Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 мая 2020 г. 11:41

3K

2 Подгнивший вишневый сад

В надежде на детектив
Долгие годы я хочу найти автора, который пишет достойные детективы. Нет, не хорошие — черт с ними, с хорошими детективами — жанр уже настолько изъезжен, что найти там что-то новое после старушки Кристи просто невозможно. Ну просто достойные — что-то вроде раннего Акунина ( позднего не пожелаю читать даже врагу). И тут, руководствуясь рецензиями и оценками, вспышка — быть может детектив придёт нам не из «голливудизированной» Америки, не из скучающей Европы, и даже не из очень странной Скандинавии, а из далёкой Австралии? Вдруг в Австралии сохранились традиции классического детектива, или автор, напитавшись классической детективной фактурой, как-то по-особому это переварила, и сделала нечто совершенно своё? Ну или чужое, но качественное. В общем, Скорбный урожай оказался в моих руках.

Червячки сомнения
Первый червячок сомнения в моём яблоке надежд появился на первой же странице — автор перечислила персонажей книги. Вообще, так обычно делают в пьесах, когда необходимо отыграть материал по ролям, и не хочется выписывать всех персонажей из произведения. Вне рамок игрового применения такой подход выглядит странно — все-таки герои детектива должны быть интересными, харАктерными — просто нет смысла их перечислять. У читателя в голове должен создаться устойчивый образ, и о причастности или нет будет произведено суждение в том числе и на основе него. Увы, реальность оказалась ужасающа — персонажи просто неотличимы. Какой-то куцый характер угадывается у 3-4 персонажей, остальные же не просто представляют собой массовку, т.к. автор их не раскрывает, а натуральные клоны-киборги. Начать с того, что почти у всех персонажей похожие характеры, у них одинаковые мысли (их всего раздражает один из персонажей), да и найти какую-то разницу в суждениях даже по поводу убитого совершенно не получается. Они слиплись в такой плотный комок, что и не разорвёшь — да, тут действительно необходимо давать их список, ибо иначе отличить их просто невозможно.
Ситуацию осложняет то, что автор постоянно сыпет именами — в одном предложении может быть 4-5 имен. И ладно бы эти имена представляли собой какой-то самостоятельный образ — нет. Ничего полезнее чем список в самом начале в книге нет — я не представляю, как нормальный человек может среди этой фабрики клонов разобраться, кто есть кто, не будь у него на первой же странице такой подсказки.

Много — не значит хорошо
Автор, как не очень опытный писатель, видимо, понимала, что детективная часть должна быть интересная — но пошла она по пути самому простому и примитивному — экстенсивному. Взять не качеством, а количеством.
Персонажей в книге очень много. Понятно, для чего это сделано — чтоб растянуть книгу, ибо пока вскроется мотивация каждой картонки — пресловутые 500 страниц будут написаны; и чтоб запутать следствие — в большом количестве персонажей легче заблудиться. Эх, кто бы объяснил автору, что не надо идти по такому пути. Пусть будет всего два подозреваемых — но и мотивация, и логика, всё у них будет своё и интересное. Ну не хочу я читать как 10 человек не любили убитого, потому что он «плохой» и «прощелыга». Я хочу увидеть действительно какую-то историю.
В пресловутом английском детективе, на который явно равнялась автор, когда убийство происходит в каком-то аристократическом доме — всегда присутствуют разные социальные срезы. Хозяин дома, именитый аристократ; его жена, ранее работавшая медсестрой на войне, отчего её муж смотрит на неё как на насекомое; дочка, похожая на папу; сын, похожий на маму; прислуга, которая вообще другой социальный срез; друг семьи, у которого тёмные делишки с папой и явный роман с дочкой папы — сама структура английского классического детектива делает повествование интересным. Автор уже отталкивается от очень удобной базы.
Здесь же у нас всё грустно — персонажи объединены кровными узами, с примерно равным социальным достатком: мы почти ничего не знаем об их образовании, увлечениях — т.е. там, где можно было бы выкрутиться, автор старательно зарывает в землю возможные выходы. В результате даже объяснение, каким образом вся эта разношёрстная гоп-компания оказалось под одной крышей, учитывая, что все они терпеть не могут Бетси, и никакими «семейными чувствами» и «традициями» столь травмирующий опыт объяснить не удастся — выглядит неубедительно. Впрочем, что тут вообще выглядит убедительно? С персонажами полный провал.

