Больше рецензий

14 ноября 2012 г. 21:52

1K

5

В конце того же 1915 года — уже вовсю шла Первая мировая война — зловещее полотно было представлено среди прочих на выставке футуристов. Все другие работы Малевич просто развесил по стенам обычным образом, «Квадрату» же он предназначил особое место. На сохранившейся фотографии видно, что «Черный квадрат» расположен в углу, под потолком — там и так, как принято вешать икону. Вряд ли от него — человека красок — ускользнуло то соображение, что этот важнейший, сакральный угол называется «красным», даром что «красный» означает тут не цвет, а «красоту». Малевич сознательно вывесил черную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — черное (ноль цвета), вместо лица — провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма.

Только что прочитала о "Черном квадрате" Малевича. Я не знала об этих фактах. О первой выставке, о значении квадрата. Только иногда могла хмыкнуть в сторону "Квадрата", мол: ффф, "картина"! Еще чего. Но ведь за это платят деньги. Огромные. За что??? За смерть. За смерть искусства? Что после "Квадрата" его уже нет? Всё сожрал квадрат? Татьяна Толстая пишет о "квадрате" Льва Николаевича Толстого. Немножко. Впрочем, и о Малевиче не так уж много. Но как мощно! Почитайте, не буду рассказывать. Мурашки от такого описания. Квадрат=смерть? Вершина? Ноль? Почему он, пес его возьми, так притягивает к себе? Читайте. Там всего-ничего текста. Но как явно ты его(квадрат) ощущаешь!
Браво, Татьяна Никитична. Такого объяснения странной работы странного художника, наверное, я и ждала. Спасибо.
Здесь и здесь можно послушать о Черном квадрате и не только.

Комментарии


Господи, какой дилетантизм.

Эту несложную операцию мог бы выполнить любой ребенок — правда, детям не хватило бы терпения закрасить такую большую площадь одним цветом. Такая работа под силу любому чертежнику, — а Малевич в молодости работал чертежником, — но чертежникам не интересны столь простые геометрические формы.


Татьяне Никитичне должно быть стыдно за такое повествование.
На самом деле, в «Черном квадрате» с точки зрения живописи нет никакой загадки.
Это, действительно, гениальное полотно, открывшее новые законы пропорции.
Вот здесь я нашел более-менее популярное объяснение сути картины Малевича.


Какие ещё пропорции? А разве квадрат не был стёбом над искусством, которое выродилось до черноты, до чёрной геометрической фигуры, потому что больше ему нечем удивить алчного до новизны обывателя?


А вы по ссылке сходили? Там все популярно объясняется.


Эта версия забавна, но, как мне кажется, автор слишком глубоко копает.


Это не версия. Это элементарное знание основ живописи.
К слову, сейчас даже студент художественного училища может нарисовать грустный квадрат, смешной, задумчивый... И никакой мистической тайны в этом не просматривается. :)


А почему человек, который просто зашел в галерею, должен знать основы живописи? Если вы прочитаете мой комментарий ещё раз, то станет понятно, что я за утилитарную версию и никакой мистической тайны не предполагаю.


Если вы не знаете основ живописи, то макисмум, что вы можете рассмотреть - это нарисованные картинки. Вы же отличаете, к примеру, прозу Набокова, от опуса какого-нибудь графомана. Почему вы не должны этого делать применительно к картинам?
Но в чем-то вы и правы. "Квадрат" - это картина, прежде всего, для художников и архитекторов. Всем остальным для понимания приходится придумывать дополнительные смыслы, подобно Толстой.


А что плохого в собственных смыслах? Тем более, в искусстве. Каждый увидит то, что ему по душе и по способностям.


Каждый увидит то, что ему по душе и по способностям.



Только не надо это навязывать другим. :) Тем паче, вводя их в заблуждение.


Ну конечно, объяснение Александра Богаделина - не дилетантизм, а неоспоримая истина. С чего вдруг? Я не нашла о нем никаких сведений. Он художник, архитектор, чертежник, или так, погулять вышел, а тут одна баба возьми и расскажи про "Черный квадрат"? Так у Т.Толстой в окружении тоже достаточно специалистов, разбирающихся в искусстве и в пропорциях.

Вместе со мной в экспертном совете работают настоящие специалисты по «старому», доквадратному искусству, тонкие ценители. Все мы терпеть не можем квадрат и «самоутверждение того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения».



