сдачи работ в печать, у него не было особо времени дорабатывать, перерабатывать и отшлифовывать свои произведения. Об этом в своём дневнике пишет его вторая жена Анна, с которой он, кстати, и познакомился, потому что не успевал сдать в срок и ему понадобилась стенаграфическая помощь. )


Да, наверно, Вы правы. А всё же жаль, что не закончил. Интересно, изменился ли его взгляд на Неточку и её окружение после ссылки. Обычно писатели недописывают от того, что умирают. А здесь - еще долго жил. Наверняка вспоминал этот незаконченый роман...


Женя,какие у тебя интересные сравнения)В русском говорят "холостой ход", но я не 100% уверена, что смысл тот же)
Повесть не читала, поэтому не все поняла из рецензии, в чем там основной конфликт? Вообще я решила с Достоевским завязать на некое время, хотя есть в планах книга о сравнении Толстого и Ф.М.


"холостой ход"

Это не то же самое. На холостом ходу двигатель просто работает в обычном режиме. С минимальными нагрузками. Просто движения не происходит (тормоз выжат, или сцепление). А теперь представь, что в этой ситуации ещё и выжать максимально педаль газа...

основной конфликт?

Всё очень просто. Девочка на своем тяжелом жизненном пути встречает людей в которых влюбляется до забвения, умопомрачения и всяких других состояний не от мира сего. Сначала отчим, затем девочка ровесница, потом молодая приёмная мать. Девочка (очень развитая умственно и эмоционально) зациклена только на одном - страдать от любви. От любви, приносящей боль (как с отчимом), от любви постепенно налаживаемой (как с девочкой), и даже от любви, приносящей ответную материнскую любовь. Страдать во чтобы то ни стало. Днём и ночью. Жить только этими любовями. Анализировать и копаться.
И страдать, страдать, страдать

решила с Достоевским завязать на некое время,

А я буду читать пока не осилю "бесов" и "братьев карамазовых". Но чтобы дойти до них нужно пройти весь жизненный путь - от подростка до сумасшедшего дома через подполье


Да уж, у Достоевского слишком много страданий на мой взгляд) Как думаешь,почему? Тебя не угнетают страдания героев?
Я читала Бесов очень давно,почти все забыла:( А Братьев недавно, но мне она тяжело далась,я не могу читать о таких героях, они мне не близки, а их страсти и метания портят настроение прилично) Будет интересно узнать твоё мнение об этих произведениях)


Будет интересно узнать твоё мнение об этих произведениях)

Наберись терпения. Это займёт видимо пару лет :)

у Достоевского слишком много страданий на мой взгляд) Как думаешь,почему?

Самое банальное, что мне приходит в голову - это что он сам был такой. А посредством книг успокаивался

Тебя не угнетают страдания героев?

ненадолго. А вот мысли (когда есть) остаются надолго. Вот как с Кроткой например


У Достоевского действительно была тяжёлая жизнь, но писал он не чтобы успокоиться, а потому что у него душа болела за Родину и русский народ. Он верил, что в глубине души большинство людей всё-таки хорошие и хотел их таким образом растормошить, чтобы они не то, чтобы стали сострадательнее, добрее, чище, а снова отыскали в себе это, потому что всё это в них уже есть, пусть и скрытое мирской суетой. Мне это видется так.


Наверняка он всего этого хотел. И всё-таки я думаю, что великие (а ФМД конечно великий) писатели пишут не в назидание и поучение, а чтобы избавиться от чего-то, мучающего их


большие энергозатраты потраченные впустую,

Ну, если отвлечься от автомобильной тематики, можно вспомнить выражение из совсем другой оперы работать на прусского короля, т.е. как раз тратить силы впустую)

Эти части, как четыре такта мотора, сменяют друг друга, но движения так и не происходит.

Какую яркую и запоминающуюся метафору ты подобрал! Понравилось)

Спасибо, Женя) У тебя получилось с разных сторон рассмотреть эту "неоднородную повесть".


работать на прусского короля

впервые слышу. Завидую тебе. Классно наверное быть переводчиком? Тебе нравится?
Полез поискать про прусского короля. Пишут, что это означает «работать без выгоды для себя». Это не совсем то, что я имел в виду :) Мне на ум пришло футбольное "замах на рубль, удар на копейку". Но это тоже не то :)
Спасибо, Ника


Случайно увидела твой ответ, пролистывая ленту. В последнее время оповещения на почту приходят нерегулярно :(

Классно наверное быть переводчиком?

Это как сказать :) Иногда знание языков помогает переключать виды деятельности и таким образом расширять горизонты)
Но мне, например, кажется, что классно хорошо разбираться в математике. Это пригодится даже в области истории (по крайней мере в современном мире)... Вот как раз сейчас читаю историческое эссе, где немало про степенные законы и фрактальную геометрию))

футбольное "замах на рубль, удар на копейку"

Хорошее выражение)


Я такой геометрии не знаю. Да и вообще я не особо силён в математике. Или любой другой науке. Вот инженерное дело - это да! Там никаких теорем доказывать не нужно, все можно примерно подсчитать и сделать обобщения. Как в рецензиях на книги :)


Я такой геометрии не знаю.

