Больше рецензий

LadaVa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 августа 2012 г. 23:02

346

5

На эту книгу я могла бы написать пять совершенно разных рецензий. Или десять.
Тут все масштабно - и автор, и герой, его талант и характер, и время.

Возможно я написала бы как мальчику из крепкого купеческого рода стать белогвардейцем, а потом писателем - певцом социализма, писать абсолютно АНТИсоветские романы и получать за них Сталинские и Ленинские премии.

Возможно я написала бы о писательском ремесле, которое суть есть коммерческое предприятие, требующее тактик и стратегий, а попросту говоря - такие дела с умом делаются. Но наличие в активах этого предприятия такого крупного капитала как ТАЛАНТ позволяет вести рисковые игры.

Возможно я написала бы, как Максим Горький говорил Леонову:"Вы большой русский писатель, а я лишь интересный литератор", как Стругацкие признавали его своим учителем, как вся русская деревенская проза второй половины ХХ века вышла из одного Леонова, как сюжет и герои "Утомленных солнцем" Никиты Михалкова на 99% совпадают с двумя послевоенными пьесами Леонова, как только в Японии роман "Русский лес" переиздавался ежегодно шесть лет подряд. И так далее, и тому подобное...

Или об одиноком человеке, сознательно желающем быть одиноким. Не имеющим друзей - при толпах желающих быть его друзьями. Возделывающем сад, о котором до сих пор ходят легенды. Умеющем делать все крепкими руками, всю жизнь любящем одну женщину. И при этом убежденном пессимисте, лишенном доброты. Очень честном и чистом. Благородном. Словно бы инопланетном создании - потому что не нашего уровня.

Но я напишу о широкой панораме советской литературы, созданной Захаром Прилепиным. И советских литераторов. Надо вам сказать, о советском периоде русской литературы я читала много, слушала лекции, сдавала экзамены, но... где были мои мозги? Неужели я их не включала? Или нам этого не говорили?
Вы знали, что Пастернак входил в правление Союза Писателей? Что Зощенко получал правительственные награды? И что Платонов был не из последнего ряда по признанности и тиражам? Что в 37 году писатели в обязательном порядке писали письма в центральные газеты призывая расстрелять (удушить, разорвать, изничтожить гадину) врагов народа? И Самуил Маршак, и Агния Барто, и Зощенко. Что когда немцы подошли к Москве среди творческой интеллигенции началась паника - они просто не верили в победу, а Лебедев-Кумач натурально сошел с ума, когда пытался вывезти из Москвы все свое имущество, но никак не мог загрузить это все в один вагон и его потом долго лечили? Да-да, тот самый "Вставай страна огромная...". Или о том, как Федин и Симонов писали Сталину письмо, жалуясь, что в литературе засилье "южан и евреев" - и все бы ничего, но в скором времени возникло "дело врачей-отравителей" со всеми вытекающими.
И что характерно весь этот зоопарк почти не коснулся Леонова. Ну как не коснулся... он от участия в крысиных бегах уклонялся. Но уж его самого имели много и с удовольствием. Не простили талант, раннее признание, первое собрание сочинений в 27 лет. Натуральная почесуха случается у людей от чужого успеха. Да и кто из нас этому удивится? Удивителен не сам факт - удивительны фамилии рьяных преследователей. Известнейшие, не самые бездарные фамилии. Дважды от смерти - да, от смерти, это были смертельные игры 37 года - его спасал сам Сталин. Но от многих лет молчания не спас... А знаете, в чем было его "вина"? Он действительно верил в социализм и нового человека, но жизнь описывал так, как ее видел вокруг - весьма мрачно.

Отдельное большое спасибо Захару Прилепину за описание постсоветского периода. Это, знаете ли, пострашнее Пелевина будет. Потому что ни грамма фантастики - голая правда.

Почему сейчас имя Леонова почти забыто?
Потому ли, что он не подсуетился созданием мифа о своем диссидентсве, что сделали многие?
Потому ли, что некому теперь думать над романами, разыскивая смыслы и аллюзии на пятом слое, а все романы Леоновы содержат не меньше пяти слоев (кстати, его часто обвиняли в "достоевщине")?

Да, сдается мне, просто мельчаем мы, господа...

Спасибо Medulla , которая завтра начнет читать этот роман, проглотит его за два дня и напишет большую рецензию. Я жду!

Комментарии


Лада, спасибо за рецензию. Мне, только собирающейся прочесть Прилепина, заранее уже больно. Боль связана с падением кумиров, со сдергиванием покрывала безгрешности с их личностей. В последнее время только и открываешь для себя ужасающие подробности, подлости и пр. того времени, в котором я была счастлива. Никак не получается отделить мух от котлет, т.е. творчество от личностей. Флёр падает с глаз. Вот уж поистине - не сотвори себе кумира...


Елена, они не просто другие, чем в книгах. Они, похоже, сделали очень неплохой бизнес на призывах к искренности, бескорыстности, смелости, прямолинейности, бескомпромисности и тому подобном.
Помнишь, как у Анчарова: призывы к бессребренности в 60-е стали приноситьт хороший доход и "Шурики" пошли косяками. Так что у меня к советской литературе теперь особое отношение. Ведь все это не отменяет их талантливости.
А Леонова уже давно даже в тут, в рецензиях, называют антисоветским - столько у него подтекстов, он, кстати, один из немногих, кто не кривил душой. Только один раз изменил своему стилю в "Русском лесе" - и то, ради великой цели. Но он ее и достиг.


