Больше рецензий

yuliapa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 ноября 2012 г. 02:34

806

5

Не прошло и трех лет с тех пор, как я прочитала быковскую книгу "Был ли Горький" - и вот я выполнила намеченное, заново познакомилась с творчеством нашего классика, буревестника революции. Честно скажу, рассказы и пьесы оставили меня равнодушной, а вот автобиографическая трилогия "Детство. В людях. Мои университеты" поразила до глубины души. Об этом и напишу.

В первую очередь, конечно, "Детство". Написано в 1913-14 годах, когда уже пришло мастерство, но еще не ушла искренность; еще можно было писать обо всем, что наболело, без оглядок на политический момент. С первых же страниц проваливаешься в мир, который описывает Горький. Описывает подробнейшим образом, ярко, образно; я видела и слышала все, что происходило в семействе Кашириных, а более того - чувствовала. Раньше мне казалось, что Горький - писатель идей, писатель сюжета, действия, портрета. Но Горький "детства" - это и писатель чувства, неуловимых эмоций, переживаний, боли, страха, неуверенности. Сцена, где маленький Алексей впервые видит, как дед бьет бабушку (бьет ни за что, от пустой злости на весь мир) исполнена достоевской страсти. Читая книгу незашоренными глазами, забыв, что автор - буревестник и так далее, - видишь не символы, о которых нам так долго твердили в школе, а живых людей. В трилогии Горького нет ни одного однозначного человека, ни одного человека-символа, человека-образа, человека-идеи (в отличие от других произведений). Здесь все дышит, живет и меняется - только что был добрый мужик, а вот взбесился и дерется. Только что был враг мальчику - а вот заболел и стал жалким, но почему-то красивым, и близким. И любимая бабушка не всегда хороша, и ненавистный дед не всегда плох. Вот это мне очень понравилось, как понравился и главный герой, мальчишка-подросток, который тоже все время менялся (не забронзовел пока), переживал, пытался строить себя, свою личность, мечтал понять людей.

"В людях" и особенно "Мои университеты" (которые были написаны в 1923 году, когда надо было думать, что пишешь) кажутся менее непосредственными и более схематичными, чем "Детство". Видно, как автор подбирается к политкорректному и революционно настроенному стилю. Но все же и там пробивается жизнь во всех ее разнообразных видах, бьет ключом и играет в солнечных лучах.

Очень много писать не буду, хотя мысли ходят-бродят, и это, в общем-то, основной признак хорошей книги - что их разбудили, заставили побегать. Но главное. Ладно, интеллигенты идеализировали народ, не знали его, творили революцию с закрытыми глазами. Потом, так сказать, поплатились за свою наивность. Но Горький-то! Горький, который этот народ видел, слышал, осязал и прекрасно понимал, не питая никаких иллюзий! Который так описал этот народ в упомянутой трилогии, что мурашки по коже. Он же знал, что эти мужики дремучие бьют друг друга при первом удобном случае, что они злые и жадные, обманывают и угнетают любого, кто слабее! Как он мог надеяться, что они смогут нормально и разумно воспользоваться предоставленной свободой? На что он рассчитывал, призывая бурю революции? Неужели так сильно захотелось покататься на тройке с бубенцами - и даже зная, что лошади понесут и перевернут повозку, от соблазна уклониться не удалось? Печально мне об этом думать. Также печально, как и о том, что все рассказы о золотых временах при царе, которые так приятно слушать (и огорчаться, что вот мол, пришли большевики и все испортили) рассыпаются в прах при таком вот пристальном рассматривании, как у Горького. Какие золотые времена, когда мужик мужика бил, обманывал и давил? Верхние слои нижних - это само собой, но и нижние друг друга - постоянно! Так вот, получается, что не было тех золотых времен, и хотелось бы только узнать, насколько за сто с лишним лет жители российской деревни очеловечились и цивилизовались. Не знаю - мне отсюда не видно.

Ветка комментариев


Когда он забронзовел... трудно мне сказать - я признаюсь, что не большой знаток Горького и вот прямо сейчас все больше и больше узнаю о нем. Разрушаю те стереотипы, что были в свое время насчет Горького услышаны и запомнены. В моем представлении, в послереволюционном Петрограде Горький был уже мэтр и обладал достаточной властью, данной ему, получается, победившими большевиками. Он один из организаторов обществ и издательств (изд-ва "Всемирная лит-ра", "Дома литераторов", "Дома искусств") - раздает должности и ставки, пайки и прочее (покровительствует таким писателям, как Блок). То есть, бронзовеет уже. А окончательно превратился в памятник себе, когда вернулся, поехал на Беломорканал и Соловецкий лагерь и написал хвалебное.

Я знаю, что Горький разочаровался в Октябрьской революции. В том числе, в результате этого уехал в Италию (якобы по болезни, а на самом деле сбежал). Но буревестником-то он был? Или это тоже вранье пропаганды? А если был буревестником, а буря вышла не та, что он хотел - так об этом же я и говорю.


Ну, Вы немного уже поговорили о Горьком ) Интереснейшая биография! То, что он был одним из основателей общества, издательства, помогал писателям и поэтам - что же в этом плохого? Бронзового?) Но обладал ли властью? Скорее нет. Влиянием? Ну да, авторитет у него был очень высок. Но по сути ведь несчастный человек.
В памятник себе превратился? Тоже не соглашусь. Каким образом?
По поводу поездки на Соловки: понимаете, быть гостем и знать ситуацию изнутри - разные вещи. Когда показывают грандиозный проект, рассказывают об индустриализации, проводят встречи со строителями этих строек века, какое впечатление может сложиться у человека, увидевшего витрину этого процесса. А Солженицын... он видел рабский труд, несправедливость, неприглядную изнанку.
Помните, у Маяковского, "Город-сад"?:
"Я знаю - город будет,
я знаю - саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть!
" - это восторженный взгляд, может быть именно так смотрел и Горький.
А вот это:
"Свела промозглость корчею -
неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие,
подмокший хлеб жуют."
- скорее взгляд Солженицына.
Согласны, нет?)
А каким буревестником он был? Если Вы имеете в виду "Песнь о буревестнике", то строки песни можно присуропить к чему угодно, не только к Великой Октябрьской )), как и легенду об Икаре.


"Буревестник" - это я к тому, что в 1905 году Горький вступил в РСДРП и активно там действовал, будучи в компании известных позже революционеров. (потом вышел, но это же потом). Его самого потом стали называть "буревестником революции", по известному произведению - так вы думаете, зря? То есть революции он на самом деле не хотел, и для нее ничего не делал?

Несчатный человек - да, безусловно. Может быть, "забронзовел" и не очень подходит, может быть, его забронзовели. Из него памятник сделали.


Просмотрела сейчас список спектаклей, поставленных по его пьесам... Вот правда, никогда не ощущала "бронзовости", "писателя-памятника". Может потому, что сразу влюбилась в его строчки?) Пьесы тяжелые, не о революции вовсе. Несколько раз смотрела по ТВ "Дети солнца" с Симоновой, Демидовой, Смоктуновским. Посмотрите. Потрясающий фильм! Особенно обратите внимание на тему народа. Не народу песни поет Горький. Человеку, наверное )


Спасибо за совет. Я наверняка буду и дальше знакомиться с Горьким, только с перерывами. "Свинцовые мерзости" грузят конкретно.