Не исключено, что автор книги, о которой я говорила, тоже слабо в ней разбирается) Не всегда обязательно в чём-то разбираться, чтобы делать обобщения)

Возможно, Ника и выдумала про короля этого прусского.

Ну, Ника, к сожалению, не владеет способностью указывать Google поисковику, что ему отображать :)


Надеюсь, ты поняла, что я пошутил. :)


Я тоже про прусского короля первый раз слышу. Да и про рубль с копейкой тоже. )


Возможно, Ника и выдумала про короля этого прусского. :) Фантазии у нее бы хватило


Какие любопытные "инженерные" сравнения! И да, согласна с Людмилой: Достоевский просто не закончил этот роман, отсюда такое впечатление обрывочности. За рецензию спасибо))


Спасибо за добрые слова, Лика!
Я могу предположить почему он не стал заканчивать после каторги.
Допустим, пропал запал. Или времени не было. Финансово не выгодно.
Но хотя бы отшлифовать, чтобы как повесть было приемлемо?


Возможно, спустя годы и вследствие нового опыта он видел уже эту историю в другом свете и не посчитал нужным доделывать. Чувствовалось бы, что начало и конец писались как бы разными людьми, с разной подготовкой, разным жизненным опытом. Возможно, "отшлифовать" и "переделать" столкнулось с такими же препятствиями - и это было бы другим произведением, весьма неоднородным по изложению. Возможно, просто элементарно не хватило времени. Возможно, в голове теснились новые идеи, которые он посчитал важнее изложить, чем переделывать что-то старое. Кто знает? Возможно, он изложил причины в одном из своих дневников или писем. Возможно, я однажды до них доберусь. ) Но я тоже не люблю, когда произведение не закончено, поэтому понимаю Ваши чувства.


Мне больше всего нравится первое предположение - видел уже в другом свете.


Надо же, только дочитала книгу про сверхчувствительность, а у Фёдора Михайловича оказывается тоже про это есть. )

"Сизифов труд" или "белка в колесе" в качестве русского сравнения не подойдут? Вроде тоже энергозатраты без результата...


У ФМ ВСЁ и ВСЕ про сверхчувствительность. ;)
"Сизифов труд" - бесполезный, но там как раз есть какое-то движение. "Белка в колесе" скорее символ усталости от большого кол-ва разных хлопот.
Близко, но не то :)
Спасибо за отклик!


Спасибо, рецензия заставляет задуматься.
А у меня вот менялось восприятие частей. Впервые прочла "Неточку" в 14 или 15, с настольной лампой под одеялом (потому что папа подкрадывался и проверял, не читаю ли я опять ночью). И все, что написано именно в третьей части, удивительно совпадало с моими внутренними ощущениями. Потому что в девических душах идет вот такая вот тяжелая, насыщенная и бурная внутренняя жизнь. И накатывает желание страдать от всего, что подвернется под руку. Теперь уже с улыбкой вспоминается. Но каков Федор Михайлович? Он же не был девочкой, а смог так понять.
Когда перечитывала взрослой, уже не могла сочувствовать Неточке настолько сильно, и очень гневалась на Петра Александровича, и мне больше по нраву пришлись первая и вторая части.
Не дописал — не до того ему было. Читала двухтомник воспоминаний о нем, всего не расскажешь, но он долгое время был практически заложником издательств.

Насчет пословицы. Вспомнилось такое: "Весь пар в свисток ушел".


Простите, Марина, я как-то пропустил Ваш комментарий. Спасибо за добрые слова.

папа подкрадывался и проверял, не читаю ли я опять ночью

:)

Потому что в девических душах идет вот такая вот тяжелая, насыщенная и бурная внутренняя жизнь. И накатывает желание страдать от всего, что подвернется под руку.

Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, какие же женщины сложные существа :)

Но каков Федор Михайлович? Он же не был девочкой, а смог так понять.

Если Вы утверждаете, что так всё и бывает (у некоторых), то, да, просто удивительно, что ФМ мог это прочувствовать и описать

долгое время был практически заложником издательств

ужасно, когда такой мастер не может творить так, как вздумается. Даже если он сам в этом виноват (что, скорее всего, так и было)

"Весь пар в свисток ушел"

вот это абсолютно точное попадание!!! То, что я искал :)


Да, на он, Фёдор Михайлович, и знаток душ человеческих, чтобы знать всё, что творится в головах и душах и юных девиц, и молодых монахов, и старухи-процентщицы… знать и чувствовать настолько тонко каждое тончайшее, неуловимое движение души, каждый нюанс. В этом ему равных нет и не будет. И для меня каждое его произведение - это шедевр, произведение искусства.


Да, в русском языке устойчивого словосочетания, типа приведенных тобой, - нет. Но есть слово "буксовать", это когда колеса крутятся, значит, газ есть, а вот движения - нет ) Как раз то, что ты имел в виду.


Да, возможно :) Мне тут много вариантов набросали. Больше всего понравилось "Весь пар в свисток ушел"
Но "буксовать" тоже в призёрах