Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июля 2012 г. 22:01

2K

5

Черный квадрат окна, молочно-белые квадраты звезд, грузная фигура Короля на скользкой оконечности шахматной доски под названием Жизнь, мелкая слякотная изморось в лицо. Одно движение рук, всего один ход и перед Королем открыто свободное пространство великой вечности. Игра закончена. Защита выстроена. Пешки сделали свои ходы. Ферзь отошел в сторону, Король сам выстроил свою защиту.

Ах, Набоков - Мастер игры. Им разыграна безупречная партия – одна, но разными игроками: автор-читатель, автор-Лужин, читатель-Лужин. Партия филигранно выверенная, просчитан каждый ход и Набоков, как мастеровитый гроссмейстер делает свои ходы, разбрасывая в тексте намеки, зацепки, припрятывая их за словесные финтифлюшки: дебют партии – утрата Лужиным собственного имени, затем постепенно появляются марионетки, тропинки, аллюзии с судьбой Моцарта, миттельшпиль – игра с Турати, эндшпиль – красная сувенирная коробочка с шахматами, обретение имени собственного. Игра сыграна. Финал партии. Казалось бы, такая холодная препарированная партия-наблюдение за одним-единственным человеком – Лужиным. И Ферзя автор подарил Лужину абсолютно никчемного. Эдакую ''тургеневскую девушку'', которая непонятно что хотела от Лужина: либо себя в нем полюбила – я тебя спасу милый, либо от собственной жалости задохнулась и умилилась. А Лужин…Но Набоков создал изумительный образ гения, который живет своим внутренним миром.

Для Лужина весь его мир – это мир шахмат, расчерченный черно-белыми квадратами и наполненный ходами, как музыкой. Каждая партия – создание новой мелодии, в процессе одна мелодия может трансформироваться в другую: ход – нота, ход – нота. В результате Лужин творит музыку шахмат. Она у него внутри. В голове, в его удивительной голове: драгоценный аппарат со сложным, таинственным механизмом. Для любого нормального человека Лужин маргинален, вне любой социальной группы, он за пределами этого мира, но его внутренний мир прекрасен. Его невозможно познать, невозможно проникнуть в этот мир аутиста, его собственный мир, существующий исключительно у него в голове. Почти всегда в романах Набокова жизнь подражает искусству, в этом романе жизнь Лужина – есть шахматная партия, искусство создавать музыку, творить гениальные ходы, защиты и выигрывать. Тут неприятности на полу так обнаглели, что Лужин невольно протянул руку, чтобы увести теневого короля из-под угрозы световой пешки. Для него игра в шахматы – жизнь, творчество, воздух.
Всё, что вне игры – это не жизнь, это финал партии. Его поединок с Турати как высшая точка, предел – дальше ходов у Лужина нет, можно только выстроить защиту. Самому. А если ходов нет, если шахматы перестали звучать и создавать мелодию жизни – это конец. Конец игры. И мне, как читателю, остается только слушать музыку, рожденную в драгоценном аппарате...Лужина ли? Или Набокова?

Безумно трогательно читать у Набокова о России, о запахах (ведь набоковский Берлин не пахнет): быстрое дачное лето, состоящее в общем из трех запахов: сирень, сенокос, сухие листья; о горечи утраты, насмешка над лубочной Россией родителей Лужиной.

И как можно не восхищаться вот этим: быстрое дачное лето, состоящее в общем из трех запахов: сирень, сенокос, сухие листья; между тем, лестница продолжала рожать людей…; поздравляю, налимонился…; нафталинные шарики источали грустный, шероховатый запах; черный, свившийся от боли кончик спички, которая только что погасла у него в пальцах.

Ветка комментариев


Вот! Запретное всегда как-то само в руки идет :)) Вспомнила как я в юном возрасте, лет в 10 тайным образом читала ''Блеск и нищета куртизанок'' (мне так понравилось название, что в сочетании с тем, что книга стояла высоко в книжном шкафу, что я её ''выкрала'' и тайно читала), а папа, увидев однажды меня с этой книгой, спросил: ты хоть знаешь, кто такие куртизанки. Нет, сказала я, но слово красивое, хоть я и ничего не понимаю о чем речь в книге :)

А ''Лолита'' ещё один поздний эксперимент Набокова, скандальный, - да. Некий скандальный масскульт по которому долгое время многие судили о творчестве Набокова. Хотя роман мне нравится. Очень. :)


Ох, да. Кто из нас не лазил на верхние полки. :)) Но у меня запретное было рангом пониже: "Анжелика" (хотя меня хватило только на несколько книг), "Эммануэль", кое-что из де Сада и разные книжечки в мягких обложках. Хотя я рано историческими книгами увлеклась, а там такого добра хватало. :))

Я думаю, что сегодня я бы "Лолиту" тоже иначе оценила, так что обязательно перечитаю попозже. У меня вот на днях с "Любовником леди Чаттерлей" Лоуренса случайно переосмысление вышло. Самое забавное, что экранизация сподвигла - села роман перечитывать. И оцениваю совсем по-другому, чем три-четыре года назад.


Помню я так ждала ''откровений'' в ''Анжелике'', а там и не было почти ничего. Разочарованию не было предела ))) Мы с подружкой очень расстроились и даже решили больше не читать продолжение. Потом ещё были какие-то романчики в белых мягких обложках (у меня их отчего то любила бабушка читать в промежутках между Манном и Фейхтвангером:) и я их у нее таскала, благо она не запоминала их) и ещё запретным был Золя.

Как говорил Набоков: классику нужно не читать, а перечитывать :) И я с ним очень согласна, потому что многие книги переосмысливаешь, начинаешь воспринимать несколько иначе, чем даже год назад. ''Любовник леди Чаттерли'' очень сильная вещь, особенно когда понимаешь в какое время был написан этот роман. Такая перчатка брошена викторианству и промышленности. Удивительно...Теперь жду рецензию на ''Любовника'' )))


Да-да, в белых мягких обложках, которые читались за час. :))

Ох, прав Набоков, тысячу раз прав. :) Вот все-таки корявой школьной программе стоит сказать спасибо - до многих книг неизвестно вообще добрались бы мы сами, а так пусть и не в свое время, но прочитано, в голове-то остается и всплывает в нужные моменты, а там и до желания перечитать рукой подать.
Нет, на Лоуренса рецензии точно в ближайшее время не будет. :)) У меня переосмысление случилось на почве понимания Конни (при первом прочтении она меня жутко раздражала), а такие личные вещи сложно формулировать.