Больше рецензий

7 октября 2020 г. 15:40

601

5 Джозеф Конрад

Конрада относят к неоромантикам в британской литературе (как, например, Стивенсона, Киплинга, Конан-Дойла). Сам бывший моряк, он помещает своих героев в экзотические декорации и наделяет героическими профессиями. Но предметом его пристального интереса оказывается, прежде всего, внутренняя жизнь героев, психология и ее изменения под влиянием обстоятельств, которыми «проверяется» личность. В своих произведениях Конрад помещает «цивилизованного» человека в места и ситуации далекие от «цивилизации».
Обретая свободу от надзора общества, неограниченную власть завоевателя-колонизатора и перенимая местные нравы, оказавшись вне «священного ужаса перед скандалом, виселицей и сумасшедшим домом», герои Конрада открывают свою первобытную природу, «тьму» внутри себя и не справляются с нею. Кто-то становится преступным тираном, кто-то предателем, кто-то сходит с ума. Подтверждая, что «культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом». На первый взгляд ничего такого не происходит с героем-рассказчиком - капитаном Марлоу. Но и он признается позднее в том, что так и не вернулся с той реки.
Это произведение является частью колониального дискурса, и герои Конрада смотрят на окружающую их действительность взглядом европейских колонизаторов. А африканцы намечены как часть жестокого пейзажа, той «тьмы», в «сердце» которой углубляется цивилизованный человек, и на которого она действует разлагающе. Позже, в 20 веке Конрад, конечно, был обвинен в расизме. Интересно, что в пику «Сердцу тьмы» был написан целый ряд постколониальных романов (прежде всего африканскими авторами), призванных дать ответ с другой стороны.