Diddlina

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 мая 2012 г. 01:13

37K

2

Как я не люблю вот этот момент у Маркеса, когда начинает пахнуть ближайшим инцестом.

Исследователи, вероятно, находят в этом произведении бездонную и почти сакральную глубину смысла и могут по каждой строчке написать трактат. Но это учёные, им положено. А мне было трудно. Я не против сложной литературы. Но мне было ещё и неинтересно. Как-то не зацепили меня все эти экскременты, завёрнутые в народную одежду, заброшенные на антресоль и зачервившиеся от времени и близкого соседства разного тухлого хлама. Вот! Вот оно! У меня получилось её описать!

Где-то между Аравией и Мексикой... Среди индейцев и испанцев... Где под звуки классических вальсов рождаются неклассические хвостатые младенцы... Чтоб вы поняли, что это за книга, вот вам одна характеризующая цитата:

Спокойно и уверенно, не мешкая, он отчалил от скалистых берегов печали и встретил Ремедиос, обратившуюся в бескрайнюю топь, пахнущую грубым животным и свежевыглаженным бельём. Отправляясь в путь, он плакал.


Вот столько вот чистого пафоса. Хотя куда там! Ниже расскажу, с чем этот пафос смешан.

В книге соседствуют алхимические опыты и проза жизни, что порой создаёт литературных монстров, например, как в случае с юной девочкой, вышедшей замуж и умершей от двойного выкидыша. После страниц ста всей этой каши мне так странно было прочесть о том, что в мире Маркеса тоже идёт дождь!

Воздух был настолько пропитан влагой, что рыбы могли бы проникнуть в дом через открытую дверь, проплыть по комнатам и выплыть из окон.


Это было хлопком холодной воды по голове: "Эй! Ты читаешь произведение живого человека из плоти и крови. Он написал это, потому что у него когда-то имелись какие-то впечатления и размышления, которыми он захотел поделиться". А было не похоже, знаете ли, что это не копипейст из плохого сонника. Ещё одна странность в книге: никто никогда никого не лечит. Наркотические духи Фернанды и шаманские ритуалы Санта Софии не в счёт. Потому и одиноки, что безразличны.

Есть правда у меня в книге и любимый момент - бойня на площади. Даже и не знаю, советовать ли читать книгу из-за него... А вообще я заметила, что "Сто лет одиночества" лучше идут подшофе.

...Книга из подборки семейных саг - многолетнее повествование о жизни рода Буэндиа. Вы спросите, в чем там обещанное автором одиночество? И правда, все на всех женятся, так сказать "запечатляются", изобретают, воюют, путешествуют, секс в любом месте и с любой степени родства людьми.

Они все такие. Сумасшедшие от рождения.


В тексте восемьдесят два упоминания "одиночества" в разном виде. Однако мне больше показалось, что книга не об одиночестве, а о поисках счастья. Именно это все герои и делают, только какими-то извращенными способами. Где у Маркеса может обитать Одиночество? Может оно стоит между двумя типами героев - тем, кто берёт, и кого берут? Есть, например, женщина. К ней в дверь с ноги (либо крадучись, что не более этично) заходит мужчина. И всё - она взята. Или война: повстанцы заходят в город и берут его, хотя некоторые жители даже не в курсе, что война идёт. И женщина в первом случае, и жители городка во втором воспринимаются, как материал, щепки, инструмент. А инструмент, натурально, счастлив быть не может.

Господи! Спасибо тебе за то, что эта книга закончилась! На большее моя детская психика не могла и надеяться!

Комментарии

Безумно хорошая рецензия. Подписываясь почти под каждым словом, я все же книге поставил бы шесть звездочек. А "подшофе" даже десять ;)

+8 25.05.12

Про фломастеры уже говорено-переговорено :)

Знаете, каждый жанр имеет свои плюсы и своих поЧитатетей. Так что безоглядно верю в Ваше существование.

+7 25.05.12

Ты гениальна. Это все Маркес)

мне так странно было прочесть о том, что мире Маркеса тоже идёт дождь!

- я хочу видеть это предложение на главной!

И спасибо за первое предложение)

+6 25.05.12
Показать текст комментария

Ну, строго говоря, в мире Макондо, то бишь тамошней местности. Но мы презюмируем, что Маркес там бог, посему и хозяйничает =)

Не приписывай мою гениальность Маркесу. Он бы обиделся.

А насчёт первого предложения - пожалуйста :) Нет, я правда не советую тебе читать эту книгу. Потрать своё время, например, на нечитанного тобой ещё Пикуля.

Свернуть
-29 25.05.12

А я все равно прочитаю. Маркес Пикулю не помеха)

+14 25.05.12

Если мнения по книге спорные, тем более интересно составить собственное мнение - поддерживаю.

+2 30.05.12

Имхо, сравнение Пикуль/Маркес совершенно не уместно.