Художественная палитра
Элис Олкотт, бабушка 80 лет, которая пребывает в старческой дрёме, просаживая часы в кресле у камина, созерцая свой яблоневый сад и предаваясь воспоминаниями. В следующей главе бабушка 80 лет, которая буквально дышит на ладан, внезапно начинает прыгать по яблоням, активно их собирая и руководя семейством. Я остановился, перечитал — может это другой персонаж? Две Элис? Ну не могла бабушка 80 лет, которой два дня до смерти, так резво прыгать по яблоням, а до этого их ещё и опрыскивать. Нет, это та самая бабушка. 80 лет, дерево, яблоки (у меня руки отнимаются после такой работы достаточно быстро — а тут бабушка), на ногах, стремянка — вот такая бодрая бабушка.
Но я даже готов простить бабушку, явный косяк редактора, — пока не появляется «грузный полицейский». Я не запомнил его имя — признаюсь, тяжело запоминаю эти австралийские имена (ещё со времён Поющих в терновнике ) — но его запомнил навсегда. Знаете как? Он «грузно стоял», «грузно сел», «грузно встал», «грузно дышал», и создавал впечатление «грузности». Да, слово «грузный» применительно к «грузному полицейскому» применялось раз 60. Или 600. Не считал, если честно. Узнать его можно было всегда — прилагательное «грузный» соседствовало с ним постоянно.
Возможно, автор слышала о таком приёме, что один персонаж должен иронизировать, другой — шутить, у третьего будет заведомо сниженная лексика, и она попыталась что-то подобное сделать. Но хватило её только на «грузного» сержанта — стилистически, это всё выжженная пустыня. Вялые апелляция к внешности, вроде «очков» — потолок автора. А когда у тебя 15 действующих персонажей, да в сочетании с неумением справиться и с тремя, и что-то надо сотворить — это вам не жук лапкой потрогал.

Вишневый сад
Автор, судя по всему, классический английский филолог, со всем обязательным для английской филологии корпусом текстов за плечами. Судя по стилистике автора — и наш Чехов от неё не так уж далёк. Поэтому сама по себе идея «Вишнёвого сада» как ложного стержня конфликта прямо оттуда: всё крутится вокруг вишнёвого сада, но это только ложный предлог — на самом деле конфликты куда глубже, вроде ушедшей молодости, слома эпох и пр. — а сад это просто удачный способ всё объективировать. Не случайно в пьесе Чехова вишнёвого сада то, как такового, и нет — это чистый предлог. Явно заинтересованная этой идеей автор попыталась сделать что-то похожее — яблоневый сад как объективизация конфликта персонажей. «Семейный сбор» вокруг «сбора урожая» вскрывает целую серию гнойников, царящих внутри семьи — но сад здесь не при чём. Да, это могло быть неплохой задумкой, хвати у автора мастерства справиться с этой фактурой. Увы, ни в описательной части, ни в психологической части автор не сдвигается вообще никуда. Халтура.

Награды
Откуда столько наград? Откуда все эти «Ордена за вклад в австралийскую литературу»? Как по мне — ответ чрезвычайно прост. Австралийская литература не такая богатая, как, например, европейская — поэтому любой более-менее видный писатель, пишущий об Австралии и на австралийском же материале обречён на успех. А тут ещё и детский писатель, и детективщик, с успешными экранизациями, да с явными филологическими аллюзиями — почему нет? Иных причин не вижу.

Резюме
Это чрезвычайно слабый детектив. Я не удержался, и после первой волны недоумения, залез в рецензии почитать — чем же эта книжка так схватила за душу читателей? Признаться, начитал я много странного — что это «герметичный детектив», например. Алё, какой герметичный? 15 человек, и убить могли и персонажи, которых просто не было в сюжете. Какой «герметичный»? Герметичность определяется тем, что и круг подозреваемых, и следователь находятся в таком пространстве, из которого никто не мог выйти, и никто туда же не мог попасть. Здесь совсем иная ситуация. Может люди просто отвыкли от нормальных детективов, и эту неумелую поделку восприняли за чистую монету? Бывает, что моё мнение с аудиторией ЛЛ расходится — но чтоб вот так кардинально, с такими то хвалебными отзывами — это в первый раз. Странно это всё.

Ветка комментариев


Ну если вы любите детективы, которые оборачиваются пародиями на детективы - то да. Убийство смертью 1976 года и Улика 1985 - это мои любимые фильмы из этого жанра. Рекомендую их всем и всегда.


В фильмах мне это вполне по вкусу, особенно если пародия сделана толково.
"Улику" видела, мне нравится. А под "Убийством смертью" вы, наверное, "Ужин с убийством" имеете в виду? Только его нашла. Там прекрасный актёрский состав. Хочу посмотреть, спасибо!


"Ужин с убийством" очень примерный перевод. Но да, там гениальный Питер Фальк, и даже сам Трумен Капоте засветился (первая его роль).


Вот! Их я в первую очередь в описании увидела, а ещё Мэгги Смит.
На Питера Фалька будет интересно посмотреть вне его незабвенного Коломбо. Думаю, тут он тоже хорош будет, всё-таки комедийный актёр.


Он очень хороший актёр. В Больших гонках чудесно сыграл. И Мэгги Смит там в тему.

Да, я помню этот фильм, Фальк там совсем молоденький.
В общем, предвкушаю интересный просмотр :)


Только там надо хорошо знать нуарные детективы, популярные в США в 70х. Моих знаний там хватило, примерно, на половину отсылок.

Подозреваю, моих знаний даже на половину не хватит :) Но по крайней мере, те герои популярных детективов, на которых в фильме сделаны пародии, мне знакомы, кроме разве что героя Хэммета.


