Больше рецензий

2 декабря 2020 г. 10:01

2K

3 История о том, как я себя Фолкнером мучил

Дошли руки и до одного из главных американских писателей ХХ века, нобелевского лауреата – Уильяма Фолкнера. «Шум и ярость» – самый известный его роман, стабильно входит в топ-10 лучших романов прошлого века. Его даже дважды экранизировали.

Первый подход к роману был еще в феврале. В тот раз я бросил читать, едва закончив первую часть – не смог ответить на простой вопрос: «А зачем вообще я это читаю, только мучаюсь?» Но название романа продолжало маячить в рейтингах, где я искал новые книги. «Да что же в нем такого, за что хвалят?» - подумал я и решил дать второй шанс. В этот раз я лучше подготовился морально и даже нарисовал схему с действующими лицами (кто кому кем приходится).

Роман «повествует о распаде и угасании одного из аристократических семейств американского Юга» (цитата из Википедии).

Сюжет пересказывать не буду, расскажу, чем необычен роман:

1. В нем четыре части, и каждая рассказана от лица разных персонажей, все в разном стиле. В первой части вообще рассказчиком выступает Бэнджи – буквально кретин от рождения, застрявший в развитии четырехлетнего ребенка. Он любит смотреть на огонь, часто плачет и регулярно сообщает, что/кто чем/как пахнет. Вторая и третья часть написана от лица его братьев Квентина и Джейсона – полноценных, но тоже не вполне здоровых психически. Четвертая часть самая простая, там рассказчик сам автор, который, по идее, должен все объяснить, связать все нити сюжета.

2. Нелинейность повествования. В начале короткие флэшбэки в прошлое на каждой второй странице. Первое время ты привыкаешь к этим постоянным прыжкам во времени, стараясь не запутаться, ведь даты нам не сообщают.

3. Автор откровенно издевается над читателем. Никаких вступлений и знакомства с героями, пусть сам разбирается. А чтобы не расслаблялись, он еще и имена героев повторяет и даже меняет. У отца семейства Джейсона есть сын Джейсон. Слабоумного Бенджамина (Бэнджи) при рождении назвали как дядю Мори, а потом передумали. Поэтому дядя Мори в разных местах – это разные люди. У Бэнджи есть старший брат Квентин, а племянницу КвЕнтина зовут КвентИна. Даже крик на поле для гольфа «Кэдди!» (помощник, подающий клюшки) сделан, чтобы Бенджамин подумал, что зовут его любимую сестру Кэдди (Кэденси). Кто чей ребёнок окончательно понятно становится только в третьей части.
Во второй части (самой, кстати, скучной) в какой-то момент пропадают все знаки препинания, только по заглавным буквам и ориентируешься. Сделано это чтобы показать душевные переживания Квентина и то, как у него окончательно едет крыша.

4. Большую часть романа там описывается обычная повседневность (бытовуха), ничего важного, кажется, не происходит. Быт показан слишком подробно, а многие ключевые события, напротив, здесь вообще не описываются, мы узнаем о них только из диалогов (упоминаний вскользь). Опять приходится додумывать.

5. Далеко не сразу, но ты привыкаешь к местным правилам, становится даже интересно. Наметились несколько перспективных сюжетных линий. Чем же все это закончится? Начинаешь гадать, строить теории.
Но когда на электронной читалке было 93% книги ... роман закончился. Буквально ничем, можно сказать, на полуслове. Дальше в книге оказались просто примечания и послесловие от редакции. Такое чувство, что пару последних глав автор просто забыл отдать в типографию...

Проходит 5 минут, ты устаешь биться головой о стену и лезешь в сеть за разъяснениями, может, что не понял. Выясняется, что нет, кроме мелких нюансов, ты все понял правильно. Это такой роман, так и задумано автором.

Суть произведения немного проясняет отсылка названия «Шум и ярость» к «Макбет» другого Уильяма – Шекспира:
«Жизнь — это тень ходячая, жалкий актёр,
Который только час паясничает на сцене,
Чтобы потом исчезнуть без следа; это рассказ,
Рассказанный кретином, полный шума и ярости,
Но ничего не значащий.»

Хорошее произведение искусства должно вызывать эмоции, не оставлять равнодушным. И с этим автор блестяще справился, хотя не уверен, что он рассчитывал именно на эти эмоции.