+14 30.05.12

Это не сравнение. Я давно обещал почитать Пикуля, и каждый Маркес оттягивает этот момент еще на недельку)

+6 30.05.12

Возможно. Такое, как я выше, можно советовать только чрезвычайно близким людям =)

+2 31.05.12

кстати маркесов инцест имеет право на существование)) ... ибо по Библии весь человеческий род получился в результате инцеста именно...
и видимо поэтому среди людей так чудовищно много уродов....

-1 05.06.18

Кто знает, как там было столько тысяч лет назад. Очевидно, что формально - это был инцест, а вот генетически, анатомически и в целом, физиологически, у нас нет ни малейшей возможности узнать, как происходили процессы. Есть возможность, что раньше инцест не нёс в себе столько опасности для человека, как сейчас в силу объективных причин. Надо помнить о том, что есть вещи, которые в одни времена для человека разрешены или даже полезны, а в другие - запрещены или даже опасны.

0 05.06.18

мне кажется "Сто дней" это аллюзия на библейскую тему сотворения и историю человечества в целом))... очень мрачная, но точная

-1 05.06.18

Господи! Спасибо тебе за то, что эта книга закончилась! На большее моя детская психика не могла и надеяться! )))))))))))))))) это очень круто ))))))))) Поддерживаю)

+1 25.05.12

Welcome to the club, так сказать.

+1 25.05.12

Ммм, а моя 15-летняя на тот момент психика очень жалела, что книга закончилась, хотя глаза болели от бесперебойного чтения.

+40 25.05.12

Многие называют книгу "Санта-Барбарой", с чем я полностью согласна. По-моему, если уж автор ставил себе цель описать что жизнь не прекращается, пока люди друг для друга важны, что любовь спасёт мир, но нужно ещё и нечно другое сильное, что там не знаю...государство постоянно подминает под себя своих же граждан бла-бла-бла, то для этого не нужно было так растекаться мыслью по древу. И есть куча примеров отличного чтения в таком ключе. Он обязался названием. Типа назвал "Сто лет" - пиши про "Сто лет" :)

При этом я обоими руками ЗА любое творчество! И не стану утверждать о бесполезности существования этого произведения.

+2 25.05.12

Мне знаешь что забавным кажется?

Зачем минусовать мнение? То есть, можно осудить заблуждение, неправду, грубость в коментарии, но какой смысл делать то же самое с впечатлением, я пока понять не могу)

+2 26.05.12

к сожалению, людям гораздо легче ткнуть в стрелочку, чем обосновать свое мнение. это называется глупостью. а на глупость не обижаются.

+2 30.05.12

Да, я сама иногда грешу, так сказать, мимолётностями - слово какое-то слух порезало, слог показался грубым или неграмотным... и всё, ставлю минус. А иногда без вникания - никак.

-1 31.05.12

Вы уж извините, что мы тут так нафлудили. просто возмущает, когда чужое мнение не уважают. я больше не буду:)

+1 31.05.12

Это даже интересно)

0 31.05.12

вот именно то, что книга о том, что жизнь обреченна кончиться, ибо в основе человеческого рода лежит проклятие кровосмесительства... и еще о том, что любовь не фига не спасает, а только губит....

0 05.06.18

вот он и написал про 100лет, Вы справедливо обратили внимание на название, но... попробуйте хотя бы с помощью арифметики. Нет там про любовь счастье и блаблабла, это об одиночестве одного единственного человека. Можно не понимать или не принимать метафор автора, дело вкуса. На мой взгляд это величайший гимн Женщине, написанный человеком. Посмотрел с десяток рецензий... неужели надо родиться латиносом чтоб увидеть главного героя?

-1 08.08.21

ну, значит, магический реализм - не Ваш жанр.

+23 25.05.12

Я бы не стала зарекаться. Ненавижу рамки :)

И, кстати, мы знакомы лично, поэтому можно на "ты" (февральская встреча ЛЛ-Киев))

+1 25.05.12

А мне кажется, дело, во многом, именно в этом:

моя детская психика


Уж простите меня :)

+41 30.05.12

Знаете, есть такое устойчивое неологическое выражение. Когда неприятно читать о неприятном. Это не значит, что человек признаёт исключительно кружевные пассажи и любофф, нет. Дело в том, что под конец книги над всеми остальными преобладало желание закончить её.

+13 31.05.12

[censored] какую-то написала и горда собой)

+4 30.05.12

ну учитывая "детскую психику" вполне понятна гордость за сей "опус".

-12 30.05.12

Полноте, покажите, где гордость?


PS: Вопрос риторический.

+10 31.05.12
Показать текст комментария

Пошел на [censored], кусок унылого говна. Здесь о книгах говорят.

Свернуть
-38 30.05.12

Нееее, здесь намного интереснее. Иногда здесь переходят на личности.

