Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 марта 2021 г. 18:48

4K

5 Silentium

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне

Почитал чужие рецензии. Заметил как много людей говорят о пресловутом молчании героя. Некоторые полагают, что герой молчал, чтобы жена "сама всё поняла". Я уже и сам стал подумывать о том, чтобы отмолчаться. Кто меня знает и так всё поймёт. И без отзыва. Но потом я заметил, что рецензенты, пишущие о молчании героя делятся на два лагеря. А поскольку я не смог примкнуть ни к одному из них, то всё-таки решил написать.
 
Одни читатели сочувствуют героям, которым "только и нужно было что поговорить по душам". И тогда все их проблемы решились бы, как по мановению волшебной палочки. Но позвольте! Как же они могли "всего лишь поговорить" если рассказчик только и говорит что о своём молчании, как о методе, умышленно используемом им. Вот только цель на первый взгляд не ясна. Чего он хочет достичь? В любом случае просто "научиться разговаривать друг с другом" здесь не сработает.

Другие читатели, пеняют рассказчику, этому тирану и деспоту, вменяя ему в вину домостроевские методы "воспитания жен". Что, мол, своим изощренным молчанием он издевался, мучил молодую жену, пытаясь добиться от неё неизвестно чего. И здесь я конечно не могу не согласиться. Молчание - страшная сила, тяжелая артиллерия в брачной войне, орудие, оглушающее посильнее пушек. Но я снова спрашиваю (Шерлок Холмс доморощенный) - каковы мотивы? Чего добивался рассказчик? Издевательства ради их самих? Такой изощренный эмоциональный садизм? Не верю.

Рассказчик лжет. Нет, не нам. Это было бы очень некрасиво с его стороны, как-то не подостоевски - так не исповедуются. Рассказчик кажется очень тонким психологом своей собственной души. Он сам себе прокурор и адвокат. Но я не верю ни одному его слову.

Мысль изреченная есть ложь

То есть как не верю. Всё вроде бы правда, да не совсем. Не то это всё, к делу не относится. Рассказчик мастерски копается у себя в душе. Что-то он извлекает на поверхность, и мы поражаемся его проницательности и самопознанию. А кое-что он осознанно закапывает ещё глубже, тщательно маскируя от себя самого. Но сквозь разрыхленную почву пару раз блеснуло.

Трусость. Его страдание, обида и злоба на весь мир являются результатом одного происшествия. Заметьте, единственного происшествия из своего прошлого, о котором он упомянул. В бытность офицером рассказчик однажды струсил. Он не защитил честь своего командира, своего полка. Ему потом намекнули, что ещё не поздно, но он вновь отказался и тогда его вынудили подать в отставку. Страшная смесь трусости и гордыни привели его к одному из самых ужасных и всепоглощающих состояний души - чувству униженности.
картинка Zhenya_1981
Унижение - вот она его боль, причина его страданий. Нищета после увольнения, постыдное и жестокое занятие ростовщичеством - это всего лишь симптомы болезни. Отголоски того самого позора, спастись от которого самому невозможно.

И вот в таком душевном состоянии герой решается жениться. Конечно, он выбирает юную и бедную. Самую кроткую. Но далеко не дуру. Такую, чтобы с её помощью он смог подняться в собственных глазах. Или хоть в её глазах. Чтобы была обязана, чтобы смотрела снизу вверх.

И вот она становится жертвой его поврежденного от унижения сознания. Он мучает её, чтобы почувствовать себя сильным. Он пугает её, чтобы почувствовать себя храбрым. Он держит её в полном эмоциональном голоде, чтобы насытиться её замешательством. Лёд этих извращенных отношений должен согреть его полуживое сердце.

Хочется сказать, что всё пошло не по его плану, но, боюсь, что никакого плана и не было. Жена оказалась крепким орешком. Гордыня схлестнулась с гордостью, ощущение униженности с чувством собственного достоинства, трусость с храбростью.

