Больше рецензий

24 апреля 2021 г. 12:30

304

5 Как понять то, что ты никогда не испытывал?

Рецензия-анализ на работу Бернхарда Шлинка "Чтец".
Данная работа показалась мне действительно крайне кинематографичной, хоть Шлинк никогда не выступал в роли режиссера или сценариста. Справедливости ради скажу, что одноименный фильм я в глаза не видела. И при всем при этом получила невероятно яркую картину происходящих событий, особенно в первой ее части.

Книга для меня четко разделилась на две точки обзора.
Первая - историческая, моральная; вторая - нравственная, эротическая.
Начнем с последней. О, разбудите меня в то время, когда отношения с разницей в целое поколения перестанут быть спорной темой в жизни и литературе! Это к тому, что всегда будут существовать читатели, которые не поймут (не попытаются понять), не примут, раскритикуют. На мой взгляд, Бернхард Шлинк сознательно шел на представление таких противоречивых любовных (подчеркиваю) отношений болезненного не самого преуспевающего ученика [Чтец] и его взрослой любовницы, работающей кондукторшей в трамвае [Ханна]. Позднее вы проследите взаимосвязь этих обзоров.

Историческая нравоучительная ценность романа представляется мне значительно весомее первой.

"Она [автобиографичность романа] в том, что сквозь придуманную историю просвечивается реальная жизнь, подлинная судьба сначала немецкого гимназиста, потом юриста и взрослого человека, который бьется над самыми трудными вопросами немецкой истории ХХ века и послевоенных десятилетий".

Книга была включена в учебную программу и курс новейшей немецкой литературы. Здесь есть очень показательная глава номер 1 часть 3 (это лишь пример, для раскрытия темы недостаточно прочитать одну главу), в которой автор рассуждает на тему, так называемой "коллективной вины", он говорит о спорах вокруг национал-социализма как причине конфликта поколений. Или все-таки его выражении? Стоит ли осуждать родителей за их возможное безмолвие? Надо ли отвечать за их поступки? А нести ответственность за любовь к ним? Как принять нам [имеется ввиду поколению героя романа "Чтец"] историческое прошлое Германии? Прочувствовать мы это не можем. Принять? Понять? Но разве можно представить что-то настолько неизмеримое, представить то, что пережили заключенные концентрационных лагерей?

"Все это размышления более позднего времени. Но и позднее они не принести утешения. Ведь не могло стать утешением то что мои страдания от любви к Ханне в определенной мере повторяли судьбу моего поколения, были немецкой судьбой которой я не мог избежать и которую мне не удалось перехитрить как это сделали другие. пожалуй в те временами мне было бы легче если бы я сильнее ощущал причастность к моему поколению".

В этой цитате мы одновременно видим тот небольшой вывод, который делает герой романа своим размышлениям, где проводит ту самую связку спорных отношений и судьбы, которую выбрала власть страны и которая легла на плечи не только прошлых поколений, но и современного для Чтеца времени. Автор также спрашивает: "Имеем ли мы право вмешиваться в судьбу человека во благо ему?" или "В какой степени мы можем сыграть роль в чужой жизни?" Все это удачно связывается еще одной особенность романа - его повествованием. Историю мы слышим уже от лица повзрослевшего человека, до этого времени болезненного гимназиста, студента, юриста. Он не лишен аналитических способностей. Его рассказ - это воспоминания, рассуждения, что раскрывает "Чтеца", делает более понятным читателю.

В завершении хотелось бы сказать, что на протяжении книги у вас могут появляться различные эмоции от отвращения, негодования, злости до абсолютного принятия, примирения с происходящим. Не знаю, говорит ли это о моей ограниченности или это мое счастье, но я не испытала омерзения, ненависти к героям, их любви, их поступкам. Я все больше отдаю времени многостороннему анализу, расширению кругозора. Важно обнаружить, что совершенно нормально чего-то не понимать (все же наши знания не могут охватить все сферы жизни), видеть в мотивации героя то, что не свойственно вам. Лично для меня эта книга дала толчок к понимаю менталитета, восприятия хотя бы части немецкой истории, жизни. Вопросы далекой от нас нации и поколения.