Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

24 сентября 2012 г. 01:11

7K

5

Среди всевозможных встреч и разлук хоть раз в жизни случается то, что не назовешь не иначе как встречей ниспосланной Богом. [...] Весь исход встречи зависит уже не от Бога, а от самих людей.

   Не была уверена, найду ли нужные слова, передающие полноту тех чувств, которые были испытаны при прочтении этой книги. Потому что этот шедевр охватывает и рассказывает своему читателю не столько многое, сколько именно важное, хотя и одновременно такое простое, то, что окружает нас вокруг и то, чем мы интересоваться бы не предпочли, так как проще закрыть глаза. А в романе показаны судьбы двух именно неравнодушных к положению вещей людей, совершенно разных по своим мировозрениям и в своих целях, сломанные жизни которых связаны степной волчицей Акбарой. Это - Авдий Каллистратов, бывший семинарист, а теперь перевозчик анаши под прикрытием, и Бостон Уркунчиев, успешный передовик, ради справедливости не пригибающийся перед властью начальства, но своими успехами вызывающий много зависти и осуждения. Этим двум людям не суждено встретиться и узнать, что борются они, по сути, за одно и то же - сделать мир чуть лучше не столько для своего блага, как для более счастливой жизни других.

   Откровенно скажу, что если б знала, о чем эта книга, я бы не решилась ее читать - да, она восхитительно интересна, но настолько садняще душераздирающая, что временами казалось, что не хватит сил дочитать до следующего абзаца. Особенно невыносима жизненная линия волков - столько горя натерпелась волчья пара от рук беспощадного человека и тем не менее, они сражаются с любыми условиями как могут.

   В сюжетных линиях романа собрана вся горечь несправедливой жизни, где время от времени пробивают лучи надежды в будущее человека. Сколько гибнет невинных душ, насколько мера злости перевешивает чистую толику добра и возможно ли сдвинуть с мертвой точки то, что накапливается благодаря медленно озлобляющемуся человечеству? Есть такая надежда, пока не переведутся такие люди как Авдий и Бостон.

(Книга прочитана в рамках флешмоба "Дайте две" из списка Mapleleaf которой очень благодарна за знакомство с этим произведением).

Ветка комментариев


Смутил, вернее: не понравился, показался очень уж... черт его знает каким, момент похищения ребенка волчицей. Вот зачем он (Айтматов) поставил постельную сцену? При других обстоятельствах ребенка не похитили бы? Не знаю, такое впечатление, что просто воспользовался возможностью впихнуть ранее непозволяемые цензурой этюды. В конъюнктурных целях?
Слишком много всего: и наркота, и вера, и волки, и любов, и правдоискатели... И тут: бах, ребенка сперли! Как возмездие людЯм за несправедливое отношение к природе? Пошловато все это выглядит, нет?. Но Айтматов великолепно пишет, поэтому не так бросается в глаза вся эта этажерка из вселенских вопросов. Но, согласитесь, перечитывать-то не хочется?! Когда айтматовская магия отступает, остаются впечатления от сюжета, вспомните, что царапает больше всего? Можете сказать, о чем книга?)


Совершенно согласна, перечитывать не хочется - максимум, я б перечитала б только фрагмент разговора Иисуса Христа с Понтием Пилатом, уж очень зацепил. Если честно, я не могла сказать о чем конкретно книга в двух словах и сразу после прочтения, уж больно много она охватила )) А царапает больше всего, это то с каким удовольствием и старанием человек делает заведомо гадкую вещь и с каким маниакальным удовольствием уничтожает не только тех кто слабее его, а и тех, кто не разделяет его точку зрения. И это то, что вызывает у мня ужас (( А Вам так не показалось?

Вот даже не понимаю, как так вышло, может у меня было издание какое-то другое, но я не помню ни одной постельной сцены :( А во время похищения ребенка родители вроде просто занимались домашними делами, отвлеклись, ребенок бегал с дома во двор, играл. Да, удивил, момент его похищения, но только потому, что я думала волчица просто его задерет...
Вы правы, именно "этажерка вселенских вопросов", но вот честно, мне еще никогда не попадалась литература, где все они так складно увязаны с друг другом, где есть их четкая связь.


