Больше рецензий

Oldkaktus

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 августа 2012 г. 09:26

122

4

Одна из причин, за что я не люблю Толстого та, что если Достоевский, скажем, пишет о людях, то Толстой в любой книге пишет о себе. Нет, о характерах и судьбах он тоже пишет, но прежде всего, много раз, повторяясь и настаивая, он пишет о себе. О том. как НАДО и как ХОРОШО. С его, Толстого, точки зрения. Это есть и в мелких детских рассказиках, и в большущих романах, это сочится с каждой стоки и из каждой мысли. С доказательной базой сложнее, потому что все попытки (в данном случае) объяснить свою позицию Левина (с кем очень четко ассоциируется Толстой).. ну, не терпят никакой критики, простите.

Если оторваться от морализаторства, то это прекрасная книга. Настоящая, живая, с великолепным слогом, с чудесными героями. И ведь все, все хорошие, что интересно. Не буду писать о моем непонимании Анны в последней части романа, об этом писали уже очень многие, потому что не будь этого "сейчас-я-сама-придумаю-что-ты-без-меня-делал-а-потом-сама-же-на-это-и-обижусь", все вполне могло быть хорошо. Приемлемо, во всяком случае. И не испорчены бы были жизни четырех человек.
И еще - очень, безумно жаль Каренина!!

Ладно, Бог с ним, с сюжетом, все равно всех мыслей в коротенькой рецензии не высказать, но одно сказать очень хочу, к вопросу о морали и прочем. Не могу сейчас найти цитату, кажется она была из "Несвятых святых", но, на мой взгляд, очень в тему. Сказано было старым мудрым монахом, регулярно общавшимся с Толстым: "Не светит ему Царствие Небесное, гордыня не позволит."
Как-то так.
А писатель прекрасный!

Написано в рамках флэш-моба "Дайте две!"

Комментарии


Это вы уже вновь начатый флэшмоб осваиваете?! Кстати, Анна Каренина мне понравилась еще в школе гораздо больше Войны и мира)))


Не, это флэш-моб легкий, совесть заставила отчитываться. :)
Я, по правде говоря, Толстого в школе осиливала страниц по 20, больше не лезло, уже потом, в институте, взялась вдруг. Война и мир прочлась на удивление спокойно, но на последних сорока страницах я сломалась - от его моралитэ мне стало дурно и морально и физически. Настолько, что почти десять лет я к нему не подходила. :)
"Анна" живее, согласна, настоящее. И ИМХО о чувствах и движениях души здесь больше и ближе. Мне, во всяком случае.
Сегодня завтра добъю последнюю итальянскую книжку в старом мобе и примусь за кипу нового. :)
А вам что досталось читать?


Войну и мир тоже читала спокойно. А вот Анна действительно пошла живее, чувства -эмоции играют свою роль. Согласна))) Из чужого вишлиста досталась Джоди Пиколт "Похищение". Пока читала у нее одну книгу "девятнадцать минут". А из своего Дэниэл Киз "Таинственная история Билли Милинга". У него читала "Цветы для Элджернона". Теперь и ту и другую можно сравнить с первыми книгами)))


Здорово!!! Интересные книжки! Я не читала из них вообще ничего, хотя "Цветы" в хочушках есть. А почему так немного взяли? ;)


Я еще в Долгострое всегда участвую, ну и плюс Флэшмоб 2012. Да и ребенок маленький совсем не всегда дает читать, точнее совсем не дает)))) только по ночам читаю)))


Цветы мне очень понравились. Много эмоций было. Если интересно, у меня и рецензия есть. Прочитано совсем недавно. Так что следующая книга Киза пойдет по горячим следам)


Прочла вашу рецензию, она чудесна! Серьезно!!
После флэш-мобных обязательств непременно прочту ее!!


