boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 октября 2020 г. 16:10

3K

5 Кто к чему приставлен

В свое время литературный критик Дмитрий Овсянико-Куликовский провозгласил, что суть чеховской повести - изображение зла и греха в процессе становления новой крестьянской буржуазии. Безусловно такой мотив в произведении присутствует, но я бы не сказал, что он доминирующий. Эта повесть не столько о социальном векторе развития крестьянства, сколько о духовных процессах, творящихся в душах людей, о том, как они видят и понимают правду и справедливость.

Вот такой парадокс получается, повесть о грехе и зле, но окончательных злодеев в ней нет. Каждый из участников изображенного действа не осознает своей несправедливости и неправедности, даже Аксинья ведет себя в рамках понимаемой ей по своему справедливости. Беда этих людей в лютом невежестве, подчиненности инстинктам, душевной нищете, а следовательно - в крайней примитивности их внутреннего мира. Высокие человеческие чувства здесь не то что не ценятся, они не находят здесь применения, результаты их проявления оказываются столь же трагичны, как и результаты выражения "мелких" душ.

Самый лучший пример - жена главы семейства Варвара, которая из лучших побуждений посоветовала мужу записать Бутекино на новорожденного сына Анисима и Липы, в результате это благое начинание привело к гибели младенца. Добро и зло перемешиваются друг с другом, нет никаких четких ориентиров, такое впечатление, что всё, что творится в Уклееве, происходит в каком-то тумане и мраке.

Тут самое время вспомнить название повести - "В овраге", это своего рода прообраз преисподней, в котором "не переводилась лихорадка и была топкая грязь даже летом... Здесь всегда пахло фабричными отбросами и уксусной кислотой... " Эта грязь и отбросы - они везде, в том числе и в душах живущих здесь людей, они все разные, но они плоть от плоти своего родного "оврага".

Глава семейства Цыбукиных - Григорий - делец и обманщик, но готовый на любые уступки и даже жертвы ради семьи, недалекий и безропотный Степан, склонный с пусканию пыли в глаза и авантюризму Анисим, расположенная к праведности Варвара, богобоязненная Липа, наконец, знающая свою выгоду красавица Аксинья - все они жертвы своего оврага. Хотя, насчет жертв я, наверное, не совсем прав, Аксинья не выглядит жертвой, духовных терзаний она не имеет, нет той душевной глубины, при которой они возможны, и в результате именно она прибирает в свои руки все материальные ценности семейства Цыбукиных. Тут можно обратить внимание на её имя, ведь Аксинья (Ксения) означает гостью или чужеземку. Да, вот она - представительница того самого нового капиталистического мира - Молоха, нищая духом, коей уготовано наследовать. Далее напрашивается - Царство небесное, но нет, ей суждено наследовать овраг вместе с его мутью, мраком и туманом.

И с полным отсутствием справедливости, ведь Аксинья ни перед кем и никак не ответила за жесточайшее убийство младенца, обваренного ею кипятком. Более того, все, в том числе и благонравная Варвара, осудили в смерти ребенка несчастную Липу, дескать не уберегла. Деградирующая мораль жителей оврага изменяет даже факты ближайшего прошлого, закрывая им глаза на неприкрытое преступление. Торжествует фраза, произнесенная Анисимом несколько раз в разговоре с Варварой: "Кто к чему приставлен" - каждый получает то, к чему приставлен.

И все же, несмотря на мрачность описанного оврага, повесть не оставляет ощущение беспросветности. Максим Горький рассмотрел в ней "ноту бодрости и любви к жизни". Носителем этой ноты становится обретшая духовную силу после встречи со "святыми из Фирсановки" Липа, она уходит из Уклеева, покидая пространство оврага-преисподней, устремляясь к "небу", она становится выразителем идеи любви и прощения, которое на последних строчках повести из её рук в виде пирога с кашей принимает опустившийся Цыбукин.

1209

Книга перечитана в рамках «Чеховских дуэлей» с Ludmila888 (рецензия).