Читала в "Новом мире", кажется. Первая публикация была. Странно... сейчас просмотрела в нете - нет там этой сцены.


Вот и я удивилась.. В "Новом мире" ребенка воровали при других обстоятельствах выходит?


Интрига, однако(( Самой интересно найти, перечитать. Ведь именно эта сцена меня смущала много лет. Не вязалась она как-то в общее повествование, лишней была. Хоть иди в библиотеку, проводи расследование, куда кусок текста подевался)))


А электронку не приемлете? А то с удовольствием могу скинуть Вам свой вариант, может где-то еще его изменили кроме концовки.


Спасибо, пока не надо) Не хочется перечитывать "Плаху". Тяжелая она. А вот тот кусочек просто из любопытства постараюсь отыскать. Хоть бы отозвался кто, вдруг читали, помнят хорошо, тогда не пришлось бы идти в библиотеку... (Мечты))


Вот зачем он (Айтматов) поставил постельную сцену?


FATAMORCANA вы хотели сказать написал или ВСтавил написанный кусок? Никакой постельной сцены изначально не было и не могло быть априори!

Так проходило то утро. Солнце уже изрядно припекало. Все были заняты своими делами. Бостон с женой увязывали узлы, укладывали посуду. Асылгуль устроила постирушку – слышно было, как она то и дело выплескивает из дверей мыльную воду. А маленького Кенджеша предоставили самому себе, и он то выбегал из дому, то опять забегал в дом и все крутился возле цыплят.
Заботливая квочка тем временем повела цыплят подальше от дома покопаться за углом в земле. Малыш подался за цыплятами, и незаметно они оказались за глухой стеной сарая. Здесь, среди лопухов и конского щавеля, было по-летнему покойно и тихо. Цыплята, попискивая, рылись в мусоре, а Кенджеш, тихо смеясь, разговаривал с цыплятами, все пытаясь их погладить. Кенджеша квочка не боялась, но когда вблизи, неслышно ступая, появилась большая серая собака, курица встревожилась, недовольно закудахтала и предпочла увести цыплят подальше. Кенджеша же большая серая собака с удивительными синими глазами ничуть не испугала. Она кротко смотрела на малыша, дружелюбно помахивая хвостом. То была Акбара. Волчица давно уже бродила около зимовья

Спасибо, это я прочла вчера. Придется поискать в библиотеке журнальный вариант, будь он неладен)) Не хотелось перечитывать, но придется (.


Выражусь понятней: никаких других вариантов этого отрывка НЕ БЫЛО, ни в Роман газете, ни в Новом Мире. Поверьте мне, я знаю о чем говорю.
Складывается впечатление, что вы троллите, хотя я не совсем разбираюсь как это делается. Потому что зная Айтматова не по одному произведению, нельзя даже предположить такое! А я читала у него все произведения не по одному разу! И как правило не в современных изданиях. А вы сходите в библиотеку и убедитесь, что я права. И для этого не надо перечитывать ВСЁ произведение( не мучайте себя), эта сцена находится в конце произведения.


Не тролю, поверьте) Возможно, что вполе искренне заблуждалась. Не могу понять, откуда у меня это отложилось в памяти? Да еще и с негативным оттенком? Вот уж неловко, если действительно не было этого в Айтматовском тексте(( То, что это было в самом конце романа я помню. Легко нашла вчера текст. Но в библиотеку схожу, чего уж. Надо признавать свои ошибки... Либо все-таки найти фрагмент)


Жду вашего отчета=))) Хотя я абсолютно уверенна КАКИМИ будут результаты=)


Сегодня сама ходила в библиотеку, но Нового Мира 1986 года нету в наличии, только в Научке. Появилось желание и туда сходить, чтобы реабилитировать любимого писателя! Роман-газета у меня есть своя, там этой сцены нет.


Нет, этой сцены точно не было - я читала первый раз издание в "Роман-газете".