Цитатой в рецензии я выделила, как проходила выставка, где впервые был обнародован "Квадрат". Не считая того, который был декорацией

За год-полтора до этого знаменательного события он участвовал вместе со своими друзьями и единомышленниками, в первом всероссийском съезде футуристов — на даче, в красивой северной местности, — и они решили написать оперу «Победа над Солнцем» и там же, на даче, немедля принялись за ее осуществление. Малевич оформлял сцену. Одна из декораций, черно-белая, чем-то напоминающая будущий, еще не родившийся квадрат, служила задником для одного из действий.


То, что автор приведенной Вами версии считает гениальным творением великого художника, который вывел необыкновенную формулу необыкновенных пропорций, я считаю элементарным использованием знаний чертежного ремесла. Перспективу, цветосочетание учат в первых классах художественных школ, если не ошибаюсь. Кстати, если так важно "смотреть в глаза" картине, чтобы увидеть квадрат, то что же он зафигачил (пардон за неизящность) ее под потолок на первом показе? А ведь это была та презентация, после которой "квадрат" пошел в свет. Значит, все-таки идея была та, на которую указывает Толстая: победа над солнцем, победа над Богом, победа над искусством?
Я разделяю точку зрения Толстой, я верю ей, а не сомнительному Богаделину. Малевич - великий провокатор, даже Дали - жалкий ученик его. С этим, наверное, спорить не будет никто. А по поводу "Квадрата" споры не закончатся никогда, сколько людей, столько и мнений. Я вот нашла то мнение, которое для меня наиболее близко. Вы для себя обнаружили другое. Разговариваем, да?! (с)


Изобразительное искусство и литература определяются тем, что создают новое качество. Да и любое творчество тоже. Впрочем, это относится ко всему, что делает человек, создавая, а не разрушая.
Что это такое в своей природе?
А это диалектика в своей сути. К примеру, дом образуется из множества кирпичей, сложенных по определённому плану, а не сваленных в кучу у фундамента. Куча кирпичей - это куча, и называть её домом абсурд. Из "кучи" слов сам-собой не образуется новый рассказ или роман "Анна Каренина", как и из множества пикселей на экране монитора фильм. Рассказ, книга и фильм - это и есть новое качество.
И это - общий закон самой природы, а не прихоть ценителей совершенства.
Здравый смысл человека не принимает никакой абсурд по своей природе. Хоть инсталляцией его назови, хоть как-то иначе. В таких случаях обычно принято говорить, что не разбираются в его сортах. Задача любого творчества - заставить события произойти.
В случае ЧК Малевича нового качества не образуется и все события происходят только в воображении тех, кто этого хочет.
Даже, если сам Пикассо нарисует ЧК, его там не будет.
А что тогда есть?
Всё, что угодно.
Нашему мозгу нужно установить связи. Всегда. Если не хватает информации, то он начинает домысливать и фантазировать. Это называется нейро-кортикальной диффузией. Смысл этого в поиске закономерностей.
Когда мозг не понимает каким образом, то он создаёт суеверие. Предпочитая суеверие знанию. Смысл суеверия в поиске взаимосвязей.
Модель поведения создаётся мозгом. Мозг домысливает ситуацию, если не хватает информации. Так создаются мифы и заблуждения.
И не Малевича эта идея Чёрного квадрата.
Черный квадрат Фладда, - именно так английский мыслитель и философ XVI-XVII вв. Роберт Фладд в 1607 году изобразил пустоту мира до его сотворения. Тьма, бесконечное ничто. С четырех сторон квадрата подпись Et sic in infinitum - и так до бесконечности.


Почитать штоле эту вашу никитишну? Ото валяется дома две книги. Жаль только, что автор уже косвенным образом знаком (ну, по тв и публицистике), что может наложить отпечаток. Уж больно она противна и мерзка. Ну и сынок ей под стать, лол.


Бери Кысь, не прогадаешь


А у меня, вроде, только река и ночь. Кысей нету. Так что с них и начну (если на них же не закончу, конечно).


Мне у неё только Кысь и нравится. Ну и отдельные рассказы.


А она в книгах такая же высокомерная ханжеская снобка, как и в телевизоре? Я чота очкую, Даш...


Я не особо поклонник, так, читала пару книг всего. Кысь - оригинальная манера, сюжет, сатира, а вот рассказы показались нудными и излишне многословными.


Платон мне друг, но истина дороже.
Сервантес "Дон-Кихот"

Мне кажется, что Татьяна Никитична преувеличивает вину злополучного Квадрата. Понимаю почему- оскорблена в лучших чувствах,  так как воспринимает Квадрат как некое орудие, используемое для поругания Бога: "Дегуманизация и десакрализация — одно и то же." 

