Больше рецензий

14 ноября 2012 г. 21:52

1K

5

В конце того же 1915 года — уже вовсю шла Первая мировая война — зловещее полотно было представлено среди прочих на выставке футуристов. Все другие работы Малевич просто развесил по стенам обычным образом, «Квадрату» же он предназначил особое место. На сохранившейся фотографии видно, что «Черный квадрат» расположен в углу, под потолком — там и так, как принято вешать икону. Вряд ли от него — человека красок — ускользнуло то соображение, что этот важнейший, сакральный угол называется «красным», даром что «красный» означает тут не цвет, а «красоту». Малевич сознательно вывесил черную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — черное (ноль цвета), вместо лица — провал (ноль линий), вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак, подвал, люк в преисподнюю, вечная тьма.

Только что прочитала о "Черном квадрате" Малевича. Я не знала об этих фактах. О первой выставке, о значении квадрата. Только иногда могла хмыкнуть в сторону "Квадрата", мол: ффф, "картина"! Еще чего. Но ведь за это платят деньги. Огромные. За что??? За смерть. За смерть искусства? Что после "Квадрата" его уже нет? Всё сожрал квадрат? Татьяна Толстая пишет о "квадрате" Льва Николаевича Толстого. Немножко. Впрочем, и о Малевиче не так уж много. Но как мощно! Почитайте, не буду рассказывать. Мурашки от такого описания. Квадрат=смерть? Вершина? Ноль? Почему он, пес его возьми, так притягивает к себе? Читайте. Там всего-ничего текста. Но как явно ты его(квадрат) ощущаешь!
Браво, Татьяна Никитична. Такого объяснения странной работы странного художника, наверное, я и ждала. Спасибо.
Здесь и здесь можно послушать о Черном квадрате и не только.

Ветка комментариев


Платон мне друг, но истина дороже.
Сервантес "Дон-Кихот"

Мне кажется, что Татьяна Никитична преувеличивает вину злополучного Квадрата. Понимаю почему- оскорблена в лучших чувствах,  так как воспринимает Квадрат как некое орудие, используемое для поругания Бога: "Дегуманизация и десакрализация — одно и то же." 

Вот что пишет о том времени Илья Эренбург в своем романе "Люди, годы, жизнь`КнигаII ": 
"Молодежь, пришедшая в город и захваченная вихрем событий, легко воспринимала упрощенные идеи крайних «пролеткультовцев», будущих «напостовцев». Мне не раз приходилось слышать: «Чего усложнять?..» Интеллигентщина, гниль… Газету читал? Значит, ясно. А «почему», «зачем» - буржуйские разговоры… Нечего голову ломать…»
...
Футуристы решили, что вкусы людей можно изменить столь же быстро, как экономическую структуру общества. Журнал «Искусство коммуны» писал: «Мы действительно претендуем и, пожалуй, не отказались бы от того, чтобы нам позволили использовать государственную власть для проведения своих художественных идей». Конечно, это было скорее мечтой, чем угрозой. Улицы Москвы расписывались супрематистами и кубистами прежде всего потому, что художники академического толка находились в оппозиции (не художественной, а политической). Все же результаты оказались печальными. Дело не в бабке, принявшей кубистический холст за черта, а в той художественной реакции, которая последовала за кратковременным выходом на улицы «левого искусства». 
...
Открытия в области точных наук доказуемы, и вопрос о том, прав или не прав Эйнштейн, решали математики, а не миллионы людей, помнящих всего-навсего таблицу умножения. Новые формы искусства всегда входили в сознание людей медленно, извилистыми путями; причем сначала их понимали и принимали немногие. Да и вообще предписать, внедрить или навязать вкусы невозможно. Боги древней Эллады потребляли нектар, который поэты называли божественным напитком; но если бы нектар стали вводить через зонд в желудки афинских граждан, то, наверно, дело кончилось бы всеафинской рвотой.
...
Недавно я был в Брюсселе на ретроспективной выставке Малевича, Его ранние работы (период «Бубнового валета») очень живописны. В 1913 году он написал черный квадрат на белом фоне. Так родилось абстрактное искусство, которое сорок лет спустя обворожило тысячи западных художников. Оно мне кажется прежде всего декоративным, Холсты Пикассо - мир, в них столько мыслей и чувств, что они порождают восторг или подлинную ненависть; а холсты абстракционистов остаются элементами ткани или обоев.
...
Над картинами художников, которые пошли с футуристами (Малевич, Татлин, Родченко, Пуни, Удальцова, Попова, Альтман), в дореволюционное время издевались. После Октября эпигоны классической поэзии начали укладывать веши в чемоданы. Бунин и Репин уехалиолову ломать…» за границу. Остались футуристы, кубисты, супрематисты. Подобно их западным единомышленникам, довоенным завсегдатаям «Ротонды», они ненавидели буржуазное общество и в революции увидели выход. "

Выход оказался тупиком,  вернее той самой черной дырой,  подвалом, люком в преисподнюю, где царит вечная тьма, но вряд ли будет справедливо обвинять в этом только Малевича. Его Квадрат  - не причина, а следствие, не вина, а беда.