+9 31.05.12

И не только здесь)
Согласна с Вашей рецензией! Мне книга категорически не понравилась!

+5 12.11.13

не уподобляйтесь героям Маркеса)

-1 05.06.18

если Вы хотите, чтобы Ваше мнение хотя бы прочитали ( не говоря уже о прислушались), извольте формулировать свои мысли достойно.

+3 30.05.12

Спасибо, присоединяюсь. Ей-богу, мне даже интересно, как бы это обосновывалось.

+1 31.05.12

Я вижу, Маркес один из Ваших любимых авторов. Ну, что тут скажешь - выражайтесь. Я случайно переступила границу Вашего мелового круга.

+10 31.05.12

Ну почему же только ученые, думаю, у этой книги есть много ценителей без диплома литературоведа, и, тем не менее, они очень даже видят в ней смысл. Хотя, конечно, на вкус и цвет. Вот только если вам не нравится, почему же сразу прямо-таки экскременты среди тухлого хлама?

+39 30.05.12

Метафора. Неудачная?

+2 31.05.12

Не то чтобы. Просто неприятная. Все-таки книги с дерьмом, простите, сравнивать... Мне такие сравнения не близки, вот и все. Да и книгу я эту люблю, поэтому стало обидно вдвойне. Не понравилось - ваше право, мир хорош разнообразием, но зачем с плеча уж так, если просто характерами не сошлись, не понимаю.

+13 31.05.12

Ну, сравнения, они же приходят спонтанно. Не последнюю роль сыграло то, что Маркес "экскременты" непосредственно в книге упоминает. А у меня, уж извините, сложилась дальнейшая образная цепочка на фоне уже особенностей сюжета.

+8 31.05.12

просто, м.б., вам напомнился "Самшитовый лес" Анчарова??
"В Калязине же ничего этого не водилось. И потому сараи были заколочены и наполнены воздухом, и в трухлявую щель четвертого венца была видна простодушная человечья какашка неизвестной эпохи, освещенная пыльным лучом дырявой крыши. Это деталь чрезвычайно важная, поскольку символизирует отсутствие любопытства калязинцев к тайнам чужого существования."
А рецензия совершенно точно отражает мое мнение. Прочитав, я долго размышлял... "Зачем, зачем я все это читал??"

-1 31.01.17

Где-то между Аравией и Мексикой... Среди индейцев и испанцев..


я так понимаю, индейцы в Аравии живут, да?
или это метафора?

+19 30.05.12

в Мексике, как и положено:) разбавленные испанцами из Испании:)

-5 30.05.12

а аравия тут при чем?

между Аравией и Мексикой


по-вашему, Макондо - остров в Атлантическом океане?
что-то совсем не пойму.

+7 30.05.12

Макондо он только в книжке, выдуманный город. Речь в рецензии идет о некой атмосфере сродни испанской или тех земель и культур, которые они завоевывали, т.е. те же южноамериканские индейцы. Но если взять кисть и провести линию от Испании (т.е. определенное южное пространство, от которого не так уж далеко до Арамейского полуострова) до Южной Америки, это будет эдакий путь распространения этой культуры. Возможно, я ошибаюсь. Но это же литературные образы, а не географические величины. Не нужно относиться слишком уж серьезно.

+3 30.05.12

Как легко критиковать сложную книгу! Улыбаюсь вашей фразе о детской психике - может в ней вся проблема? :)

+7 30.05.12

мнения-мнениями, но на личности переходить как-то нехорошо. ведь разные же вещи сказать - "книга хороша/плоха" и "ты дурак".

+17 30.05.12

Ну детская психика не есть синоним "ты дурак",
Это просто детская психика, в чем автор, похоже, отдает себе отчет :)

+3 30.05.12

Наверное, имелся в виду не ваш, а некий другой комментарий)

0 30.05.12

помимо этого там был явный намек на что-то еще этим своим "сложная книга". нужно стараться избегать такого снисходительно-покровительственного тона. Человек высказал свое мнение, если оно не совпадает с Вашим - это не значит, что нужно показывать, как ты смотришь на него сверху вниз с высоты своего опыта, возраста и вкуса.

зрелым состоявшимся личностям с высоким айкью могут нравиться и не нравиться совершенно разные книги. и они могут совершенно свободно высказывать свое мнение о них. и должны спокойно воспринимать мнение окружающих. и никаких переходов на личности, только светская беседа и обмен мыслями. призываю всех к этому стремиться.

+23 30.05.12

Это точно — сказать "ты дурак" стоит только тогда, когда дурак говорит тебе, что ты — он.

-1 30.05.12

Замкнутый круг получается

+1 30.05.12

Мне кажется, до этого я не опустилась. Фраза о детской психике автора рецензии, не моя.

0 30.05.12

Сложная книга.... многосложная я бы сказал... очень много воды и ни одного серьезного сюжетного хода...

+3 26.11.16