Больше рецензий

yuliapa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 ноября 2012 г. 02:34

806

5

Не прошло и трех лет с тех пор, как я прочитала быковскую книгу "Был ли Горький" - и вот я выполнила намеченное, заново познакомилась с творчеством нашего классика, буревестника революции. Честно скажу, рассказы и пьесы оставили меня равнодушной, а вот автобиографическая трилогия "Детство. В людях. Мои университеты" поразила до глубины души. Об этом и напишу.

В первую очередь, конечно, "Детство". Написано в 1913-14 годах, когда уже пришло мастерство, но еще не ушла искренность; еще можно было писать обо всем, что наболело, без оглядок на политический момент. С первых же страниц проваливаешься в мир, который описывает Горький. Описывает подробнейшим образом, ярко, образно; я видела и слышала все, что происходило в семействе Кашириных, а более того - чувствовала. Раньше мне казалось, что Горький - писатель идей, писатель сюжета, действия, портрета. Но Горький "детства" - это и писатель чувства, неуловимых эмоций, переживаний, боли, страха, неуверенности. Сцена, где маленький Алексей впервые видит, как дед бьет бабушку (бьет ни за что, от пустой злости на весь мир) исполнена достоевской страсти. Читая книгу незашоренными глазами, забыв, что автор - буревестник и так далее, - видишь не символы, о которых нам так долго твердили в школе, а живых людей. В трилогии Горького нет ни одного однозначного человека, ни одного человека-символа, человека-образа, человека-идеи (в отличие от других произведений). Здесь все дышит, живет и меняется - только что был добрый мужик, а вот взбесился и дерется. Только что был враг мальчику - а вот заболел и стал жалким, но почему-то красивым, и близким. И любимая бабушка не всегда хороша, и ненавистный дед не всегда плох. Вот это мне очень понравилось, как понравился и главный герой, мальчишка-подросток, который тоже все время менялся (не забронзовел пока), переживал, пытался строить себя, свою личность, мечтал понять людей.

"В людях" и особенно "Мои университеты" (которые были написаны в 1923 году, когда надо было думать, что пишешь) кажутся менее непосредственными и более схематичными, чем "Детство". Видно, как автор подбирается к политкорректному и революционно настроенному стилю. Но все же и там пробивается жизнь во всех ее разнообразных видах, бьет ключом и играет в солнечных лучах.

Очень много писать не буду, хотя мысли ходят-бродят, и это, в общем-то, основной признак хорошей книги - что их разбудили, заставили побегать. Но главное. Ладно, интеллигенты идеализировали народ, не знали его, творили революцию с закрытыми глазами. Потом, так сказать, поплатились за свою наивность. Но Горький-то! Горький, который этот народ видел, слышал, осязал и прекрасно понимал, не питая никаких иллюзий! Который так описал этот народ в упомянутой трилогии, что мурашки по коже. Он же знал, что эти мужики дремучие бьют друг друга при первом удобном случае, что они злые и жадные, обманывают и угнетают любого, кто слабее! Как он мог надеяться, что они смогут нормально и разумно воспользоваться предоставленной свободой? На что он рассчитывал, призывая бурю революции? Неужели так сильно захотелось покататься на тройке с бубенцами - и даже зная, что лошади понесут и перевернут повозку, от соблазна уклониться не удалось? Печально мне об этом думать. Также печально, как и о том, что все рассказы о золотых временах при царе, которые так приятно слушать (и огорчаться, что вот мол, пришли большевики и все испортили) рассыпаются в прах при таком вот пристальном рассматривании, как у Горького. Какие золотые времена, когда мужик мужика бил, обманывал и давил? Верхние слои нижних - это само собой, но и нижние друг друга - постоянно! Так вот, получается, что не было тех золотых времен, и хотелось бы только узнать, насколько за сто с лишним лет жители российской деревни очеловечились и цивилизовались. Не знаю - мне отсюда не видно.

Ветка комментариев


Я с вами очень согласна, что Горький близок к Достоевскому. Он и пишет иногда похоже, да и сам он такой достоевский герой. Не знаю, как сейчас, а в мои школьные времена (самый конец застоя) такая мысль была более чем крамольной. Я буду рада, если сейчас по-другому Горького преподают. Для меня как раз эта неоднозначность Горького, с конфликтами и борьбой богов и была открытием "века" (моего личного). И кстати, Быков меня на нее и натолкнул.


Это замечательно, что натолкнул :)
К огромному сожалению и в настоящее время Горького продолжают преподавать как ''певца революции'', ''буревестника'' и это очень печально. Потому что именно на его судьбе можно разбирать классический пример того, как сначала сами большевики сделали из него ''гипсовое изваяние'', а потом просто сломали, раскрошили. Им нужны были идеи и Горький со своим ''Человек - это звучит гордо'' пришелся в самый раз, хотя сам он был против крови. В романе ''Мать'' очень здорово он показал эту разницу между митингами, требованиями улучшений труда и призывами к крови. По сути это вопросы Ивана Карамазова :)) Но тогда, в далекие 80-е об этом невозможно было заикнуться на уроках литературы, да ещё если сказать о неоднозначности Горького, о том, что он грандиозно разочаровался ...


Ну ладно, в 80-е - я не в претензии, время были очень уж застойные. Но с тех пор могли бы и изменить свой подход. За время перестройки очень многих писателей как бы "открыли" для большого читателя; программы пересмотрели хотя бы в том плане, что не все хорошие русские писатели были революционерами, и так далее. А Горького, по-моему, оставили как есть :(


А мне, кстати, именно тогда в 80-е Горького ''открыла'' бабушка моей подруги, учитель литературы. Она как-то так развернула Горького, что стало видно многое. А по сути практически все русские писатели - революционеры. :)) Пушкин, Герцен, Лермонтов, Грибоедов и т.д. Ссылки, цензура. Просто смотреть чуть глубже нужно. Если бы Пушкин жил во времена революции 17-го года его бы тоже певцом революции объявили - за идеи.
Обидно, потому что у нас сейчас есть все возможности посмотреть объективно, но как всегда - из одной крайности в другую.


Встретить хорошего учителя литературы - это просто счастье! Сразу такие горизонты открываются. Ведь школьные годы чудесные - затравка ко всему чтению в жизни. Можно вообще интерес отбить, можно сбить с толку. Но в общем и целом, я считаю, учитель должен поселить в душе ученика желание перечитывать. Много ли людей во взрослом состоянии перечитывают классику? А надо. Потому что в школе поймешь всяко только часть. Остальное надо брать уже взрослому. Пушкин, Гоголь и Толстой не для детей ведь писали.