Больше рецензий

LadaVa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 августа 2012 г. 23:02

342

5

На эту книгу я могла бы написать пять совершенно разных рецензий. Или десять.
Тут все масштабно - и автор, и герой, его талант и характер, и время.

Возможно я написала бы как мальчику из крепкого купеческого рода стать белогвардейцем, а потом писателем - певцом социализма, писать абсолютно АНТИсоветские романы и получать за них Сталинские и Ленинские премии.

Возможно я написала бы о писательском ремесле, которое суть есть коммерческое предприятие, требующее тактик и стратегий, а попросту говоря - такие дела с умом делаются. Но наличие в активах этого предприятия такого крупного капитала как ТАЛАНТ позволяет вести рисковые игры.

Возможно я написала бы, как Максим Горький говорил Леонову:"Вы большой русский писатель, а я лишь интересный литератор", как Стругацкие признавали его своим учителем, как вся русская деревенская проза второй половины ХХ века вышла из одного Леонова, как сюжет и герои "Утомленных солнцем" Никиты Михалкова на 99% совпадают с двумя послевоенными пьесами Леонова, как только в Японии роман "Русский лес" переиздавался ежегодно шесть лет подряд. И так далее, и тому подобное...

Или об одиноком человеке, сознательно желающем быть одиноким. Не имеющим друзей - при толпах желающих быть его друзьями. Возделывающем сад, о котором до сих пор ходят легенды. Умеющем делать все крепкими руками, всю жизнь любящем одну женщину. И при этом убежденном пессимисте, лишенном доброты. Очень честном и чистом. Благородном. Словно бы инопланетном создании - потому что не нашего уровня.

Но я напишу о широкой панораме советской литературы, созданной Захаром Прилепиным. И советских литераторов. Надо вам сказать, о советском периоде русской литературы я читала много, слушала лекции, сдавала экзамены, но... где были мои мозги? Неужели я их не включала? Или нам этого не говорили?
Вы знали, что Пастернак входил в правление Союза Писателей? Что Зощенко получал правительственные награды? И что Платонов был не из последнего ряда по признанности и тиражам? Что в 37 году писатели в обязательном порядке писали письма в центральные газеты призывая расстрелять (удушить, разорвать, изничтожить гадину) врагов народа? И Самуил Маршак, и Агния Барто, и Зощенко. Что когда немцы подошли к Москве среди творческой интеллигенции началась паника - они просто не верили в победу, а Лебедев-Кумач натурально сошел с ума, когда пытался вывезти из Москвы все свое имущество, но никак не мог загрузить это все в один вагон и его потом долго лечили? Да-да, тот самый "Вставай страна огромная...". Или о том, как Федин и Симонов писали Сталину письмо, жалуясь, что в литературе засилье "южан и евреев" - и все бы ничего, но в скором времени возникло "дело врачей-отравителей" со всеми вытекающими.
И что характерно весь этот зоопарк почти не коснулся Леонова. Ну как не коснулся... он от участия в крысиных бегах уклонялся. Но уж его самого имели много и с удовольствием. Не простили талант, раннее признание, первое собрание сочинений в 27 лет. Натуральная почесуха случается у людей от чужого успеха. Да и кто из нас этому удивится? Удивителен не сам факт - удивительны фамилии рьяных преследователей. Известнейшие, не самые бездарные фамилии. Дважды от смерти - да, от смерти, это были смертельные игры 37 года - его спасал сам Сталин. Но от многих лет молчания не спас... А знаете, в чем было его "вина"? Он действительно верил в социализм и нового человека, но жизнь описывал так, как ее видел вокруг - весьма мрачно.

Отдельное большое спасибо Захару Прилепину за описание постсоветского периода. Это, знаете ли, пострашнее Пелевина будет. Потому что ни грамма фантастики - голая правда.

Почему сейчас имя Леонова почти забыто?
Потому ли, что он не подсуетился созданием мифа о своем диссидентсве, что сделали многие?
Потому ли, что некому теперь думать над романами, разыскивая смыслы и аллюзии на пятом слое, а все романы Леоновы содержат не меньше пяти слоев (кстати, его часто обвиняли в "достоевщине")?

Да, сдается мне, просто мельчаем мы, господа...

Спасибо Medulla , которая завтра начнет читать этот роман, проглотит его за два дня и напишет большую рецензию. Я жду!

Ветка комментариев


Елена, они не просто другие, чем в книгах. Они, похоже, сделали очень неплохой бизнес на призывах к искренности, бескорыстности, смелости, прямолинейности, бескомпромисности и тому подобном.
Помнишь, как у Анчарова: призывы к бессребренности в 60-е стали приноситьт хороший доход и "Шурики" пошли косяками. Так что у меня к советской литературе теперь особое отношение. Ведь все это не отменяет их талантливости.
А Леонова уже давно даже в тут, в рецензиях, называют антисоветским - столько у него подтекстов, он, кстати, один из немногих, кто не кривил душой. Только один раз изменил своему стилю в "Русском лесе" - и то, ради великой цели. Но он ее и достиг.


Повторюсь ещё раз. Изменить-то изменил, но все-таки в тексте сумел очень тонко намекнуть на несовершенство советской системы и ''отрицательные'' герои уж слишком шаблонны получились. Мастерство, чего уж там )))


талант не спрячешь, это само собой! Изменил он себе не в плане талантливости, а в том смысле, что впервые усилием воли попробовал написать позитивную книгу и заложил туда поменьше слоев. Не пять, скажем, а четыре. Кстати, говорят он был чуть ли не зачинателем жанра "противостояния" - именно на примере Вихрова и Грацианского. Чьи-то слова Прилепин приводит, кто-то из литераторов его так назвал в связи с этим романом. Так что, я согласна. Если Леонов и пытается писать попроще, то это проще, чем "обычный Леонов", но в разы сложнее, чем 90% остальных писателей-современников (до наших дней)


Поняла :)) Это я про ''изменил себе''. Если Русский лес ''попроще'', то какова же ''Пирамида'', которая считается самой сложной для восприятия его книгой??? О!...


"изменил своему стилю" я писала)


Они, похоже, сделали очень неплохой бизнес на призывах


ну это же понятно: не "сделавших" вышвырнули с билетом в один конец (все имена на слуху) или сгноили уже и в хрущёвско-брежневских лагерях