ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

9 августа 2020 г. 00:05

1K

5 «Пенелопа, которая разлюбила».

Я очень люблю Альберто Моравиа, но читать его мне тяжело. Даже запланировав возвращение к нему, я оттягиваю этот знаменательный момент до последнего. Книги его неизменно наполнены болью, тоскою, отчаянием, разбитыми надеждами и прочими «прелестями» жизни, с которыми ни один человек не хотел бы столкнуться.

И «Презрение» исключением из правил не стало. Все в этой книге – одно сплошное несчастье и депрессия со сложными рефлексиями а-ля «как же я докатился до такого?» d1f9vv53-r.jpg Наш главный герой Риккардо (стану-ка я называть его Рикко, так приятнее) безумно влюблен в свою жену Эмилию. Поженились они два года назад. Рикко – интеллектуал и творческая личность, мечтает стать драматургом, а пока что перебивается случайными околотворческими заработками. Эмилия же – полная его противоположность. Ни образования, ни тяги к искусству, ни врожденного вкуса. Человек она откровенно поверхностный, ничем не интересуется, единственная ее мечта – жить в собственном доме, со служанкой, и чтобы чувствовать себя обеспеченной и уважаемой матроной.

Влюбленность, увы, закрывает глаза на недостатки партнера. Отчего мы влюбляемся в этого человека, объяснить мы не можем. Как творческий, со склонностью к самоанализу Рикко мог влюбиться в скучную и лишенную творческого чутья барышню? Как мечтавшая о благополучии и «сильной руке» Эмилия могла полюбить «слабого» в своей интеллигентности Рикко? Тайна сия за семью печатями. Они влюбились, жили эмоциями и принимали связавшие их чувство за любовь. К сожалению, очень скоро им пришлось узнать, что любви не может быть без подлинного понимания и принятия.

Но «разрисованная вуаль» спала с глаз Эмилии – и она увидела своего мужа таким, какой он есть. А так уж получилось, что он, ее муж, не похож на вымышленный ею идеал. Мужчина ее мечты – это человек ее круга и образа мыслей. Это брутальный мужик, который повелевал бы ею и доказывал бы постоянно свою силу; он ревновал бы ее к каждому столбу, не позволял бы ей оставаться наедине с посторонним мужчиной и чуть что бросал бы ее к стене со словами: «Ты только моя!» Нет, и такой «идеал» имеет право на существование. Просто Эмилия… как бы так выразиться… считает правильной лишь одну манеру поведения. Она мыслит категориями: «Если ты испугался – значит, трус. Если заплакал – значит, слабак. Не устроил дикую сцену ревности – значит, не можешь отстоять свою честь». Согласитесь, это очень ограничивает. Любое отступление живого человека от «канона» вызывает обвинения:

«…Знаю только, что ты не мужчина и ведешь себя совсем не по-мужски».

Но, простите, мужчина – не робот. Ему тоже может быть больно, страшно, неприятно, он может внезапно выйти из себя и наговорить глупостей, может потом слезно извиняться, ругать себя, ругать тебя – и это нормально. Нет и не может быть единственной нормы для мужчины, как не может быть ее и для женщины. Мужчина так же имеет право на слабость. pgh8mlqy-r.jpg Мз-за непонимания этого любовь Эмилии сменяется жутким презрением. Рикко же продолжает любить ее, даже зная о ее недостатках. Он любит ее целиком и не понимает, чем же он провинился, отчего пылкая влюбленность внезапно прошла.

Вся книга – о том, как влюбленный мужчина пытается понять, за что его отвергает ранее любившая его женщина. Он много раз спрашивает ее, умоляет об искренности. Он всего лишь хочет понять, чем заслужил это страшное чувство, и это – после их взаимного блаженства. Она же сначала лжет ему, что он ошибается, она его любит. Затем с изощренной жестокостью объявляет, что действительно больше не любит его, но отказывается объяснять, чем он виноват. Она словно бы намеренно мучает его, зная, что он хочет понять ее чувства, и всячески отвергает любые попытки проникнуть в ее мысли. При этом она продолжает жить с презираемым ею мужчиной, живет в квартире, которую он для нее же купил, и воспринимает его заботу, как что-то само собой разумеющееся. Возможно, в глубине души она тоже мучается, но по ее поведению этого никак не скажешь.

