Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июля 2012 г. 22:01

2K

5

Черный квадрат окна, молочно-белые квадраты звезд, грузная фигура Короля на скользкой оконечности шахматной доски под названием Жизнь, мелкая слякотная изморось в лицо. Одно движение рук, всего один ход и перед Королем открыто свободное пространство великой вечности. Игра закончена. Защита выстроена. Пешки сделали свои ходы. Ферзь отошел в сторону, Король сам выстроил свою защиту.

Ах, Набоков - Мастер игры. Им разыграна безупречная партия – одна, но разными игроками: автор-читатель, автор-Лужин, читатель-Лужин. Партия филигранно выверенная, просчитан каждый ход и Набоков, как мастеровитый гроссмейстер делает свои ходы, разбрасывая в тексте намеки, зацепки, припрятывая их за словесные финтифлюшки: дебют партии – утрата Лужиным собственного имени, затем постепенно появляются марионетки, тропинки, аллюзии с судьбой Моцарта, миттельшпиль – игра с Турати, эндшпиль – красная сувенирная коробочка с шахматами, обретение имени собственного. Игра сыграна. Финал партии. Казалось бы, такая холодная препарированная партия-наблюдение за одним-единственным человеком – Лужиным. И Ферзя автор подарил Лужину абсолютно никчемного. Эдакую ''тургеневскую девушку'', которая непонятно что хотела от Лужина: либо себя в нем полюбила – я тебя спасу милый, либо от собственной жалости задохнулась и умилилась. А Лужин…Но Набоков создал изумительный образ гения, который живет своим внутренним миром.

Для Лужина весь его мир – это мир шахмат, расчерченный черно-белыми квадратами и наполненный ходами, как музыкой. Каждая партия – создание новой мелодии, в процессе одна мелодия может трансформироваться в другую: ход – нота, ход – нота. В результате Лужин творит музыку шахмат. Она у него внутри. В голове, в его удивительной голове: драгоценный аппарат со сложным, таинственным механизмом. Для любого нормального человека Лужин маргинален, вне любой социальной группы, он за пределами этого мира, но его внутренний мир прекрасен. Его невозможно познать, невозможно проникнуть в этот мир аутиста, его собственный мир, существующий исключительно у него в голове. Почти всегда в романах Набокова жизнь подражает искусству, в этом романе жизнь Лужина – есть шахматная партия, искусство создавать музыку, творить гениальные ходы, защиты и выигрывать. Тут неприятности на полу так обнаглели, что Лужин невольно протянул руку, чтобы увести теневого короля из-под угрозы световой пешки. Для него игра в шахматы – жизнь, творчество, воздух.
Всё, что вне игры – это не жизнь, это финал партии. Его поединок с Турати как высшая точка, предел – дальше ходов у Лужина нет, можно только выстроить защиту. Самому. А если ходов нет, если шахматы перестали звучать и создавать мелодию жизни – это конец. Конец игры. И мне, как читателю, остается только слушать музыку, рожденную в драгоценном аппарате...Лужина ли? Или Набокова?

Безумно трогательно читать у Набокова о России, о запахах (ведь набоковский Берлин не пахнет): быстрое дачное лето, состоящее в общем из трех запахов: сирень, сенокос, сухие листья; о горечи утраты, насмешка над лубочной Россией родителей Лужиной.

И как можно не восхищаться вот этим: быстрое дачное лето, состоящее в общем из трех запахов: сирень, сенокос, сухие листья; между тем, лестница продолжала рожать людей…; поздравляю, налимонился…; нафталинные шарики источали грустный, шероховатый запах; черный, свившийся от боли кончик спички, которая только что погасла у него в пальцах.

Ветка комментариев


Замечательно, Юля, очень красиво! И примеры языка - все помню, они тоже...нечеловечески красивы. А все-таки - ну это чисто мои заморочки - не могу читать книгу, где настолько жаль героя. Там ведь не просто судьба тяжелая, это бы я смогла. Там ведь этот его проклятый талант, разъедающий личность, как опухоль в мозгу. И я, как та тургеневская его жена, готова была бы в лепешку - но бесполезно. Это ничем не вылечить, судьбу эту никак не устроить, он по определению будет несчастен, а где столько сил взять - об этом читать?


По поводу личности Лужина, опять возвращаюсь к недавнему, очень сейчас популярному роману. Там как раз про такого же примерно мальчика, только в современной Англии. Такие люди, на самом деле, они ничем принципиально от остальных не отличаются, и мне кажется, вообще непонятно, если уж на то пошло, кого надо больше жалеть - их или нас. Лужин - не бедненький котеночек. Конечно, ему было тяжело в детстве. А кому нет? У того же Куприна если почитать его "Кадеты" - ... Я думаю, у Лужина жизнь вполне счастливая, ничем не хуже жизни многих вокруг него. Уж Петрищев его точно гораздо более несчастен, это 100 процентов.


Кстати, очень точная ассоциация с героем Хэддона. Свой собственный особый мир, в сущности, как и у любого из нас.
И в сравнении с Лужиным эта суетность и родителей его жены, и этих гостей из России мне кажется более мелочной, чем его аутичность.


в сравнении с Лужиным эта суетность и родителей его жены, и этих гостей из России мне кажется

абсолютно бессмысленной и пустой;
а Набоков и сам был в значительной мере аутистом ) и, мне видится, в противопоставлении этой семейки Лужину много его личного


кого надо больше жалеть - их или нас



нас , конечно,; за бездарность и тщету;
Лужину не пришло бы в голову просаживать время в разглогольстваваниях))


Ты понимаешь, для любого нормального человека ( и я написала об этом) Лужин маргинален, он не вписывается ни в одну социальную и психологическую систему, но у него внутри свой особый мир и ему, Лужину, в этом мире комфортно. Его жизнь - игра. И это не нужно лечить, потому что это все равно, что лечить человека от карих глаз, к примеру. Это его особенность. И с возрастом у Лужина ведь проступает не порок, а его странности, аутичность, причуды - всё это отражение его личности. И судьба у него вполне устроена с его точки зрения, но с точки зрения обычного человека, который привык жить в системе определенных координат - это неустроенность и маргинальность. Для него не существует иного измерения чем черно-белые квадраты, и когда там внутри перестает звучать музыка шахмат - это конец жизни. Для него. Он свой жизненный круг прошел.