Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 ноября 2020 г. 18:53

2K

4

Имя Эриха Хоффера, возможно, не самое известное в философии ХХ века, но его "Человек убеждённый" определенно заслуживает внимания (тем более, что больше ничего из значительных работ на русский язык и не переводилось). Хоффер очень легко и складно рассуждает о причинах и природе массовых движений, разъясняет, как и почему массовые движения побеждают и нередко превращаются в правительства тоталитарного типа. Тема актуальная что в середине ХХ века, что в нашем беспокойном XXI веке. Хоффер ищет похожие черты в таких разных, на первый взгляд, событиях, как Французская и Октябрьская революции, создание НСДАП в Германии, сионизм и национально-освободительные движения в Азии. За последующие годы к ним можно добавить еще десятки примеров, которые укладываются в стройную теорию. И это, вероятно, говорит о том, что Хоффер во многом прав. Кстати, об этом говорит и его поразительная прозорливость - в отношении будущего президентства Де Голля (до которого ещё 7 лет) или обстоятельств распада СССР (до которого почти 40 лет).

Итак, теория Хоффера проста. Он называет причины объединения людей в массовые движения: неудовлетворённость жизнью при сильнейшей надежде на скорые перемены и чувстве единства (осознание того, что единомышленников много, а, значит, они сильны и способны победить). Думается, что эти два фактора - надежда и единство - действительно имеют колоссальное значение. Чем сильнее личность отождествляет себя с группой, тем выше ее способность противостоять насилию. В этом контексте очень интересно сравнение положения евреев в средневековой Европе (сильный дух коллективизма, гетто как крепость), в Европе 1930-х годов (индивидуализм, гетто как тюрьма) и в Палестине 1940-х ("вижу цель, не вижу препятствий").

Сторонников движения Хоффер разделяет на множество категорий: неудачники, честолюбцы, эгоисты, "скучающие", бедняки и многие другие. Каждый из них руководствуется собственными мотивами, но по факту вливается в общее дело, с готовностью​ действовать сообща, жертвовать жизнью, отказываться от своего "Я". Здесь очень уместно вспомнить про театрализованность многих движений (да хоть бы кадры "Триумфа воли" Лени Рифеншталь). Мне нравится, что в отличие от марксистов, отдающих революционный процесс на откуп народным массам, Хоффер говорит о значимости интеллигенции, "людей слова", которые раскачивают устойчивую, казалось бы, лодку режима, пробуждают народ от спячки (неслучайно деятели национального возрождения у славян в XVIII-XIX веках назывались именно будителями). Для прочности режиму нужна поддержка интеллигенции. Ведь именно "люди слова" запускают цепную реакцию, которую подхватывают "люди действия" и "фанатики". А дальше - куда вынесет... Некоторый осторожный оптимизм внушает убужденность Хоффера в том, что чем яснее и конкретнее поставлены движением цели, тем короче активная фаза и тем быстрее победа.

Ветка комментариев


1) В спор о дефинициях я вступать не буду. Как ни назови - интеллигенция, интеллектуалы - речь идёт об одном. И я не вижу в обществе какого-то противопоставления, да оно и не возможно сегодня при 100%-ной грамотности и высоком проценте высшего образования. Ни от одного своего знакомого интеллигента я ни разу не слышала уничижительного слова "народец". Зато слышала его из уст некоторых небезызвестных политиков, которые этим "народцем" управляют.
2) И Ленин, и Бердяев безбожно устарели ещё лет 70 назад. Общество изменилось. Странно, что вы этого не замечаете.
3) Интересно, почему все, чьё мнение отличается от вашего, превращаются в агентов Запада?Чем вы тогда лучше "интеллигентов", которых бичуете в первом абзаце? Вопросы, впрочем, риторические. Я бы закончила этот разговор. Нет смысла продолжать, если вы отказываете человеку в элементарном - в праве на собственную точку зрения.


1) Уточню. Я предельно критичен лишь к той интеллигенции, которая считает себя прозападной и либеральной. И моё эмоциональное возмущение всегда вызвано только ей. Ко всем прочим идеологиям [за исключением нацизма и фашизма - их категорически не приемлю] и точкам зрения я ровен и вежлив.
2) А тут как раз начинается самое интересное. Предельно обобщая, Вы выражаете такую точку зрения: коммунизм советского образца и религиозный православный консерватизм устарели. Тогда напрашивается вопрос - актуальной идейной ценностью могут быть только разные подвиды либерализма, что ли? То есть, вы интеллигентно предлагаете демократию, но вправо - влево за флажки либерализма ходить не смей! Уютненькое либеральное гетто получается, извините, тут не ёрничать не получается.
3) Я не лучше интеллигентов, может быть я в тысячи раз их хуже. Но я точно знаю, что подстричь им меня под их либеральную гребёнку не удастся. И я очень хочу, чтобы весь мир не был унифицирован на западный либеральный интеллигентский манер.
4) и, возможно, последний комментарий.
Вы предлагаете мне замолчать в комментариях под Вашей рецензией. Я теперь сказал совершенно всё, что хотел сказать по теме. Вопрос последний, на будущее: последующие Ваши рецензии, если они привлекут моё внимание и эмоционально впечатлят - комментировать можно, или нельзя? Профиль у меня, конечно, не интеллигентский, и пишу я прямо, грубо, нетолерантно, но что уж тут поделать, раз пока, временно, в мире существуют не только лишь одни интеллигенты и либералы...
На этот 4 пункт попрошу ответить с предельной ясностью.


Ну зачем же передёргивать. Никаких предложений "замолчать" с моей стороны не было, я не настолько плохо воспитана.

Вы в праве писать комментарии где угодно и кому угодно.
Я вправе решать, интересно мне вести разговор или нет.