Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 января 2020 г. 00:56

984

5 Россия навсегда, моя любовь и судьба

Корабль без капитана: годы безвременья

Конечно, всё в вышеприведенной фразе – метафора и символы. Поэтому необходимы пояснения, разумеется.

Корабль – да, разумеется, это Россия в данном конкретном случае. Шире – любая сложная система.

Капитан – в данном случае даже не руководитель, а внутренняя логика и смысл сложной системы.

Коммунизм кончился. Ну, как бы кончился и как бы коммунизм. Дата известна: 1991 год. Политически, экономически и, наверное, духовно, но это последнее отмирание произошло, конечно не сразу. Вот здесь-то и подходим к отсутствию того самого капитана: внутреннего смысла и логики системы. Теперь уже новой – ну, хорошо, системы переходного периода. Как там у Пелевина? «Первая стадия накопления капитала стала в России и последней».

Как, по каким правилам осмыслять происходящее? Какая парадигма должна лечь в основу осмысления, переосмысления не то что настоящего, а хотя бы прошлого? Ещё месяц назад, до августа 1991-го, всё было понятно: единственное верное учение даст любой, единственно правильный ответ на любой самый коварный вопрос. Но единственно правильное учение закончилось, проиграв битву за умы другим, неправильным учениям.
И что делать???

Я помню то время, когда был уже вполне рассуждающим, много читавшим нестарым человеком. Я помню эти метания-поиски, нет, даже не собственно истины – метода. Как разобраться с прошедшим и происходящим? Как осмыслить такое наследство, как коммунизм? Как понять мир вокруг, который оказался не совсем таким, каким рисовался в известных «учебниках для ВУЗов»?

Где правда, где ложь? Где белое, где черное? Куда идти и на что ориентироваться? Что с душой, в конце концов – остается она или вместе с советской духовностью, как прежде сделали коммунисты, в свое время, вместе с таким наследием прошлого, как советская культура, тоже вышвырнуть на свалку истории, скинуть с корабля, идущего твердым курсом к светлому будущему?

И оказалось, что не бывает ситуации безвыходной, как в личной жизни, так и жизни общественной, не бывает. Всегда, с неизбежностью находятся люди, имеющие собственный взгляд и на настоящее, и на прошлое, и на будущее.

Оказалось, что они ко всему прочему ещё обременены совестью и интеллектуальной честностью. И, о ужас! – они ещё имеют гражданскую позицию и патриотическое мировоззрение. И – о ужас! – они совсем не бояться традиционного русского отождествления патриота с националистом. По причине внутренней целостности и потрясающего морального масштаба воззрений.

Таким был, ныне ушедший от нас в 2003 году русский, российский ученый Александр Сергеевич Панарин. Каждая его книга была для меня откровением, но бравшая сразу и навсегда своей научной глубиной, человеческой страстностью и духовной бескомпромиссностью.

Он, конечно же, не претендовал на капитанский мостик в политическом смысле. Он не претендовал на капитанский мостик интеллектуальной исключительности, потому что в своих работах он говорит как раз о смехотворных претензиях единственно верного учения, которое, как известно, было в свое время бескомпромиссным до лагерной пыли.

Не являясь ученым, не берусь за разбор книжки с точки зрения политологии, философии или социологии. Просто мне очень хотелось разобраться в происходящем и прошлом. Хотя бы потому, что к концу 90-х почти все чувствовали: происходит что-то совсем не такое, о чем декларировалось в самом начале, совсем не такое. Из интуитивно, да и содержательно понятного в своей необходимости этапа первоначального накопления, из него почему-то перестало исходить продолжение, развитие системы в давно ожидаемому новому дивному миру, где всем хватает колбасы, квартир и рубашек. Которыми уже общество не призывает делиться (отдам последнюю рубаху – такой вот слоган был в Союзе).

Хочу остановиться на своей любимой теме, тем более в формате темы «Преемник-24», теме мозга нации, её, нации, белой кости – ну, конечно, на теме интеллигенции. Потому как именно она как пишет книжки, так и их же и читает.
Пройдемся по некоторым интеллигентским концептам?

Ну, одна из любимых моих тем – постмодернизм и его пророки. Интеллектуалы, разумеется.

Понятно, что постмодерн – это офигительно модно, а потому российская интеллигенция, не желавшая признавать национальный по содержанию собственный генезис, происхождение (кому хочется ассоциировать себя с нацией-неудачницей???), тут же окунулась в прорубь нового для себя учения. И поняла его, разумеется, в меру собственной то ли испорченности, то ли запущенности.

Александр Сергеевич разбирает такое течение постмодерна, как структурализм и постструктурализм. Почему именно это течение? Ответ не сложен, на самом деле: «новые интеллектуальные», по аналогии с западноевропейскими «новыми левыми», восприняли интеллектуальный бэкграунд победившей в «мирном» соревновании систем – либерализм – с позиций постструктурализма. Что это означает? Восприятие мира как текста (русская традиция безоглядно воспринимать всё, идущее ОТТУДА, не как гипотезу, а такой подход и является западным научным подходом: всё подвергать проверке, все подвергать сомнению; не как гипотезу, но как догму. Новые сектанты заемного текста.

