Больше рецензий

22 декабря 2019 г. 12:00

3K

5 Заколдованный круг

Свой последний рассказ «Невеста» Чехов писал параллельно с финальной пьесой «Вишнёвый сад», почти все персонажи которой (кроме Лопахина) застыли в каком-то невротическом постоянстве и закостенелой неизменности. И в этих двух произведениях (прозаическом и драматическом) можно даже увидеть пару перекликающихся героев-мечтателей: Петя Трофимов («Вишнёвый сад») и Саша («Невеста»). Петя – вечный студент, а Саша – бывший вечный студент, который учился («с грехом пополам») в Училище живописи 15 лет.

В заколдованном круге, из которого очень сложно вырваться, неожиданно обнаруживают себя многие чеховские герои. Но зачастую это происходит неосознанно или в достаточно зрелом возрасте, когда изменить что-либо уже не представляется возможным. Героиня же рассказа Надя Шумина ощутила своё пребывание в порочном круге в 23 года, будучи невестой. О замужестве девушка страстно мечтала в течение 7 лет, «а между тем радости не было, ночи спала она плохо, веселье пропало…». «И почему-то казалось, что так теперь будет всю жизнь, без перемены, без конца!». У Нади вдруг открылись глаза, и она увидела всё в новом свете. Невеста поняла, что глуповатого жениха своего она совсем не любит. Надя стала видеть «во всём одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость… И каждую минуту она готова была убежать, зарыдать, броситься в окно». Оказались разрушенными иллюзорные представления героини о других людях. А это открывшееся восприятие окружающего мира и себя в нём не позволило ей оставаться прежней, толкая к новой, широкой и просторной жизни, полной тайн. И Надя со свойственной юности безжалостностью покинула родной дом, уехав учиться. Осуждать её за это очень сложно, на мой взгляд. Ведь любой человек должен помнить о своём долге не только перед другими, но и перед самим собой. И если бы Надя не уехала, то потом она всю жизнь жалела бы об упущенных возможностях. А так она сделала для себя всё, что было в её силах.

Советскими литературными критиками был притянут за уши уход Нади якобы в революцию. Но ни в одном из сохранившихся черновых вариантов «Невесты» слов о том, что героиня уходит в революцию, не было. Более того, Чехов, наоборот, последовательно устранял конкретность и усиливал недоговорённость и многозначность в обозначении будущего Нади.

Героине удалось разорвать заколдованный замкнутый круг, изменить предначертанный семейный сценарий и не повторить несчастную судьбу своей матери, когда-то признавшейся: «Дайте же мне свободу! Я ещё молода, я жить хочу, а вы из меня старуху сделали!». Ведь этой женщине тоже страстно хотелось жить, но «она не любила своего покойного мужа и теперь ничего не имела, жила в полной зависимости от своей свекрови». Жизнь дочери точно будет другой, но будет ли она счастливой? Ответа нет, финал оставлен открытым: Надя, «живая, весёлая, покинула город – как полагала, навсегда». Эти слова «как полагала» были добавлены автором в самый последний момент. И с их помощью Чеховым вновь соблюдено контрастное равновесие (как, например, и в предпоследнем рассказе «Архиерей») между оптимистичными и пессимистичными ожиданиями, радужными мечтами и возможной жёсткостью реальности.

картинка Ludmila888

Комментарии


Не знаю, думал ли Чехов именно о "контрастном равновесии", а вот правдивость и объективность, мне кажется, его заботили. Последняя фраза из таких. Это как у художника - найти недостающий штрих или нанести мазок...


Ну, здесь, наверное, важен сам смысл, а не название используемого метода для сбалансированности финала. Нечто подобное, кстати, было и в "Даме с собачкой". А восприятие мира и жизни в единстве противоположностей как раз и является самым правдивым и объективным.


Насчет "ухода в революцию", думаю, сам Чехов в это не верил, та же концовка, о которой мы только что поговорили, об этом свидетельствует. Но в целом, позыв Нади в какой-то степени "революционный", поэтому, наверное, всё зависит от того, кого она встретит на своем пути, если какого-нибудь "косматого поэта", о котором мечтала Леля из "Дачницы", то может сложиться и так, но это маловероятный вариант, хотя отвергать его категорически нельзя.


История, вдруг рассказанная В.В.Вересаевым через 25 лет после смерти Чехова, кажется мне смешной, очень сомнительной и неточной. Она выглядит так:

«Я помялся, но решил высказаться откровенно:
- Антон Павлович, не так девушки уходят в революцию. И такие девицы, как ваша Надя, в революцию не идут.
Глаза его взглянули с суровою настороженностью.
- Туда разные бывают пути».