В этой истории я могу понять Рикко, который любит и надеется понять свою жену, надеется, что их любовь оживет. Ведь он все делал для любимой женщины, ей нечем было его упрекнуть. Но, как ни старалась, я не смогла понять Эмилию. Я не могу понять ее презрение к мужу, который внезапно (!) оказался не волосатым бруталом, а утонченным интеллигентом. Я не могу понять ее презрение к интеллигентности.

Я не могу понять ее глупость. Она из тех женщин, что хотят от мужчин невозможного. Она хочет, чтобы муж прочитал ее мысли, и всячески отказывается от объяснений: «Ну, если ты сам не догадался… ну, так я буду молчать». Она могла бы уйти от мужчины, которого разлюбила, но вместо этого мучает его неизвестностью ради собственного удобства. Ее нисколько не смущает любовная интрижка практически на глазах мужа. В ней столько необоснованного презрения, что она не считается с его чувствами. И как она может говорить после этого, что очень любила его?.. bpzc4o9f-r.jpg Только Рикко жалко в этой истории. А Эмилию не жалко совсем. Если уж влюбилась в человека, попытайся понять его чувства, оставь ему право быть собой. Если не можешь быть с ним – уходи. Но не нужно обрушивать на него презрение. Человек же не виноват, что не похож на твой романтический «идеал».

Прочитано в рамках Четырех сезонов (25 тур), Игры в классики (14 тур) и Собери их всех.

Комментарии

Как творческий, со склонностью к самоанализу Рикко мог влюбиться в скучную и лишенную творческого чутья барышню?

Вспомнил Пушкина и Гончарову... Как Цветаева называла Гончарову "неодушевлённым предметом", что-то вроде ( между?) стулом и тумбой, и что Пушкин вообще любил такие "предметы".
Забавно и грустно. Хотя Гончарова во втором браке с французом вроде чуточку расцвела.

Они влюбились, жили эмоциями и принимали связавшие их чувство за любовь. К сожалению, очень скоро им пришлось узнать, что любви не может быть без подлинного понимания и принятия.

О, это вообще важнейшая вещь: понимание и принятие, и, как исток всего - доверие.
Без этого все чувства скользят по поверхности и отторгают нечто важное и лучшее в партнёре, даже против воли того кто любит.
Знаешь, паучки есть такие на поверхности воды..

Любое отступление живого человека от «канона» вызывает обвинения:

Какие верные и грустные слова.. про живого то человека и забывают часто в таких случаях.
Н-да.. миленький "идеал" мужчины ты упомянула тут)

но, простите, мужчина – не робот. Ему тоже может быть больно, страшно, неприятно, он может внезапно выйти из себя и наговорить глупостей, может потом слезно извиняться, ругать себя, ругать тебя – и это нормально.

Предчувствую запоздавшую маленькую зарю мужского феминизма... мужчина и правда не робот. Человек вообще не робот.

Она хочет, чтобы муж прочитал ее мысли, и всячески отказывается от объяснений: «Ну, если ты сам не догадался… ну, так я буду молчать».

Кстати, довольно частая ситуация.
Может раньше, очень давно, люди любили друг друга чисто и светло и слышали мысли друг друга?
И вот иногда люди, заплутавшие в себе, не веря, что на себя можно опереться и не доверяя себе, памятью сердца опираются как бы на ту смутную любовь и желают чтобы услышали их мысли, ибо.. они сами их давно не слышат.
Услышали и взяли их сердце и потянули на себя и вывели из этого сумрака.

И как она может говорить после этого, что очень любила его?..

Хотела любить. Оправдание..
Знаешь, так ребёнок нашкодивший и под судом взрослых, часто говорит: это не я. Я хотел лишь...
Человеку важно, критически важно сознавать себя хорошим хоть в чём-то.
А она и правда хотела любви.. но и если бы встретила брутала, то и к нему нашлись бы претензии.

Хорошая рецензия. Спасибо, Даян.

+2 09.08.20
Хорошая рецензия. Спасибо, Даян.

Тебе спасибо, Саш. )))

+1 09.08.20