Больше рецензий

KatrinBelous

Эксперт

Магистр Книжной Магии

18 мая 2020 г. 21:01

2K

4 "Бывает, хочешь как лучше, а получается только хуже, а бывает, и зло оборачивается добром - тут никогда не угадаешь." (с)

Время действия: март-сентябрь 1841г. / сентябрь 1863г.
Место действия: Англия / Лондон
Впечатления: Начиная читать "Смерть в стекле", я абсолютно ничего не знала об этом романе, ну только что это детектив. Конечно, я изучила аннотацию, но она такая невразумительная и пространная, что я из нее вообще ничего не поняла. Пролог на сюжет романа света тоже не пролил, скорее, еще больше запутал присутствием в нем некого странного мифического существа. Но оно и к лучшему, иногда я люблю читать подобные странные книжки непонятно о чем=)

В первой же главе автор знакомит читателя с главной героиней - миссис Брайди Дивайн. Она вдова лет 30, вся такая эксцентричная и чересчур самодостаточная для 19 века, и зарабатывает после смерти мужа и отца на жизнь, помогая Скотланд-Ярду. Ее талант - "читать тела" и точно устанавливать причину смерти. Собственно, так она одним днём оказывается на кладбище при часовне, там как раз случайно нашли труп столетней давности, замурованный в крипте, и обнаруживает у себя еще один "талант" - видеть призраков, хоть она в них абсолютно не верит. Или одного определённого призрака, который утверждает, что ее знает и так как ему скучно в своей могиле и раз уж она единственная его видит, то он и последует за ней.

Основная же сюжетная линия романа - миссис Дивайн предстоит расследовать таинственное исчезновение шестилетней дочери баронета, мать которой утонула в пруду, а няня утопилась в лохани, что как бы намекает на причину, почему баронет скрывал от общества само наличие этого ребёнка с необычными и пугающими способностями. Расследование же Брайди Дивайн усложняется тем, что она начинает сомневаться, а отец ли этой девочки вообще баронет и всплывающими кошмарами из прошлого, которые она считала навсегда похороненными.

Что мне сразу бросилось в глаза и понравилось - колоритные описания автором Лондона. Декорации викторианских английских улочек воссозданы мастерски! Люблю, когда в тексте можно встретить любопытные факты о разных улицах, строениях, домах, о популярных тогда газетах, о профессиях, ныне исчезнувших, и всяких бытовых для 19 века мелочах. Умелое оперирование такими фактами всегда располагает меня к автору и приносит дополнительное удовольствие от чтения.

Кстати, основное действие "Смерти в стекле" перемежается вставками из прошлого Брайди. И мне эти вставки понравились даже больше самого расследования. Хотя бы потому что мне очень интересно читать про медицину 19 века. А Брайди имела возможность как наблюдать за "труповыкапывателями", так и ассистировать врачу и посещать анатомический театр. Вообще я удивлена, почему "Смерть в стекле" не выпустили в одной серии с книгой «Путь смертных» , как по мне атмосферой, жанром и медицинской темой они очень схожи.

Еще, что мне понравилось в этом романе - обилие ярких и запоминающихся образов. К примеру, тут есть цирковой импресарио, возомнивший себя Генрихом VIII и даже подбирающий себе похожих "королевских" жен; содержательница гостиницы, строящая из себя благовоспитанную даму, но с попугаем, который выдает все ее довольно непристойные секреты гостям))); инспектор полиции, каждый день меняющий розу в петлице и у которого стены кабинета "украшены" ликами мертвых преступников; сын доктора прекрасный лицом, но использующий свое обаяние и знания, чтобы калечить, а не лечить; боксер-призрак в цилиндре и в татуировках, живущих своей собственной жизнью; прекрасная девочка-русалка, оборотная сторона которой маленький монстр с острыми зубками. Ну а моим любимым второстепенным персонажем стал доктор Румольд Прадо с мельницы - сын аптекаря, бывший моряк, а ныне увлечённый медик, экспериментатор и учёный, изготавливающий табачные смеси с различными эффектами. В общем, "портретная галерея" этой книги обширная и крайне чудаковатая)

