Больше рецензий

30 июня 2020 г. 23:33

1K

3 Самая скучная книга Хайнлайна или повесть о нарциссизме Глактического масштаба

Книгу ужасно нудная - мучил месяца полтора, в перерыве успел прочесть "Кота". Местами просукал целые страницы нудятины и пустого текста, местами проглядывал по диагонали - и даже так примерно на середине все истории оказались не нужны и не важны для второй части книги.

Прежде всего скажу - на мой взгляд самым лучшим отзывом на книгу является этот: https://www.livelib.ru/reader/aspira/reviews и лучше прочесть именно его, чем мучить себя этим толстенным кирпичём. Плюс отзыв очень позитивен и глубок. Я же буду говорить больше о негативе.

Ну что начнём наверно с того как читателя вводит в заблуждение информация на задней обложке книги - этак невзначай переводя внимание на путешествие во времени - которому по факту выделено меньше сотни финальных страниц.

Дальше по нарастающей - обильное пустословие автора - главный грех всего "позднего Хайнлайна" - многостраничные пустые тексты не имеющие связи с сюжетом и не представляющие никакого интереса и пищи для размышлений.

Пытаясь создать новый магнум опус автор понадёргал идей из предыдущих книг и сшил неумелыми аляповато-раздутыми лоскутами. Выглядят эти многочисленные истории абсолютно не к месту - ни как не связаны с основным сюжетом (присутствующий в нитевидном состоянии:)). Автор не к месту вдаётся в научные изъяснения, громоздит множество ненужных абзацев, отчего истории разбухают, становятся нудными и через несколько страниц у читателя теряется не только нить повествования и собственно сама проблема завязки историй, но и пропадает интерес к сюжету и персонажам; а учитывая то, что история ни как не повлияет на основную ветку - и подавно пропадает всякое желание мучить себя чтивом длиннющих отрывков.

Самый прекрасный подарок ждёт примерно на середине книги - происходит смена локаций Лазаруса и предыдущая часть книги словно отрезана, остаётся каким-то не понятно долгим-долгим введением (по сути и не нужному) к основному сюжету, а читатель обозлённый не может понять какого чёрта тратил своё время на не нужную писанину. Вот так с середины книги словно открываешь новую, а прошлую, не законченную, оставляешь позади с чувством опустошения и не понимания.

Лазарус. Есть у Хайнлайна роман "Дети Мафусаила" - прекрасная вещь, написана в 41 году. В ней впервые появляется Лазарус.. В следующий раз герой появляется в 73 году - в данной книге. И в нём больше нет какой-то оригинальности. Он похож на любого главного персонажа поздних книг. Что старикашка Смит из "Не убоюсь зла", что Лазарус - абсолютно не отличимые персонажи, с одинаковой манерой речи и рассуждениями. Тоже саме и женские персонажи - шаблонно калькированы - что Юнис из "Зла", что абсолютно любая женская особь из "Лазаруса" - отличий нет никаких.
Вообще довольно приземлённые представления у автора в лице Лонга (а может и подсознательно вытекшие на бумагу) - по сути Лонг создаёт своё племя образца первобытно-общинного строя с собой во главе. Он вождь альфа-самец, все самки в семье его - за ними и ЕГО детьми ухаживают другие бета-самцы, которых он лично отобрал.
И вся книга - такая старо-патриархально-общинная.
К тому же Лонг, по сути влюблён в самого себя - его клоны девчёнки-близняшки которых он так любит и брюхатит - акт любви к самому себе. Та же дикая влюблённость в свою мать.
Кстати о повальном желании всех баб обрюхатиться именно от Лазаруса - самое забавное они сами не понимают зачем хотят этого. Как отвечает Иштар на вопрос Галахада - это не любовь, и не получение лучших генов. Тогда что!? Ответа нет - это нонсенс, только если не принять во внимание просто подсознание, первичный животный инстинкт самки на выживание своего потомства - тогда всё логично. Лонг лучший альфа-самец для выживания потомства, поскольку прожил дольше всех во вселенной. Бабы сами себе на социальном уровне разума не отдают отчёт в том как ведётся их биологическое бессознательное на феромоны Лонга:)))

Есть у Хайнлайна хороший рассказ "Все вы зомби" - о патруле времени. Где глав герой сменяет пол и сам себя рожает. Рекомендую прекрасную экранизацию Predestination, 2014 с Итаном Хоуком (Патруль времени в нашей локализации). Только здесь Лонг в галактическом масштабе размножает свой генофонд.

Вставлю сюда и Дору - мм, ну в общем-то тупая и не далёкая бабища, вот по факту. Спасённая в детстве Лонгом вышла замуж за спасителя - попахивает каким-то комплексом. И прожили всю жизнь в деревеньке уровнем развития дикого запада. Без современной техники и базы знаний. Лонг сделал из своих детей обычных фермеров - не выпуская за границы угодного ему мирка, не обучая сверх того, что сам преподавал. И даже не настоял на омоложении Доры, прекрасно зная как новая молодость заряжает позитивом. Нет - просто похоронил и свалил. Оставив потомков деградировать. И не надо про любовь и личный выбор каждого. Ещё бы одна жизнь в молодом теле ничего бы плохого Доре не сделала - не понравилось бы, так и не продлевала бы жизнь на третий заход. Просто была она женщиной узкого мирка в рамках границ своей долины и Лонга. А Лазарус просто получил удовольствие от прожитых нескольких десятков лет, похоронил, вздохнул и двинул дальше. Не более.

