Больше рецензий

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 апреля 2020 г. 13:40

1K

0 Советский Дэн Браун. Только наоборот

Эта книга вышла почти одновременно с «Маятником Фуко» Эко и посвящена тому же, критике мистической картины мира. Сюжет совпадает чуть ли не текстуально: и тут, и там в центре тайные общества и их самая тайная тайна, а повествование развертывается ровно в той же плоскости — от катаров и тамплиеров к современным оккультным сектам.

На этом совпадения заканчиваются. И я сейчас не о том, что Эко завернул свои идеи в детективную фабулу и навертел в романе много сверх того, а книга Парнова чисто документальная. Если на то пошло, на беллетристическом поле Парнов опередил Эко: его «Ларец Марии Медичи», тоже построенный вокруг «сокровища альбигойцев», был написан намного раньше. И дело не в том, что Парнов поверхностен — это естественно, куда ему тягаться с медиевистом, который к моменту написания романа успел забыть о своих героях куда больше, чем Парнов в принципе мог узнать о них. И не в том, что Парнов тенденциозен — в конце концов, это его книга, расставляет акценты как хочет (хотя вступление было настолько советско-«антибуржуазным», что я испугалась. Ничего, дальше пошло легче. Не скажу, что интереснее, но только потому, что я довольно много читаю на эту тему, и беллетристики, и нонфикшн, и все сюжетные линии давно знакомы).

Основное отличие Парнова от Эко состоит в том, что он, увы, графоман. Увлеченный, старательный — но графоман. Так что справедливы будут ассоциации не с Эко, а с Юлианом Семеновым, хотя последний работал в другом жанре и, конечно, был на сто порядков успешнее. Роднит Парнова и Семенова, помимо работы зарубежными спецкорами советских газет и словесного недержания, всеядный энциклопедизм, когда человек жадно глотает все подряд, и, толком не переварив — прежде всего из-за отсутствия понятийного аппарата и формальной школы, — вываливает на еще менее подготовленную публику страшные тайны и неожиданные открытия. Которые страшны и неожиданны только для него самого. Типичный дэнбраунизм — разница лишь в том, у Брауна это чистая коммерция и малограмотные спекуляции, а Парнов остается в научной парадигме (ну а где ему еще было оставаться в 1985 году и при государственном издательстве), бичуя церковников, буржуазию и оккультистов. Вполне справедливо бичуя, да больно исполнение посредственное, а обещанный в аннотации «живой, художественный язык» — натуральное введение потребителя в заблуждение: здесь представлены все пороки эталонно графоманского стиля, идеальный материал для писательских семинаров.

Повторюсь: «Маятник Фуко» — о том же. Только глубже и умнее.

Комментарии


Ага, чувствуется свежее прочтение :)
Я то писал свою рецензию по памяти 1986 года ))
Вот и про Повеля я вспомнил, и про Холла с Уилсоном, а про "Маятник Фуко" - нет. Потому что не читал. Учтем, спасибо.


Так ваша рецензия и сподвигла :) Его трилогию о сыщике Люсине я (относительно) недавно прочитала, а что он развернул тему в нон-фикшн, даже не догадывалась. Оказалось, что я не совсем целевая аудитория, но все равно спасибо!

"Маятник" - моя любовь и книга, которая, не побоюсь пафоса, сформировала мировоззрение, в том числе и потому что была в первый раз прочитана в подходяще-нежном возрасте. Но рекомендую с опаской, многие ее находят слишком заумной.


Не беспокойтесь, я знаю, "что такое" Эко :)))


вываливает на еще менее подготовленную публику страшные тайны и неожиданные открытия. Которые страшны и неожиданны только для него самого.

Золотые слова ) Только я всегда опасаюсь, что сам могу оказаться в такой же ситуации.

А вот "Маятник Фуко" я прочитал недавно и получил несказанное удовольствие.


А вот "Маятник Фуко" я прочитал недавно

И меня очень порадовал поставленный вами высший балл! Я прямо расстраиваюсь, когда он кому-то не нравится.

Что интересно, в рецензии вы отметили те моменты, которые для меня при каждом перечитывании проходят как бы фоном: война, шестидесятые - тоже понятно, почему так ))


А разве у Эко есть фон? )


Подловили ) Скажем так, линию Бельбо я начала воспринимать (и встроила ее в сюжет) только с возрастом.


Слушайте, а можете посоветовать другие его книги? "Пражское кладбище" или еще что-нибудь?


Кладбище — ни в коем случае. Оно, как ни прискорбно, сляпано как раз из объедков Маятника. В свое время еле дочитала. Хуже только Нулевой номер.

На втором месте в моем личном рейтинге Баудолино, на третьем — Имя розы Это если о романах. Из публицистики — Шесть прогулок.


Спасибо


Графоман? Жалко, однако. Он неплохо начинал в древние-древние времена в фантастике. В ранней юности читал те его вещи с интересом.


Тут дело такое. В ранней юности мы все те еще стилисты, больше на содержание клюем. Я его фантастику не читала, но могу поверить, что сочиняет хорошо. А может, начинал хорошо, но потом понесло. У него в полный рост основной порок графомана - пишет "красиво" и прямо-таки упивается своими текстами.


Он на пару с Емцевым тогда писал. Известная когда-то была пара в фантастике, хотя написали не так и много и не гнались за толщиной книжек - страничек на 100 максимум. Вот не знаю - кто у них в паре отвечал за литературу, а кто за оригинальность идеи. Но, оба пришли из науки (химики) и вначале занимались ее популяризацией. Емцев позже из литературы ушел, если не путаю, а Парнов остался и стал налегать на карьеру.


Нужно будет посмотреть, спасибо. В юности фантастикой очень увлекалась, но эти имена как-то мимо прошли.


Они выделялись оригинальными идеями, хотя по тексту имелись претензии. Но оригинально и названия необычные, особенно для того времени - "Море Дирака", "Клочья тьмы на острие иглы времени" ... Прямо, как непонятная и влекущая музыка. Названия в основном и помню, а содержание уже порядком подзабыл. Вчера полистал чуток - "Душа мира" показалась на удивление перекликающейся с современностью. Впрочем, как и почти любая постапокалиптика ).


Прочитала "Море Дирака". Да, крепкая советская фантастика. К сожалению, проверку временем не выдержала - слишком советская, причем не в негативном смысле, просто очень глубоко укорена в той эпохе. И мне кажется, что я прямо вижу, где Парнов, а где - Емцев. Во всяком случае, рука Парнова в многоумных рассуждениях и стилистических излишествах очевидна :)