Тогда точно справитесь. :-) Мне правда очень понравилась пародия Питера Фалька - он в себе объединил почти всех героев "Нуара". А вот по Пуаро прошлись прямо очень зло.


Вот вы заинтриговали :)
Про Пуаро сразу вспомнилась пародия Лео Брюса "Дело для трёх детективов". Не читали? Там, может быть, не так зло, но очень выпукло всё получилось.


Нет, не читал. Ну когда посмотрите то напишите здесь - сильно зло или не очень. Как по мне, достаточно сильно и прям с каким-то негативом. Впрочем, мисс Марпл тоже досталось.


Советовать не буду, но пародия неплохая, с забавным финалом.
Насчёт фильма договорились - отпишусь. Надеюсь, переживу негатив в адрес любимых героев :)


Уверен что переживете. Судя по вашему нику - вы должны быть крепким орешком. :-)


Ник сто лет как устарел, но защитные рефлексы, наверное, сохранились :) Да и на Питера Фалька большие надежды - на него же вообще невозможно сердиться :)


Не, Фальк там прям очень в тему. Он сам как герой наурного детектива.


Добрый день. Вернулась с впечатлениям от фильма. Если одним словом, то - понравилось. Если двумя, то - очень понравилось. Даже не ожидала, что всё в нём так здорово сойдётся: актёры, декорации, свет, музыка, а главное - диалоги! Половину фильма можно на цитаты разобрать :) Сюжетом, конечно, не удивили (тема игры Клуэдо много лет популярна), а вот пародии на великую пятёрку вышли необычные, в том смысле, что выделены не самые яркие черты прототипов. Но узнаваемо :)


Ну я рад что кино вам понравилось. :-) Очень люблю откапывать такие жемчужины из старого кино - к сожалению, получается далеко не всегда.
Кстати фильм же был мега-популярен - собрал более 30 млн. долларов. По меркам 70-х просто космическая сумма.


Не удивлена такой популярности. Фильм сделан очень качественно: отличный сценарий, гармоничный визуальный ряд (истинное наслаждение!), а приглашённые звёзды буквально сверкают. Ну и сами пародии сделаны забавно. Утрированы не только характерные черты знаменитых сыщиков, но там и со внешностью поигрались (парик у Пуаро, малый рост и субтильность у Сэма Спейда).
Пожалуй, "Улика" немного проигрывает этому фильму :) Хотя она немного в другом русле сделана.


Мне улика нравится чуть больше - хотя бы просто потому, что в Улике собрали актёрский состав из настоящих звёзд - и они, что удивительно, совершенно органично смотрятся, и не пытаются тянуть одеяло на себя. Понятно что Кристофер Ллойд мог бы сделать себя звездой этого представления - но он играет именно командно. Это класс.


Уже давно смотрела этот фильм, не всё помню, но по остаточному ощущению "Улика" гораздо динамичнее, там больше действия, а вот диалоги не такие искромётные. И в ней вроде не предполагалось пародий на конкретных литературных персонажей.
В будни пересмотрю, побалую себя :)
А вы случайно не знаете ещё фильмы такого плана? (Это о качестве.)


Не, диалоги в Улике отменные.
"Покайтесь, Апокалипсис близко" "Ваши сведения устарели - он уже здесь!"
"Ваш первый муж исчез" "Он был иллюзионистом - это была его работа" "Но он исчез навсегда" "Ой, он был плохим иллюзионистом".
К сожалению, знаю очень мало. Такие фильмы пытаюсь искать как бриллианты, но находятся они, увы, не всегда.


Ну вот, значит, основательно всё забыла. Надо смотреть заново.
Да, с этим трудно, не особенно популярный жанр. И уж скорее жемчужина найдётся в старых фильмах, чем в новых.


Пытался смотреть свежие экранизации классических детективов - ужас. Что Восточный экспресс Браны, что Скрюченный домишко. Ужасно.


О, ну Брана жуть полная! Даже не собираюсь смотреть его следующие "шедевры" (он же теперь не остановится). А вот "Скрюченный домишко" у меня только на очереди, хочу глянуть. Некоторые знакомые очень его хвалят.
Из новинок мне более-менее понравился мини-сериал "Десять негритят" от ВВС. В классическом стиле, без всяких излишеств.


Ну вот никак мне Скрюченный домишко. Выхолощенный сериал, да ещё плюс ощутимо перетянутый. Пытались сделать в "английском" стиле, а получилось вообще ни о чём. Впрочем, тут дело вкуса.
"Десять негритят" не смотрел, но посмотрю. Советским мне не очень нравится - может здесь сделали лучше.


Заинтриговали :) Хорошо, что он у меня на очереди, недолго ждать.
А мне наш фильм нравится. Может, конечно, потому что он был первым, даже раньше книги, вот и произвёл сильное впечатление. Но мне до сих пор нравится его пересматривать. В новом же фильме англичане скрупулёзно воспроизвели линию воспоминаний. Всё, что у нас было пунктиром, тут снято полновесными сценами. И вроде неплохо получилось.


Ну посмотрим-поглядим.