Местечковость. И при этом никакого развития технологий, всё застопорилось на уровне конной тяги конца 19 века. Как же меня бесит эта любовь американцев к Дикому Западу - всюду впихнут его (особенно в финальные фильмы трилогий любят ставить:))
Какое к чёртовой матери пятое тысячелетие - звездолёты, лазеры, нуль-транспортации. Нет - каждая новая колония на планете калька с дикого запада - лошади, навоз, безграмотность, пулевое оружие. Что это за бред такой вообще?! Ну, блин, Хайнлайн - включай мозги-то, думай что пишешь.

Многие, как и я при чтение аннотации на задней обложке ожидали (особенно помня хороших "Детей Мафусаила") головокружительный экшн, звёздные войны, открытие новых цивилизаций и из уничтожение, смешение разных рас и расцвет генной инженерии, налёт киберпанка - в общем мечталось о динамичном приключении с приятными философскими вставками. Ничего этого в книге нет - даже мало-мальски новыхх и главное хороших мыслей.

Бессмертие. Основополагающий стимул колонизации галактики выброшен за борт.
Лично я бы хотел прочесть как долгожительство, почти бессмертие, повлияло на социум и его расслоение. Как изменилась культура, подход к колонизации и самому восприятию жизни, мировоззрению.
Зачем бессмертным так активно рожать - в этом нет и нужды и достаточно времени, торопиться не куда. В связи с этим как изменились бы половые признаки человеческих особей - исчезла бы грудь, и перестала бы вырабатываться сперма - как не нужные для размножения и вскармливания элементы. Как эволюционировало тело, какие бы возможности развились (особенно ментальные). Показать возможность вынашивать детей вне тела женщины - в баках.
Раскрыть потенциал генной инженерии с заходом в область киберпанка + роль мыслящих ИИ.
Кстати, мне не понятно - зачем делать таких чрезмерно истеричных и эмоциональных ИИ? Головная боль сплошная от них.

Ничего из перечисленного в книге и близко нет. Хайнлайн попытался что-то показать краткими мазками - но в данной контексте книги такой подход не работает.

Возраст. Все герои прожили не одну сотню лет, но этого не чувствуется. Автор бездарно упрощает - деля всё на 10. Двухтысячелетний Лонг пердит как 60 летний старик; другие герои ведут себя и рассуждают на уровне 30-летних. 80 летняя героиня, многодетная мать и бабушка в омоложенном теле ведёт себя как 16 летний подросток.
Нет ощущения действительно долгоживущих людей. Автор не потрудился описать мысли, рассуждения и реакции человека прожившего не одну жизнь. А, они, думаю будут сильно отличаться от обычного старика. И к чему тогда вся эта бодяга с сотнями и тысячами лет - если перед нами по сути не прожившие и сотни лет. Хотел поделится старческими мыслями, так и делал бы героя максиму лет на 200-300. А то видите-ли персонажи прожили по 300-400 лет, а ведут себя как детки малые и хотят набраться опыта у ПАТРИАРХА прожившего 2 тысячи лет. Ох - как бредово. Что там нового-то для них?

Инцест. Так ну тут автор наделяет героя идеальными генами, благодаря которым можно делать детей кому угодно. В реальности, насколько знаю, такого не бывает. Не биолог. Так что только благодаря такому фантастическому допущению автора и возможна вся сюжетная кутерьма героя.
А вот, то что девчёнки в 12 лет готовы рожать - это реальность. В средние века норма. Организм уже созрел.

Плюсы. Понравилось - автор впервые показал правдиво армию, без своего обыкновенного лизоблюдства и возвышенной мифологизации. А правду - как есть; никчёмные люди продвигаются по карьере, получают хорошее жалованье в отставке, а потом за дополнительные платы промывают молодому "мясу" о благе вступления в ряды доблестной и идти на убой во славу какой-то *уй пойми великой цели. После чего оратор возвращается домой забыв и наплевав на всё. Была в моей жизни встреча в военкомате с таким вот представителем - хотелось сразу врезать в рожу, когда это положило мне руку на плечо и елейным голосом сказало что послужить-то надо. Я смеялся последним.
Морин - в общем единственный живой персонаж, к тому же выполняет очень полезные для интимных мышц упражнения Кегеля (хороши как для женщин так и для мужчин).

Смысл. Идеи автора в общем-то понятны, все они не новы для Хайнлайна. Но реализованы в книге просто бездарно. Мазки и полуупоминания, а зачастую просто намёки в произведении такого характера не работают - нужно раскрывать полнее.

Читать или не читать - решать вам, но я бы не рекомендовал.