Спасибо )))) очень надеюсь, что понравится))) буду рада почитать рецензию по прочтении;)


Да, и взгляд на Толстого у вас интересный. Вроде и вопросов к нему много, а в тоже время и "писатель прекрасный "


Нет, ну правда же! Слог чудесный, пишет замечательно, характеры живые и интересные, русский язык обогащает на счет "раз". Но всюду лезет, всюду сует и навязывает свою "народность" плюс много сопутствующих идей.
Ну вот смотрите: Левин (чьими устами Толстой и вещает здесь) с пеной у рта доказывает о необходимости жить с крестьянами, их жизнью, их чаяниями. Ходит сам косить с мужиками, чуть не сливается с ними. При этом расценивает их как некую производительную единицу, которой не нужны ни больницы, ни школы, ибо нефиг. Которая сопротивляется любому нововведению и улучшению, ибо косна. И жить надо так, как они... но, черт возьми, у тебя французские няни, а они мрут от голода. Кто был Толстой? Кем он мыслил себя относительно крестьян? Барином, отцом, богом? С каких таких идей он пытался выселить жену с кучей детей в крестьянскую избу... нет, ну правда же, ближе к природе. А ты кто?

И это я к мелочам придираюсь, а как подумаю, о его "духовном учительстве", так почти рычать начинаю. :)
Имел бы он их себе и имел, мне бы и дела не было, но он же сует это все в каждую книжку, в каждый завалящий рассказик. :(

А еще какая там куча комплексов относительно отношения полов, там и конь не валялся.


(Только, пожалуйста, не сочтите за моё морализаторство, ага?)

Вы знаете, всё бы хорошо, но мы-то с вами судим, сидя в теплых креслах около компьютера, не будучи ни помещиками, ни крестьянами, да и не видя их ни разу в глаза.
А он находился там, в гуще всего этого, его переполняли открытия, к которым он пришел, на него накатывало понимание этих проблем, уверенность в том, что он наконец-то понял, КАК НАДО.
Я сейчас не про то, прав он или нет. Я про то, ЧТО это такое - когда тебя переполняют мысли, идеи, когда тебе важно говорить об этом направо и налево, а уж тем более в своих произведениях.
Это сейчас нам что-то набило оскомину, что-то раздражает, мы снисходительно или пренебрежительно отмахиваемся от этих прописных истин или от того, что кажется в корне неверным, ошибочным.
Но ведь нужно всегда учитывать, что мы смотрим на эти строки спустя сотню лет. Это раз. И то, что для людей это было очень важно, это было новое, это был некий итог долгих размышлений, итог жизни, можно сказать.

В общем, как-то так...
Я сама часто критически подхожу к мудрости тех времен, которая на меня наваливается из книг. А потом себя отрезвляю всем вышенаписанным.


По поводу морализаторства соглашусь. Я его тоже за это не люблю. И за Левина))



а как подумаю, о его "духовном учительстве", так почти рычать начинаю. :)

- аналогично!!!


Этот человек стал Гуру в собственных глазах. Если спокойно и с удовольствием принимать сравнение с Христом и делать это вполне серьезно - ну, это уже диагноз. И монах его правильно поставил.


Согласна... Ой,сейчас могут прийти поклонники Льва Николаича)))))


???????
Вы ведь себя несколько подставляете этой категоричностью!)) Ибо сами здесь выглядите как "гуру-для-самой-себя")))
Думаю, что лучше категоричность в подобных рассуждениях не использовать. В выражении своей оценки - да, это можно. А вот в раздавании ярлыков - не-а, не стОит.
Правда ведь?


Ну что мне вам сказать... да, не стоит.
Но в отношении Толстого я могу замолчать, но все равно это будет сидеть внутри.
Я резко отозвалась, но если использовать факты: да, Толстой был сродни иконе для тогдашней интеллигенции. Он был учителем морали, философии, этики. даже религии. Своей, Толстовской. И он к этому своему негласному рангу относился очень серьезно, не в смысле ответственности (хотя это тоже, наверное, было), а воспринимал как должное. Я не считаю нормальным то, что человек, считающийся и считающий себя духовным авторитетом, благосклонно принимает сравнение себя с Христом. Это гордыня самая черная, если он при этом в этого самого Христа верит.

Извините за резкость, у меня это мнение "наболело", что ли.

