Больше рецензий

Landnamabok

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 декабря 2020 г. 21:50

436

3.5 А можно ещё тарелочку Кафки?

Ещё раз Кнут Гамсун меня по-хорошему удивил. То, что позже расцветёт у Кафки. Вот, вроде бы всё как обычно у Гамсуна – есть персонаж, его беспричинно третируют. Но в самом конце истории персонаж для себя всё по-человечески разъясняет, примиряет ситуацию в себе, может уже с этим в себе жить. А это всего лишь догадка, размышление по аналогии с другим случаем и другим человеком. Но замирение происходящего в себе происходит. Это что-то удивительное просто. И Гамсун стал бы моим любимым писателем, если бы эту линию, линию примирения человека развивал в своей небезынтересной прозе, а не это вот всё.

У Гамсуна повествование очень часто идёт от первого лица. Очевидно, это объясняется исповедальностью его прозы. Опять некий хроникёр. Журналист. Живёт себе, работает. Заходит к нему однажды в контору (редакцию, офис?) некий мужчина и уверяет в их давнем знакомстве, которого не было. Затем, позже, наш герой встречается с этим человеком в разных частях света, в разных ситуациях и человек этот всячески третирует героя: ставит ботинки на его шляпу, пытается задушить, изводит странными разговорами – всячески провоцирует. Безо всяких видимых причин. И прямым текстом говорит, мол, жалуйтесь в полицию, только я вся равно убегу. Это очень всё странно. Это уже не бытовые, понятные, в общем-то, мотивы третирования, как в других произведениях Гамсуна. Это уже что-то инфернально-непонятное.

В конце рассказа герой себя убеждает, что такое поведение – попытка себя наказать за какой-то проступок, который уже не обратим, никак нельзя исправить. Герой наш познакомился с женщиной, с которой именно это и именно так происходило. А наказания-искупления не происходит в обоих случаях. Это – непроходимое место. Ещё одно произведение Гамсуна, которое во мне наследило. Не понравилось за излишнюю жестокость, но сама заявленная тема – крайне впечатляет. «Кафкианские» мотивы прозы Гамсуна, его невъедливый юмор, оправдание человека – то, что я люблю в текстах норвежского писателя. Но это не то, чем он прославился и не самое сильно заявленное в его творчестве. Вот такие несовпадения. Парадокс.

Комментарии


что такое поведение – попытка себя наказать за какой-то проступок, который уже не обратим, никак нельзя исправить.

Действительно, напоминает "процесс". По этой фразе, во всяком случае. Сам рассказ я не читал


Дело в том, что иррациональное, асоциальное и хулиганское поведение персонажа в "Тайной боли" в итоге главным героем для себя уясняется и мотивируется. Есть "преступление", но нет так необходимого наказания и это заставляет совершать странные поступки. У Кафки в "Процессе" всё прямо наоборот - есть страшное ничем незаслуженное наказание. У Кафки страшнее - ибо нет смысла. У Гамсуна смысла тоже нет, но главный герой должен для себя его найти и он находит - мир становится объяснимым и потому прекрасным...


Почему же незаслуженное?
Вот рецензия, которую я очень люблю. Она полностью перевернула мой взгляд на этот роман.
Интересно услышать Ваше мнение.


Сколько людей, столько прочтений...))) Я не люблю психологию, с её препарированием человека, человек - существо цельное, психика его неразделима. Я прочитал совсем другую книгу. Мой "Процесс" проще. Как и во всех крупных произведениях Кафки герой находится в водовороте происходящего (ещё одно значение слова "процесс", без всякого санскрита), что ему не нравится, чего он боится и с чем он ничего не может поделать. В "Процессе" это менее уловимо, чем в "Превращении", например, где с человеком происходит что-то (он превращается в жука) против чего он бессилен и ему остаётся только страдать, т.е. пассивно участвовать в процессе. И нет выхода. Происходящее абсурдно, у него нет смысла, но оно происходит и единственное что я могу - это дать ему произойти. И в этом весь ужас. И это - великое мастерство писателя. Кафку не с кем сравнивать, он такой один. А у Гамсуна нечто похожее, но в зачаточном состоянии, он тоже что-то подобное испытывал, когда не было выхода и всё просто происходило.