Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 марта 2021 г. 18:48

4K

5 Silentium

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне

Почитал чужие рецензии. Заметил как много людей говорят о пресловутом молчании героя. Некоторые полагают, что герой молчал, чтобы жена "сама всё поняла". Я уже и сам стал подумывать о том, чтобы отмолчаться. Кто меня знает и так всё поймёт. И без отзыва. Но потом я заметил, что рецензенты, пишущие о молчании героя делятся на два лагеря. А поскольку я не смог примкнуть ни к одному из них, то всё-таки решил написать.
 
Одни читатели сочувствуют героям, которым "только и нужно было что поговорить по душам". И тогда все их проблемы решились бы, как по мановению волшебной палочки. Но позвольте! Как же они могли "всего лишь поговорить" если рассказчик только и говорит что о своём молчании, как о методе, умышленно используемом им. Вот только цель на первый взгляд не ясна. Чего он хочет достичь? В любом случае просто "научиться разговаривать друг с другом" здесь не сработает.

Другие читатели, пеняют рассказчику, этому тирану и деспоту, вменяя ему в вину домостроевские методы "воспитания жен". Что, мол, своим изощренным молчанием он издевался, мучил молодую жену, пытаясь добиться от неё неизвестно чего. И здесь я конечно не могу не согласиться. Молчание - страшная сила, тяжелая артиллерия в брачной войне, орудие, оглушающее посильнее пушек. Но я снова спрашиваю (Шерлок Холмс доморощенный) - каковы мотивы? Чего добивался рассказчик? Издевательства ради их самих? Такой изощренный эмоциональный садизм? Не верю.

Рассказчик лжет. Нет, не нам. Это было бы очень некрасиво с его стороны, как-то не подостоевски - так не исповедуются. Рассказчик кажется очень тонким психологом своей собственной души. Он сам себе прокурор и адвокат. Но я не верю ни одному его слову.

Мысль изреченная есть ложь

То есть как не верю. Всё вроде бы правда, да не совсем. Не то это всё, к делу не относится. Рассказчик мастерски копается у себя в душе. Что-то он извлекает на поверхность, и мы поражаемся его проницательности и самопознанию. А кое-что он осознанно закапывает ещё глубже, тщательно маскируя от себя самого. Но сквозь разрыхленную почву пару раз блеснуло.

Трусость. Его страдание, обида и злоба на весь мир являются результатом одного происшествия. Заметьте, единственного происшествия из своего прошлого, о котором он упомянул. В бытность офицером рассказчик однажды струсил. Он не защитил честь своего командира, своего полка. Ему потом намекнули, что ещё не поздно, но он вновь отказался и тогда его вынудили подать в отставку. Страшная смесь трусости и гордыни привели его к одному из самых ужасных и всепоглощающих состояний души - чувству униженности.
картинка Zhenya_1981
Унижение - вот она его боль, причина его страданий. Нищета после увольнения, постыдное и жестокое занятие ростовщичеством - это всего лишь симптомы болезни. Отголоски того самого позора, спастись от которого самому невозможно.

И вот в таком душевном состоянии герой решается жениться. Конечно, он выбирает юную и бедную. Самую кроткую. Но далеко не дуру. Такую, чтобы с её помощью он смог подняться в собственных глазах. Или хоть в её глазах. Чтобы была обязана, чтобы смотрела снизу вверх.

И вот она становится жертвой его поврежденного от унижения сознания. Он мучает её, чтобы почувствовать себя сильным. Он пугает её, чтобы почувствовать себя храбрым. Он держит её в полном эмоциональном голоде, чтобы насытиться её замешательством. Лёд этих извращенных отношений должен согреть его полуживое сердце.

Хочется сказать, что всё пошло не по его плану, но, боюсь, что никакого плана и не было. Жена оказалась крепким орешком. Гордыня схлестнулась с гордостью, ощущение униженности с чувством собственного достоинства, трусость с храбростью.