А еще... и это мои личные уже тараканы... сейчас так много претендующих на духовный авторитет, но не только его не подтверждающих поступками, а как бы даже наоборот... я очень болезненно отношусь к навязыванию лично мне таких вот "идолов".
Еще раз извините, если обидела вас! :)


нет-нет, вы меня совсем не обидели!)))
Я редко встреваю в такие обсуждения, понимая, что и люди больше для красного словца так выражают свое мнение, или сгоряча.
Просто я уже давно поняла, что в этой жизни нет ничего однозначного, а уж тем более если ты смотришь на ситуацию в преломлении чужих точек зрения, а также большого стечения времени.
Я, к примеру, когда говорю о том, кто из писателей к чему-то как-то относился, всегда использую какие-то предположительные формулировки. Нам уже не узнать, что там на душе было.
Но все-таки уверена, что старик-Толстой (ключевое слово не фамилия, а то, что человек старый, с большим опытом жизни) и правда очень-очень многое уже понял о жизни. Я прожила в два раза меньше, и то прям как будто какие-то открытия на меня обрушиваются, какие-то понимания - как будто осеняет порой. И смотрю на юных, вспоминая, что тоже когда-то совсем по-другому воспринимала реальность и была уверена, что истину познала. И думаю, что чем дальше - тем больше я буду видеть бОльшую глубину и тайный смысл жизни.)))) И этим хочется делиться, да. Даже мне. А уж Толстому, замнимающемуся и философией, и психологией, и просветительством, - тем более многое хотелось сказать. И для него важно было, что его слушали, внимали. Христос-не Христос - главное, что внимали, пытались понять, спорили.

Я тоже не люблю, когда мне навязывают "идолов". Обычно или игнорирую, или...игнорирую (подумала и пришла к выводу, что вариантов и нет)))).
Но в книгах прислушиваюсь к чужому мнению. И вообще прислушиваюсь к чужим мнениям, если это не преподносится как великая истина или догма.


Ну не могу я с вами не согласиться! Но беда в том, что я воспринимаю Толстовские идеи (вернее, способ, которым он их излагает) именно догмой и великой истиной. И в случае Толстого достаточно четко можно представить себе его позицию и мысли - он писал и говорил об этом очень много, и не только опосредованно в романах и рассказах. В том числе и жизнью своей.
По правде говоря, мне все равно, что он думал о проблеме крестьян и отношения к ним (ну, кроме чистого любопытства и нового знания), но с точки зрения этики мне сложно воспринять какие-то постулаты от того, кто не только мыслями, но и жизнью своей отвергал то, что утверждал словами.
Возьмем того же Франциска Ассизского (Махатму Ганди, Серафима Саровского, нужное подставить) - их жизнь есть отражение их слов, и наоборот. У Толстого я вижу большую каплю лицемерия, вернее, несоответствия говоримого собственной жизни.

В общем, Бог с ним, конечно, тем более, сейчас. Мне бы вашу выдержку к тому, что раздражает! :))


Ой, получилось вдруг, что я "клепаю" исключительно на жизнь и поступки ЛН. Нет, отнюдь, просто это очередная капля. :) В большооом тазу.
Не вижу я в нем мудрости.... настоящей стариковской мудрости... :(


да-да, я поняла вас!
Ушла думать!)))

спасибо за интересный разговор!!!


Угу. Я вас поняла. И очень поддерживаю. Я тоже терпеть не могу, когда красивое бла-бла-бла опровергается самой жизнью говорящего!
В отношении Толстого тут как-то затрудняюсь судить... Буду готовиться к урокам (у меня как раз 10-ые классы) - перечитаю монографии, передумаю заново.... Если что - вернусь сюда к нашему разговору.
А пока скажу, что, перечитывая сейчас "В. и м.", не испытывала раздражения. Видимо, здесь как-то и не углядела ярко выраженного морализаторства...

Ага, выдержку - как же))) На мой взгляд, игнорирование - это не выдержка))))


А в Войне и мире все морализаторство в конце! ;) Квинтэссенция прям!
Кстати, а ваши ребята любят Толстого? помню, у нас в старших классах была просто война священная в отношении него... преподаватели лишь направляли в нужное русло. :))
Кстати, очень хвалят "Бегство из рая" Павла Басинского, но я пока не рискну читать из опасения, что буду искать там то, чего хочется, а это не есть хорошо. И, конечно, возвращайтесь, я с удовольствием с вами поговорю еще!! :)) Было очень приятно!


Да, я слышала про "Бегство из рая" и давно хочу прочитать или прослушать. Но пкоа руки не доходят...

А вот как воспринимают Толстого мои нынешние 10-классники - пока не знаю. Узнаю через несколько месяцев)))
А среди прежних учеников - всякие бывали... Кто-то очень любил и всё прощал Толстому))


Ну таки да, "Любишь не за что, не любишь за все." И любимому прощаешь все, это правда... а тому, кого не любишь, не спустишь даже чавканье за столом. :)


хе-хе, это точно))