Вот что пишет о том времени Илья Эренбург в своем романе "Люди, годы, жизнь`КнигаII ": 
"Молодежь, пришедшая в город и захваченная вихрем событий, легко воспринимала упрощенные идеи крайних «пролеткультовцев», будущих «напостовцев». Мне не раз приходилось слышать: «Чего усложнять?..» Интеллигентщина, гниль… Газету читал? Значит, ясно. А «почему», «зачем» - буржуйские разговоры… Нечего голову ломать…»
...
Футуристы решили, что вкусы людей можно изменить столь же быстро, как экономическую структуру общества. Журнал «Искусство коммуны» писал: «Мы действительно претендуем и, пожалуй, не отказались бы от того, чтобы нам позволили использовать государственную власть для проведения своих художественных идей». Конечно, это было скорее мечтой, чем угрозой. Улицы Москвы расписывались супрематистами и кубистами прежде всего потому, что художники академического толка находились в оппозиции (не художественной, а политической). Все же результаты оказались печальными. Дело не в бабке, принявшей кубистический холст за черта, а в той художественной реакции, которая последовала за кратковременным выходом на улицы «левого искусства». 
...
Открытия в области точных наук доказуемы, и вопрос о том, прав или не прав Эйнштейн, решали математики, а не миллионы людей, помнящих всего-навсего таблицу умножения. Новые формы искусства всегда входили в сознание людей медленно, извилистыми путями; причем сначала их понимали и принимали немногие. Да и вообще предписать, внедрить или навязать вкусы невозможно. Боги древней Эллады потребляли нектар, который поэты называли божественным напитком; но если бы нектар стали вводить через зонд в желудки афинских граждан, то, наверно, дело кончилось бы всеафинской рвотой.
...
Недавно я был в Брюсселе на ретроспективной выставке Малевича, Его ранние работы (период «Бубнового валета») очень живописны. В 1913 году он написал черный квадрат на белом фоне. Так родилось абстрактное искусство, которое сорок лет спустя обворожило тысячи западных художников. Оно мне кажется прежде всего декоративным, Холсты Пикассо - мир, в них столько мыслей и чувств, что они порождают восторг или подлинную ненависть; а холсты абстракционистов остаются элементами ткани или обоев.
...
Над картинами художников, которые пошли с футуристами (Малевич, Татлин, Родченко, Пуни, Удальцова, Попова, Альтман), в дореволюционное время издевались. После Октября эпигоны классической поэзии начали укладывать веши в чемоданы. Бунин и Репин уехалиолову ломать…» за границу. Остались футуристы, кубисты, супрематисты. Подобно их западным единомышленникам, довоенным завсегдатаям «Ротонды», они ненавидели буржуазное общество и в революции увидели выход. "

Выход оказался тупиком,  вернее той самой черной дырой,  подвалом, люком в преисподнюю, где царит вечная тьма, но вряд ли будет справедливо обвинять в этом только Малевича. Его Квадрат  - не причина, а следствие, не вина, а беда.


Спасибо, я не против Малевича, я за Толстую. Ничего не могу сказать плохого о супрематизме, мне нравится кубизм и абстракционизм (не всё подряд, конечно). Но всё же мое мнение, что Малевич - самый лучший тролль всех времен и народов! Похерил все, что было до него, представив свою живописную азбуку(с). А то до него не знали. И о золотом сечении слыхом не слыхивали, и о цветосочетании. Ну да нарисовал себе четырехугольник, круг и крест, ну да и ладно. Придумал байку в стиле Андерсена: мол, искусство ради искусства, его могут понять только посвященные. Да как бы сомневаются и посвященные, и люди искусства. Ладно, оставим Казимира с его квадратом и прочими геометриями.
К Толстой:
"Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчет. Люди любят новое — надо придумать новое; люди любят возмущаться — надо их возмутить; люди равнодушны — надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по спине — он обернется; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство; если же человек возмущенно завопит, то надо объявить его идиотом и пояснить, что искусство заключается в сообщении о том, что искусство умерло..." - разве не точное описание некоторых процессов, которые мы можем сейчас наблюдать? Не удивлюсь, если некоторых представителей нового искусства обласкают в Европе и Америке, навесив терновый венец мучеников и придав обычному хулиганству глубокое значение. Так, навскидку несколько самых известных имен: арт-группа "Война", "Синие носы", Олег Кулик, те же Пуси, кто б их знал, кабы не такой пиар ход. Шкодные дядьки-тетки, не более. Но сколько значения придают их так называемому "творчеству". Премии получают. Ну как же, в этом столько смысла: два мента целуются средь русских берез... Ну и другое. Художественная самодеятельность, корявенький эпатаж возводится в ранг искусства?
Я не хочу сказать, что этого не должно быть. Пусть будет, чем бы не тешились. Но дело в том, что другое-то уже не нужно. Накрылось всё другое черным квадратом. Теперь что ни хуже - то лучше, потому что скандальнее, о нем говорят, значит, это хорошее вложение денег, надо брать. Главное, чтоб со временем интерес не ослабевал. Ну а это уже совсем другая история. Посмотри список самых дорогих картин.