Комментарии

повесть не оставляет ощущение беспросветности. Максим Горький рассмотрел в ней "ноту бодрости и любви к жизни".

Горький писал Чехову, что читал эту повесть мужикам. И они все вместе плакали. И всех простили: и старика Цыбукина, и Аксинью.

+3 16.10.20

Если мужики плакали и простили, значит, Чехов ни на йоту не наврал. Знал он и мужика, и деревню.
А вот я, хот и мужицкий потомок, но не поверил большинству того, что написал Солженицын в "Матренином дворе".

+4 16.10.20

Да, и именно об этом написал Горький в статье «ПО ПОВОДУ НОВОГО РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА "В ОВРАГЕ"»:
«Все эти люди, хорошие и дурные, живут в рассказе Чехова именно так, как они живут в действительности. В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, "чего нет на свете", но что, быть может, и хорошо, может быть, и желательно».

+3 16.10.20

Удивительно, но мне тоже о Горьком думалось при чтении. Есть в этой семье сходство с семьёй Алеши из "Детства". Да и само произведение не столько безвыходно-грустное, как обычно у Чехова, сколько пронзительно-трагичное, как рассказы Горького

+2 16.10.20

Спасибо, Сергей!
Тоже очень удачный заголовок!

Вот такой парадокс получается, повесть о грехе и зле, но окончательных злодеев в ней нет. Каждый из участников изображенного действа не осознает своей несправедливости и неправедности, даже Аксинья ведет себя в рамках понимаемой ей по своему справедливости.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Аксиния - окончательный злодей. Она обманывает чужих и убивает младенца. Это трагедия, что так она видит справедливость, но она - злодей. Правда, я помню, что ты не считал преступником и того злоумышленника, что гайки с железной дороги воровал. Но там законы юридические и вред гипотетический, а здесь закон Божий, да и общечеловеческий (поскольку там в Бога не верят). Кстати, Липа с матерью черт-те куда ходили молиться, а Анисим Цыбунин в церкви не был с детства. То есть Чехов в данном случае отождествляет жизнь "по правде" и "веру в Бога". Довольно странно для Чехова, не находишь?

Деградирующая мораль жителей оврага изменяет даже факты ближайшего прошлого, закрывая им глаза на неприкрытое преступление.

Я тоже был в шоке от этого. Но думаю сейчас, что Людмила права, и они просто не знали, что произошло.

+3 16.10.20

Не могу дискутировать с человеком, занимающим категорическую позицию, потому как это уже не дискуссия будет, а спор, а спорить как-то не хочется :)
Может, и не знали, да только в большей степени знать на хотели...

+3 16.10.20

Я категоричен?! Возможно, это и правда не существенно. Ведь если бы кто спросил, Липа бы рассказала, наверное. Хотя даже мужикам на дороге она не рассказала. Значит дело не в её страхе перед Аксинией, а в её смирении (что-то не отпускает меня смирение:).
Ладно, не буду дискутировать с человеком, который даже поспорить не хочет :)

+3 16.10.20

Вот очень жаль, что сама Липа неосознанно покрывала убийцу своим молчанием. Ведь чтобы остановить зло, надо, как минимум, говорить о нём. Старик Цыбукин имел полное право знать правду о смерти единственного внука и о том, какую змею он пригрел в своём доме. Липа должна была поставить его в известность. Хотя именно тогда он уже начинал терять разум и от скандала из-за наследства, устроенного Аксиньей, побежал прятаться за шкаф.

+3 16.10.20

Вот именно, Аксинья уже держала всё в своих руках, энергетическая инициатива была на её стороне - старший Цыбукин признал её силу.

+4 16.10.20

Только не сегодня :)

+3 16.10.20
Но думаю сейчас, что Людмила права, и они просто не знали, что произошло.