Она была единственная, кому он мог доказать, что не трус. Единственная, кто мог поверить в то, что человек храбр, когда он внешне спокойно лежит под  направленным на него дулом заряженного пистолета. Это сломило её. Но это - ещё одна ложь. И трус может не побояться умереть, лежа в постели, когда ему больше нечего терять, ради того, чтобы доказать своё геройство единственному человеку, способному в него поверить. Это не то же самое, как самому осмелиться вызвать человека на дуэль, как ждать её целые сутки, как стоять на ватных ногах с трясущимися руками под насмешливыми взглядами секундантов. На это очень трудно решиться. А лежать в постели, думая - "сейчас прогремит выстрел и я умру героем" гораздо легче.
картинка Zhenya_1981
От того и молчание. Рассказчик считает себя человеком благородным, а потому умышленно врать наверное не хочет. Говорить о театре, когда у самого трагедия, тоже не тянет. Когда все мысли заняты твоим унижением и позором, когда не можешь облегчить свою душу, рассказав о них (не для этого же герой женился), когда любой ценой должен скрыть это пятно, тогда единственный выход - всё время молчать.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей

Думаю, что герой помешается. Это выглядит единственным спасением от того внутреннего ада, который теперь ещё более раскалится для него после смерти его поистине несчастной супруги.

Ветка комментариев


Простите, что влезаю в вашу беседу, но небольшой остаток невысказанного по Кроткой остался. А так как отзыв я писать не собираюсь, то выскажусь здесь, освобожусь и закрою для себя эту тему.

Созависимость там абсолютно точно есть. Они как правая и левая рука, сцепленные в замок. Пальчик к пальчику, подогнаны без зазоров.

Главный герой за контролем и доминированием прячет жажду любви. Издеваясь, он её испытывает. Это древний мотив борения в разных мифах (например, библейский Иаков), когда испытуемый должен выдержать натиск и тогда будет одарён благами, озарением, магической силой и т.д. Вот и в этом случае герой проверяет жену на свой мелкий извращённый манер. Выдержала – вот тебе и моя любовь, и тридцать тысяч, и имение, и счастливая жизнь в перспективе.

Почему она шагнула из окна только тогда, когда муж в ногах начал валяться?

Сиротское проживание у тёток, где попрекали и били - из окна не шагнула.

Практически продали лавочнику – из окна не шагнула.

В войнах несчастливого брака хотела пойти на измену, которое «пытка и падение» - из окна не шагнула.

Более того, в итоге нашла покой и даже некоторое предпочтение в молчаливом холодном сожительстве. (А ведь как вспыхивала, когда при подаче объявления ей указывали, как надо публиковаться. Не стал ли её брак, в итоге, тем самым «проживанием с вдовцом»?)

Время тяжёлое для женщин? Отчасти согласна. Но жизнь сложнее наших представлений о жизни, и считать, что у женщины в то время никаких возможностей не было, на мой взгляд, ошибка. Я- за феминизм, но не за слепое передёргивание фактов на основе его терминов.
Напомню, что это семидесятые годы. В «Анне Карениной» словами старого князя Щербатского Толстой уже громит суфражисток с их курсами и медицинско-сестринскими практиками.

У Достоевского «плавает» мотивация героини, потому что у него вообще беда с женскими персонажами. Везде. Ни одной героини, которая хоть как бы походила на живую женщину.)))

Кроткая - по всем параметрам не кроткая, но ФМ надо было пропихнуть идею чистой души, которая предпочитает грех самоубийства аду на земле. Сам себя перехитрил, в итоге. Сырое произведение с искривлённой психологической правдой.


Беседа общая и интересно узнать разные мнения. Насчет "сырое и плавающей мотивации" - согласна, но многие хорошие худ.произведения такие и есть, возможность домыслить для меня плюс:) То, что Кроткая не кроткая это вообще отдельное положительное качество рассказа, здорово, что он такую героиню бунтующию изобразил.

А в чем созависимость ты видишь?