навесив терновый венец мучеников и придав обычному хулиганству глубокое значение.



Да они уже "готовенькие" мученики, когда заграницу попадают. Их там только полируют до блеска. А кто их делает мучениками, если не сами простые граждане, когда, оскорбленные в своих лучших чувствах, сдирают с них скальп вместе с клоунской маской ?
В 1999 году у нас в Бруклинском Музее Изобразительных Искусств походила выставка работ Криса Офили - британского художника нигерийского происхождения, который рисует свои картины слоновьим навозом. Все бы ничего, но его угораздило нарисовать навозом Деву Марию. Тогдашний мэр Джулиани, итальянец , при поддержке католической общины, пытался это дело запретить, только у него фиг что вышло. Но скандал был мировейший! Вот интересная статья про это. Кстати, Офили такой же ревностный католик, как и Джулиани.


А теперь скажи, что бы сделали с Офили в России?


Да понятия не имею. Выходку пусек грамотно срежиссировали, я считаю. Кому бы они даром нужны были, кабы не выбранное место последнего действия. А уж как раньше старались! Теперь на их имени только ленивый не прокатится.
Специально за такими событиями не слежу, решение суда... ну, по факту хулиганства я бы дала условный срок. Почему так жестко поступили с девчонками? Так показательные судебные процессы всегда отличались суровостью, чтоб другим неповадно было. Не помню, правда, чтоб манера исполнения, способ, материалы, используемые в изображении квалифицировались когда-нибудь как хулиганство. То есть, на своей территории твори что угодно, непротиворечащее законодательству. Но как только со своим "творчеством" вторгаешься в чужой монастырь (ну и буквально тоже), будь готов нести ответственность. Надеюсь, ты согласишься с тем, что незванный гость хуже татарина когда в твой дом (офис, не суть) врываются вольные художники и расписывают стены графити с матерными словами, ну или что там тебе не по душе: розовые фиалки? вот ними и расписывают. Возрадуешься? Или попросишь полицию оградить твое пространство?
Офили свинота, конечно. Но это только мое мнение. Дальше скандала дело не пошло? Я еще не читала - глаза устали, сужу только по твоей информации. Но уверена, будь в Штатах закон, карающий за такое, покарали бы за милу душу. Завтра прочитаю, поговорим, если хочешь.


Ох, какой интересный спор!!!Очень люблю Толстую. В хотелочки.


Кстати, прошлись мы с сестрой по дому посмотреть какие картинки висят у нас на стенах. И знаешь, что интересно: большая часть картин - в абстрактном стиле, не скажу, что жесткий кубизм, но какие-то цветные пятнышки, размытые линии, сполохи цвета, в лучшем случае - стилизованные цветы. Прав, видимо, Эренбург, когда говорит, что абстракционизм - декоративное искусство, вроде обоев. Эмоций никаких не вызывает, зато нужного цвета добавляет, акценты помогает правильно расставить. В общем как розочки на торте - несъедобно, но придают необходимое очарование.


Посмотрела, сколько стоит очарование кисти Энди Уорхола... Хороши обои))) Почему его вспомнила? Дак его тоже считают больше дизайнэром, чем художником.
Что висит у нас на стенах? парочка пейзажей художника местного разлива. Гречишкин фамилия. Мужу нравятся пейзажи. Да три дочкины работы. покажу, если разрешит)). Очень хотела заказать когда-то картину у Евгения Кузнецова. Но его работы такой мощности, они подчиняют себе всё пространство. Для них нужно специальное отдельное помещение. А чего нет, того нет:(


Так у меня же принты на холсте, вполне доступно по цене. А Уорхол у нас где только не висит, эти его цветные триптихи Монро и Лиз Тейлор и банки консервированного супа уже просто оскомину набили. Их даже искусственно состаривают, чтобы поддержать интерьер в стиле ретро.
Картина Кузнецова мне понравилась, но ты права - ей нужно пространство, например холл хорошей гостинницы или лобби офисного здания. А дочка твоя серьезно занимается рисованием?


Закончила художку. С отличием и кучей грамот)) Единственное, что досадно - ее лучшие работы забрали в школе. Но вроде и гордиться надо. Сейчас отдыхает, а школу общеобразовательную закончит, посмотрим, серьезно это или нет.