Постструктурализм утверждает автономность, независимость знаковой (семиотической) системы от реально обозначаемого. Цитата: «применительно к политики это означает, что такие референты….как объективные интересы, объективные законы и тенденции, политическая воля и социальный заказ электората, - отодвигаются в сторону». А что же приходит им на смену? Реальность виртуальная, текст, мир как текст, который пишет… правильно – интеллектуальная элита! Во в чьих интересах пишется этот текст? Ещё проще: кто содержит интеллектуалов, пишущих, творящих и обосновывающих виртуальную реальность как единственно правильную (ничего не напоминает?) реальность?

Почему единственно правильную? Да хотя бы по причине творимой природы этой «реальности». Как напишем – так и будет. Наиболее ярко это проявляется в России, например, в комплексе технологий, касающихся выборных дел (почему эта группа технологий наиболее развита у нас? Посмотрите, какие деньги крутятся в этой сфере!) И, соответственно, из народа, нации, этот субъект прежней, классической политической теории, превращается в «электорат», который из субъекта политической жизни трансформируется в объект манипуляций, ну хорошо – работы – тех самых выборных технологий.

И что здесь такого, когда весь мир так живет? Во-первых, может, хватит изжеванного аргумента – «весь мир»? Мне очень хотелось бы услышать от какого-нибудь простого американского чела откуда-нибудь, с какого-то там Колорадо, такой же аргумент, «оправдывающий» некие действия: ну, весь мир так живет! А во-вторых, подобные подходы характеризуют местную элиту в аспекте её этических воззрений на собственный нарокак элиту, тяготящуюся собственной национальной принадлежностью. Если бы было иначе, то российской интеллектуальной элите не было бы никакой нужды постоянно кивать в известную сторону, произнося: «Весь цивилизованный мир так живет! А вы тут всё свой велосипед изобретаете! Может, хорош уже???»

Может, и в самом деле – хорош? Может и так. И пусть бы с ним – постмодерном! Что он Гекубе, что ему Гекуба? Проблем из: постмодерн – интеллектуальное течение, выросшее в обществе, ну, как бы постмодерновом. Ну, хотя бы по критерию качества, а не количества общественных благ. Иными словами: постмодерн – это пока не про нас, даже если считать его пусть и не единственным, но одним из правильных течений мысли.

Резюмируем: денационализация российских элит, референтом для которых служат «новые кочевники» - супербогатые глобальные группы, для которых «нет у них родины, нет им изгнания» - это по сути, в российских условиях, является актом национального предательства. Потому что общество находится в состоянии незавершенного фазового перехода, а такие периоды являются наиболее опасными с точки зрения сохранения суверенитета страны. Кстати, как отмечают эксперты одного из центров, ВВП пока не удается национализировать российские элиты. Что выражается в голосовании ногами. И головами. И направлении движения. И определении любимого, самого русского из всех городов – Лондон-града.

В книге куча интересного, совершенно новых взглядов на русский коммунизм, на причины его падения и на то, «что же будет с Родиной и с нами».

Настоятельно рекомендую, настоятельно!

Ветка комментариев


А у меня такая вот мыслишка пробилась: не думаю, что нынешняя вакханалия "живи сегодня=потребляй сегодня" первая на этой планете. Скорее всего, разница лишь в масштабе потреблятства.
Ещё думаю, что скорее всего, есть два варианта для человечества: падение под ударами квартальных отчетов перед акционерами. Падение, конечно,растянутое во времени. Но потрясающая экономическая мощь хозяев планетарной экономики прогнет под себя всех. была надежда, что Советский Союз реализует альтернативу пожирающего самого себя капитализма, при всех тараканах и неразрешимых, возможно, противоречий социализма, но нет: русским оказалась не под силу заявленная ими же самими великая идея человеческой справедливости и шансов для всех. Но всё глубже и сложнее, здесь не место, да и не время, наверное, говорить об этом. И уж что точно - русским и тем, кто ещё вместе с ними, да, едва ли верит нам, но так - по инерции исторической, от безысходности - деваться некуда, всё ещё рядом; и уж точно нам не устоять перед мощью квартальных отчетов, не устоять. Нет хребта, нет веры в себя, а на месте этих благородных и образующих нацию начал есть, повторюсь, бесхребетность сиюминутных даже не решений, а так - на "отъ....сь".
Капитализм есть Уроборос.
Второй вариант - восстать над своей биологической=животной природой и перестать нажимамть на ту педальку из известного эксперимента, когда обезьяна, поощряемая бананом, всё нажимала и нажимала её, получая известное удовлетворение, до полного разрушения, изнеможения.
Но я хотел бы увидеть интересантов из "элит", желающих "подняться над суетой", как пела в известной песне известная советско-российская певица.