Повторюсь ещё раз. Изменить-то изменил, но все-таки в тексте сумел очень тонко намекнуть на несовершенство советской системы и ''отрицательные'' герои уж слишком шаблонны получились. Мастерство, чего уж там )))


талант не спрячешь, это само собой! Изменил он себе не в плане талантливости, а в том смысле, что впервые усилием воли попробовал написать позитивную книгу и заложил туда поменьше слоев. Не пять, скажем, а четыре. Кстати, говорят он был чуть ли не зачинателем жанра "противостояния" - именно на примере Вихрова и Грацианского. Чьи-то слова Прилепин приводит, кто-то из литераторов его так назвал в связи с этим романом. Так что, я согласна. Если Леонов и пытается писать попроще, то это проще, чем "обычный Леонов", но в разы сложнее, чем 90% остальных писателей-современников (до наших дней)


Поняла :)) Это я про ''изменил себе''. Если Русский лес ''попроще'', то какова же ''Пирамида'', которая считается самой сложной для восприятия его книгой??? О!...


"изменил своему стилю" я писала)


Они, похоже, сделали очень неплохой бизнес на призывах


ну это же понятно: не "сделавших" вышвырнули с билетом в один конец (все имена на слуху) или сгноили уже и в хрущёвско-брежневских лагерях


если минимально интересоваться биографиями и личностями авторов, больно не будет;
все они были успешны "до поры", кто до начала репрессий, кто чуть позже (многие проявили талант до революции и имели успех в 20-х - 30-х; и Булгаков, и многие др.) , а истинные негодяи и везунчики - до последних дней;
утврждать, что все "писали письма" - нужно иметь архивные первоисточники;
а что Пастернак был малодушен и за него "сидела любимая женщина - куда от этого денешься? поэт) "


Леонов был популярен дао последних дней, до перестройки. Был сановен и мастит - но никогда не кривил душой, не делал деньги на призывах к тому, во что не верил. Это к примеру. Распутин тоже был честен. Еще пример. Уверена, еще имена найдутся.


безусловно, да и всё не так просто, как "чёрное-белое";
а вот Леонов как-то прошёл мимо меня: в школьную программу не входил, а дома "Русский лес" почему-то пугал) или фамилия "космическая" - казалось, нелитературным)


Рецензию смогу написать только после того как из отпуска вернусь )))
Кстати, отлично подмечено про создание мифа о собственном диссидентстве...Как они ловко-то абсолютно все стали диссидентами, хотя в советское время воспевали власть ещё как...


за что Прилепина и люблю - не в бровь, а в глаз))) Ты в отпуске от обязанностей не увиливай, пиши, если время найдешь)


У меня там интернета не будет ))) Я буду жить на даче))


Ничего не знаю! выехала в город, зашла к друзьям - и послала нам весточку в виде рецки)))


а мобильный непопулярен? я на днях прочла заметку, что в Украине 40 проц. пользователей и-нета - через моб. модемы (сельская местность, дачи, просто перемещения с ноутами)


Все конечно же есть: модем, мобильный телефон. Просто я не хочу интернета на отдыхе :)) Только дача, гамак, природа, Волга и долгие прогулки по окрестностям.


правильно) я написала, а потом подумала: может, человек умышленно отрезает всё это; уходить нужно


как можно стать, воспевая в прошлом? память у публики есть и глаза, чтобы читать? А кого Вы имели здесь ввиду: имена?


зачем пересказывать? Прочитаете и все найдете, со ссылками на документальные источники)


это вопрос к Медулле на её реплику

Как они ловко-то абсолютно все стали диссидентами, хотя в советское время воспевали власть ещё как...


знаете, я столько в своё время о них наслушалась и начиталась, когда это было актуально, да и сейчас при случае; но читать отдельную книгу - сейчас нет;
рецензия Ваша заинтересовала: такие книги, конечно, нужны;
спасибо


Наш народ в большинстве своем очень доверчивый, он всегда верит тому, что авторы рассказывают о себе. Знаете, когда после перестройки понеслась ТАКАЯ громадная волна романов о репрессиях, к примеру ''Дети Арбата'' Рыбакова и так далее. Да то же семейство Михалковых, которое исковеркало не только творческие судьбы, но и просто жизни довольно большого количества талантливых людей. Те, кто вдруг ''всплыл'' и заговорил ''правду'' уже после 85 года...Это после того, как уже были и Аксенов, и Солженицын, и Гинзбург, и Войнович, и Довлатов, и Бродский. Вот они-то как раз не боялись, но были выкинуты из страны, или прошли лагеря. Да Вы и сами знаете, что я Вам рассказываю )))
Но у думающих людей, Вы правы абсолютно: есть глаза и память - сложить два и два довольно легко.
Но в то время честные авторы были. Вот Леонов, Распутин, Астафьев, Быков были честными.


а Шукшин?)


а я не могу припомнить имена тех, "кто... после 85го" значит, они остались "никем"? для меня, как минимум


Шукшин, конечно же :))

Они и есть ''никто''. И тогда были никем и сейчас никто. Для меня )


Что в 37 году писатели в обязательном порядке писали письма в центральные газеты призывая расстрелять (удушить, разорвать, изничтожить гадину) врагов народа? И Самуил Маршак, и Агния Барто, и Зощенко.


Меня вот это тоже ошарашило. Нет, я предполагала, конечно, что и в писательской среде подобное было, но не было конкретики... Разве про Симонова читала что-то нехорошее.


а я еще удивлена была как из писателей сделали мучеников. при том, что они довольно-таки были признаны, премированны, издаваемы и проч. бедный-бедный пастернак, бедный-бедный Зощенко и Платонов. У меня почему-то было представление чуть ли не о литературном подполье, а все оказывается иначе.