Не обошлось в романе и без того, что мне не понравилось:
- странный стиль повествования, то ли от автора, то ли от первого лица;
- не совсем понятно в каком жанре хотела написать эту книгу автор и почему ее подают как детектив (кого похитили и в чем тайна девочки читателю понятно уже из пролога, кто похитил тоже сразу известно);
- иногда перебор с прописыванием исторических декораций того времени, автор просто не может себе отказать и не вставить в роман всякие мерзкие подробности, например, работы труповыкапывателей (людей, которые незаконно похищали свежие трупы из могил, чтобы продать врачам для вскрытия или в анатомические театры, причём некоторые "воскрешатели" тянули не только трупы из могил, но и вообще повсюду, а иногда помогали ими стать зазевавшимся прохожим);
- исключительно непривлекательные персонажи, будто женщины (полноватые, коротковатые, мужиковатые), будто мужчины (лысоватые, неприятные, не умеющие себя вести), кроме, главной героини, конечно, с ее ярко-рыжими локонами и ее напарника-призрака с подтянутым обнажёнными торсом;
- сюжетные нелогичности, например, автор почему-то бросила, начатое главной героиней в 1-ой главе расследование с трупом в нише крипты (тогда как Брайди должна была в тот же день еще раз его обследовать и предоставить отчёт в Скотланд-Ярд) и вспомнила о нем только к середине романа, когда уже стало поздно; или же служанка-телохранитель Брайди спокойно ушла гулять в тот же день, когда ее хозяйке подкинули отрезанную голову; или понимая всю серьёзность расследования Брайди упорно не хочет просить помощи у своего друга инспектора из-за чего упустила убийцу; или непонятно как няней для ребёнка могли нанять женщину, у которой выбито пару зубов, имеется шрам на лице и на ухе, да и еще изуродован палец руки и т.д и т.п.

Итого: Крайне странный роман, но не лишённый увлекательности сюжета, и благодаря этой своей странности, особой привлекательности. К тому же написан хорошо и живо. Тут и реалистичные декорации Лондона 19 века, и условно детективная линия, и коллекционеры всяких уродцев, и исследователи русалок, и постоянно происходящие убийства, и доля необъяснимых явлений, следующих за странной похищенной девочкой, которая, возможно, и не совсем человек. К тому же было довольно любопытно следить за женщиной-детективом, у которой в напарниках призрак самого известного лондонского боксёра, поднявшийся из могилы Хайгетского кладбища, чтобы следовать за миссис Дивайн, в которую он похоже когда-то был влюблен) Без недостатков не обошлось, но удовольствие от чтения их затмило. В общем, это было странно, необычно и... мне понравилось) К тому же в конце автор отлично завернула интригу на следующий том приключений миссис Брайди Дивайн. И вроде финал завершенный, но мне уже очень хочется прочитать продолжение!

"Большой город не спит, по-настоящему он никогда не засыпает. На каждого спящего в постели лондонца приходится десять неспящих, замышляющих недоброе. Они вершат свои темные дела, разгуливают, развлекаются! Под взором луны. Луна все видит. Сегодня ночью она будет нашим экскурсоводом..."

картинка KatrinBelous

Ветка комментариев


У меня она в планах есть, буду ждать рецензию)
У меня тоже в последнее время одни детективы) Время года, наверное, такое... детективное)))
Вот из примечаний:

В XVIII–XIX вв. в английских особняках обитая зеленым сукном (чтобы в комнаты хозяев не проникал шум с кухни и прочих служебных помещений – судомойни, прачечной и т. д.) дверь отделяла господскую половину дома от той, где обитала прислуга.

Обеспечу подробностями) Для себя же решила точно продолжить цикл.
Как всё-таки много мелочей характерных...те же газеты, которые проглаживали утюгом к завтраку.