Спасибо, я не против Малевича, я за Толстую. Ничего не могу сказать плохого о супрематизме, мне нравится кубизм и абстракционизм (не всё подряд, конечно). Но всё же мое мнение, что Малевич - самый лучший тролль всех времен и народов! Похерил все, что было до него, представив свою живописную азбуку(с). А то до него не знали. И о золотом сечении слыхом не слыхивали, и о цветосочетании. Ну да нарисовал себе четырехугольник, круг и крест, ну да и ладно. Придумал байку в стиле Андерсена: мол, искусство ради искусства, его могут понять только посвященные. Да как бы сомневаются и посвященные, и люди искусства. Ладно, оставим Казимира с его квадратом и прочими геометриями.
К Толстой:
"Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчет. Люди любят новое — надо придумать новое; люди любят возмущаться — надо их возмутить; люди равнодушны — надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по спине — он обернется; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство; если же человек возмущенно завопит, то надо объявить его идиотом и пояснить, что искусство заключается в сообщении о том, что искусство умерло..." - разве не точное описание некоторых процессов, которые мы можем сейчас наблюдать? Не удивлюсь, если некоторых представителей нового искусства обласкают в Европе и Америке, навесив терновый венец мучеников и придав обычному хулиганству глубокое значение. Так, навскидку несколько самых известных имен: арт-группа "Война", "Синие носы", Олег Кулик, те же Пуси, кто б их знал, кабы не такой пиар ход. Шкодные дядьки-тетки, не более. Но сколько значения придают их так называемому "творчеству". Премии получают. Ну как же, в этом столько смысла: два мента целуются средь русских берез... Ну и другое. Художественная самодеятельность, корявенький эпатаж возводится в ранг искусства?
Я не хочу сказать, что этого не должно быть. Пусть будет, чем бы не тешились. Но дело в том, что другое-то уже не нужно. Накрылось всё другое черным квадратом. Теперь что ни хуже - то лучше, потому что скандальнее, о нем говорят, значит, это хорошее вложение денег, надо брать. Главное, чтоб со временем интерес не ослабевал. Ну а это уже совсем другая история. Посмотри список самых дорогих картин.


навесив терновый венец мучеников и придав обычному хулиганству глубокое значение.



Да они уже "готовенькие" мученики, когда заграницу попадают. Их там только полируют до блеска. А кто их делает мучениками, если не сами простые граждане, когда, оскорбленные в своих лучших чувствах, сдирают с них скальп вместе с клоунской маской ?
В 1999 году у нас в Бруклинском Музее Изобразительных Искусств походила выставка работ Криса Офили - британского художника нигерийского происхождения, который рисует свои картины слоновьим навозом. Все бы ничего, но его угораздило нарисовать навозом Деву Марию. Тогдашний мэр Джулиани, итальянец , при поддержке католической общины, пытался это дело запретить, только у него фиг что вышло. Но скандал был мировейший! Вот интересная статья про это. Кстати, Офили такой же ревностный католик, как и Джулиани.


А теперь скажи, что бы сделали с Офили в России?


Да понятия не имею. Выходку пусек грамотно срежиссировали, я считаю. Кому бы они даром нужны были, кабы не выбранное место последнего действия. А уж как раньше старались! Теперь на их имени только ленивый не прокатится.
Специально за такими событиями не слежу, решение суда... ну, по факту хулиганства я бы дала условный срок. Почему так жестко поступили с девчонками? Так показательные судебные процессы всегда отличались суровостью, чтоб другим неповадно было. Не помню, правда, чтоб манера исполнения, способ, материалы, используемые в изображении квалифицировались когда-нибудь как хулиганство. То есть, на своей территории твори что угодно, непротиворечащее законодательству. Но как только со своим "творчеством" вторгаешься в чужой монастырь (ну и буквально тоже), будь готов нести ответственность. Надеюсь, ты согласишься с тем, что незванный гость хуже татарина когда в твой дом (офис, не суть) врываются вольные художники и расписывают стены графити с матерными словами, ну или что там тебе не по душе: розовые фиалки? вот ними и расписывают. Возрадуешься? Или попросишь полицию оградить твое пространство?
Офили свинота, конечно. Но это только мое мнение. Дальше скандала дело не пошло? Я еще не читала - глаза устали, сужу только по твоей информации. Но уверена, будь в Штатах закон, карающий за такое, покарали бы за милу душу. Завтра прочитаю, поговорим, если хочешь.