Она была единственная, кому он мог доказать, что не трус. Единственная, кто мог поверить в то, что человек храбр, когда он внешне спокойно лежит под  направленным на него дулом заряженного пистолета. Это сломило её. Но это - ещё одна ложь. И трус может не побояться умереть, лежа в постели, когда ему больше нечего терять, ради того, чтобы доказать своё геройство единственному человеку, способному в него поверить. Это не то же самое, как самому осмелиться вызвать человека на дуэль, как ждать её целые сутки, как стоять на ватных ногах с трясущимися руками под насмешливыми взглядами секундантов. На это очень трудно решиться. А лежать в постели, думая - "сейчас прогремит выстрел и я умру героем" гораздо легче.
картинка Zhenya_1981
От того и молчание. Рассказчик считает себя человеком благородным, а потому умышленно врать наверное не хочет. Говорить о театре, когда у самого трагедия, тоже не тянет. Когда все мысли заняты твоим унижением и позором, когда не можешь облегчить свою душу, рассказав о них (не для этого же герой женился), когда любой ценой должен скрыть это пятно, тогда единственный выход - всё время молчать.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей

Думаю, что герой помешается. Это выглядит единственным спасением от того внутреннего ада, который теперь ещё более раскалится для него после смерти его поистине несчастной супруги.

Ветка комментариев


Ну все победы здесь условны. Это пирровы победы, когда "победившая" сторона понесла огромные потери.
Да, встретится с мужчиной наедине уже грех. То есть она уже тогда была за гранью. А оттуда - что убийство, что самоубийство, что бунт - никакой разницы уже нет. Я согласен с тобой...
Сама виновата - я тоже не люблю.
По мне она тоже выбирала из двух зол. Но вопрос, случайно ли она выбрала наибольшее из двух вместо наименьшего. Возможно, сама необходимость этого выбора привела её в состояние, когда она хотела уже поскорее покончить с чем-то (с жизнью? с остатками гордости?)


Мне кажется, что она выбрала его с надеждой. Все же он был из благородных,начитан, проявил к ней доброту,когда покупал ненужные ему вещи,та же история с иконой.Лавочник же из простых, толстый и старый, двух жен сгубил -полностью отрицательный персонаж для девушки. Мне очень нравится, как Достоевский описывает глав.гера -он знал, что красив, хитро прикинулся загадочным, непонятым обществом, такой байроновский персонаж.
И она была готова полюбить,наверное была мечта о счастье, как у все людей, вот и рискнула


Возможно, возможно... Мне нравится твой мягкий подход. Так ты не веришь в синдром жертвы? Что, мол, жертва сама ищет себе палача. Ты думаешь, что Кроткая искала счастья как все нормальные люди?


Думаю жертва,это когда есть шанс изменить все, но она не уходит, остаётся и терпит (хотя жертвами не рождаются, наверняка у них такое детство травмирующее, что в любом случае стоит пожалеть) Тут же у девушки нет смирения, это Людмила верно отметила, есть бунт и борьба не на жизнь, а насмерть (хотя может,ей стоило украсть его деньги и сбежать в Америку;))) ) Или как Долорес Клейборн подстроить несчастный случай, но это я скорее шучу, конечно Кроткая дитя своего времени.
Думаю она мечтала о счастье, хотя мне кажется, что в прошлом люди не были так как сейчас на нем зациклены, счастья было все же меньше и никто его не гарантировал от слова совсем.Лишь на небесах оно ждало, а земная жизнь полна страданий и надо было их с честью выдержать


Лавочник бы её бил скорее всего,не зря две жены у него уже умерли, так что не факт, что этот брак бо́льшее зло.Просто более изощрённая пытка. Наверное, можно было и к такому мужу, как ростовщик, приспособиться, не зря есть православие, смирение, веками люди учились терпеть.
Женя, а ты читал Фёдор Достоевский - Бедные люди

?


Да, читал. Люблю их. Но там тихая безнадёжность. А здесь буёная. Как два отделения в одной психушке


Да, просто ситуация Варвары и Кроткой чем-то похожи, они обе выбирают рисковое замужество не от хорошей жизни