Думаю, что они не знали, но догадывались. А делать ничего не стали против Аксиньи, чтобы еще сильнее не позориться перед миром, им хватило стыда после ссылки в каторгу старшего сына. Поэтому глубина их падения неизмерима, словами неописуема, особенно если попристальнее рассмотреть лицемерную Варвару. Тут прямо Иудушкой Головлевым пахнет.

+5 16.10.20
даже Аксинья ведет себя в рамках понимаемой ей по своему справедливости

Можно рассудить о любом злодействе, что его проделывают в силу своего собственного мировосприятия. Даже если взять самый крайний вариант, каких-нибудь мучителей-садистов, то позволительно предположить, что они считают свои жертвы получающими наслаждение в процессе пыток. Это, однако, не делает их положительными персонажами.

Также и Аксинью вряд ли можно оправдать тем, что она не различает добро и зло, просто зло у неё давно вошло в привычку.

+5 16.10.20

Вот уже не первый раз сталкиваюсь с феноменом, когда я отказываюсь от категоричности в осуждении кого-то, следуя христианскому принципу: "не судите, да не судимы будете", мне приходится держать ответ за то, что я оправдываю кого-то. Но разве я написал хоть слово в оправдание Аксиньи? Вот что я написал: "даже Аксинья ведет себя в рамках понимаемой ей по своему справедливости".
Абсолютный злодей осознанно идет на злодейство, Аксинья действовала импульсивно, она не планировала свой поступок, он совпал. Это не оправдание самого поступка, его невозможно оправдать.

+3 16.10.20

Вы не полностью привели цитату из рецензии, там есть один существенный момент, на который так и хочется (импульсивно) среагровать. Вот он:

повесть о грехе и зле, но окончательных злодеев в ней нет

Аксинья планомерно вводила себя в истерику, созывая на потеху все село, выкрикивая обвинения в адрес свекра и топча ногами бельё. Это не похоже на порыв, как мне кажется.

+5 16.10.20

Вот именно - истерика - аффективное состояние. Судить о планомерности введения себя в истерику не могу, поскольку считаю, что человек заранее не в состоянии планировать свое поведение в аффективном состоянии. Я таких истеричек в реальной жизни видел, у меня дальняя родственница такая есть, в истерике может оскорбить самым ужасным образом любого, самого хорошего человека, может, и убила бы кого, если бы совпало, не исключаю. Но назвать её абсолютной злодейкой язык не поворачивается )

+2 16.10.20

Только в кино видела, как люди вводят себя в искусственный аффект, этот образ у меня связан с зоной и с персонажами, которые раззадоривают себя перед серьезными "разборками".

А про аффект Аксиньи можно еще порассуждать, если вспомнить, что она за собой никакой вины не ощутила, а попросту согнала невестку со двора.

Продолжать не буду, потому что ваш посыл мне понятен.

+5 16.10.20

Перечитал себя еще раз. Обе части из моей цитаты оказываются по факту вырванными из контекста, а ведь целиком она выглядит так:

Вот такой парадокс получается, повесть о грехе и зле, но окончательных злодеев в ней нет. Каждый из участников изображенного действа не осознает своей несправедливости и неправедности, даже Аксинья ведет себя в рамках понимаемой ей по своему справедливости.

Выделенный жирным фрагмент связывает обе части.
На мой взгляд абсолютный злодей осознает свою несправедливость и неправедность, этим посылом я и руководствовался.
Может и не прав, но, возможно, такому восприятию способствует мое крестьянское происхождение :)
Вы же читали выше пост Людмилы о том, что мужики, которым Горький читал повесть, плакали и всех простили, в том числе и Аксинью )

+3 16.10.20

Да, читала. И - не верю. Особенно, если речь идет о таких же точно мужиках, что смотрели на истерику Аксиньи и приняли всё, как должное. Ведь не может быть, что в семействе Цыбукиных не различали разницу между добром и злом, а за оградой их дома уже различали.

+5 16.10.20

Извините, может я уже устал и туплю, но я не понял, что вы хотели сказать....

+3 16.10.20

Да и ладно. Хотела же закончить прения... Гы

+4 16.10.20