Мотивация героя понятна, но для меня это не оправдание:) Понять можно каждого: и убийцу и насильника,у них всех травма и прочее из детства или ещё какие-либо причины, но жалеть не тянет их и, главное,лучше избегать их.Так же и ростовщик, можно было бы его понять, мне просто не хочется:))

И никакого счастья после испытания там не было бы,это иллюзия героя, он самооправдание ищет, а может и верит, но это миф, что тиран и манипулятор вдруг станет хорошим, причем миф опасный для других.

Насчёт окна -думаю у всего есть предел, даже у ее терпения.Интересно было бы узнать версию Достоевского, но я вижу это так : она не хотела вновь быть его женой, ложится с ним в постель, она его возненавидела и могла лишь на отдалении находится, поэтому его страсть ее испугала.Там несколько раз говорится,что она хотела, чтобы оставалось так как было, близкие отношения были выше ее сил.

А выйти замуж или продаться холостому барину в любовницы - в то время большая разница все же, она ведь гордая была)

Достоевский возможно преувеличивает, но в целом положение женщин было сложным, вообще положение людей без денег было сложным. Я с удовольствием бы прочла книгу о том,как девушка без денег в то время выживала, буду рада рекомендации:)


Мотивация героя понятна, но для меня это не оправдание:)

Да, все-таки интернет-общение – вещь искажающая, поскольку не передаёт интонации, эмоции и все те 90% информации, которые мы считываем невербально. Я совсем не оправдываю героя. Для меня там все одинаково ущербны. У меня только большие вопросы к «лучу света в этом тёмном царстве». Точнее, все вопросы к автору, поскольку персонажи, как было сказано выше, сырые, а значит лезть к ним даже с хилым аналитическим подходом бесполезно, там много смысловых дырок.

Созависимость я вижу в настойчивой обоюдной борьбе, которая не разрывала круг, а запускала его снова и снова. Борьба за власть. Кажется, что он – агрессор, она – жертва. Но она скорее спасатель. И часто бывает, что вся власть на самом деле у жертв и спасателей, а агрессор от них полностью зависим.
Пусть героиня и не осознавала, но у неё власти было больше, что потом и подтвердилось. Вот тогда она, получив победу, и опостылила сама себе. По моему мнению, она могла шагнуть из окна только от омерзения к себе. Внешние обстоятельства её давно уже не могли сломить.

Достоевский возможно преувеличивает, но в целом положение женщин было сложным, вообще положение людей без денег было сложным.

А сейчас оно лёгкое? Кто более несчастен: условная крепостная крестьянка 19 в. или условная вьетнамская швея, которая работает по 10 часов на фабрике? В каких граммах будем взвешивать счастье и несчастье, а также возможности, которые можно и неможно взять?

Но ведь в гувернантки она наниматься хотела. В первом случае у неё поджимало время, что ей мешала поискать варианты, когда время не поджимало?(ответ: автор помешал)

Я с удовольствием бы прочла книгу о том,как девушка без денег в то время выживала, буду рада рекомендации:)

Наверняка такие произведения есть, надо только копаться в авторах третьего-четвертого порядка. Такие вещи часто конъюнктурны, поэтому во все времена оседают на дно. Но если прошерстить лит.журналы 19 века, думаю, много найдётся интересного)))


Как интересно тут у вас. Вроде две совершенно разные (а в чем-то даже противоположные) точки зрения, а обе звучат правдоподобно.
Даша, про борьбу за власть и омерзение - очень интересно. Я, кстати, тоже заметил (в жизни к сожалению, не только в литературе), что часто жертвенность это лишь средство контроля.
Галя, это тебе про Иисуса к твоей сегодняшней рецензии :)
Про постель тоже очень интересно.


А так как отзыв я писать не собираюсь

По-моему - это преступление (пока без наказания). Тебе явно есть что сказать и у тебя очень интересное (и необычное) мнение.

Кроткая - по всем параметрам не кроткая

Так ведь это только герой думал поначалу, что она кроткая. Я не думаю, что это позиция автора