Вот категорически не верю я в возможность такого диалога.


Извините меня, но какой уход в революцию?! Чехов умер за год до первой русской революции 1905 года.


Но ведь революционное движение уже было. А в чеховском "Рассказе неизвестного человека" (1893г) главный герой – бывший революционер, расставшийся со своим революционным прошлым.

В попытках "революционизации" Чехова советские литературоведы вообще иногда доходили до странных крайностей. Например, в противовес "буржуазной " критике первых десятилетий ХХ века, подчёркивающей сочувствие писателя своим героям, в СССР утверждали, что Чехов ненавидел и презирал собственных персонажей. В этот период активно осуществлялся сталинский план выявления и уничтожения "чеховских героев". А чеховскую чайку гримировали под горьковского буревестника. Необходимым стал и ретушированный портрет одного из самых русских классиков, а также подмена его биографии "житием ", соответствующим идеалу. Очень далеко в своих стараниях обслужить официальную установку на создание облика "бронзового" Чехова зашёл Бердников. Уже в 1980-е годы в качестве высшей похвалы Чехову он предлагал такую формулу его творческого пути: писатель поднялся в итоге своих исканий до "социального реализма ", хотя и не смог достигнуть высот реализма социалистического.

Отношение к Чехову в советские годы в целом можно, наверное, охарактеризовать определением В.Гроссмана: «Чехов у нас по недоразумению признан… А сути Чехова государство не понимает, потому и терпит его».


Для советской идеологии нужен был "свой Чехов". Слава богу, сейчас на нас государственная идеология не давит так, как тогда. Мы можем сами выбирать - какой был Антон Павлович и о чём он писал. А про не достижение Чеховым высот соцреализма очень смешно :)))))))).


Такая вот мысль возникла: возможно, самым важным, "ценным" является разное-преразное отношение к Чехову в разные эпохи нашей жизни. То, как его принимали в России дореволюционной - это одно, и слава Богу!; то, как в Советском Союзе - другое, и слва Богу!; то, как сейчас- третье -отлично! Главное, что это отношение есть, что он не забыт, что он интересен.
Мне кажется, такой неопределенный финал рассказа - последнее выражение обожаемого Антон Палыча к той светлой жизни, контуры и содержание которой он не видел. "Светлое" - такая, по-хорошему "хотелка".
Как это "по жизни": архиерей умирает, не "дождавшись" ничего нового, а невеста - наоборот!


Ну, невеста тоже пока ещё не дождалась, она в поиске. И есть небольшая вероятность, что она вернётся к старому. Хотя вряд ли уже.
Например, Томас Манн сравнивал финал «Невесты» с «тем самым бегством, на которое в последнюю минуту, в глубокой старости решился Лев Толстой».


Хорошо немец сказал. Хоть и немец, смотри-ка!!!


Скажите, а что за "бегство" у Толстого?

В конце жизни Лев Толстой, не имея чётких целей и плана путешествия, тайно покинул навсегда Ясную Поляну и свою семью в сопровождении лишь врача Д.П.Маковицкого. Но по дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника этой станции Лев Николаевич и скончался через несколько дней. Таким образом, пожить в уединении ему довелось лишь 10 дней. Это событие потрясло тогда весь мир.

Павел Басинский на основании документального материала написал очень хорошую книгу – "Лев Толстой: Бегство из рая". Советую прочесть её, если Вам интересна эта тема.


Со сколькими условностями мы "помолвлены"! И от какого их количества хотелось бы убежать!!
Лишь бы было куда бежать.

And there is nowhere to run
And there is nowhere to hide
When you've got nobody by your side.
(The Tunics - Turn Away)


Ну, есть, например, и такое направление побега – куда глаза глядят. И тогда можно направить свой взгляд на себя, единственного, неповторимого и настоящего, и побежать - к себе. Правда, и неприятных моментов эта встреча с собой доставит немало. Но ходят упорные слухи, что подобная игра стоит свеч. )


С той оговоркой, что в себя получится убежать только если душа у тебя достаточна широка, чтобы приютить себя. Если там недостаточно места, занятого чем-то или кем-то, нужным или барахлом, то, потоптавшись у порога, придётся уходить восвояси.


Но есть и другие варианты. Например, потоптавшись немного у порога, набраться смелости и переступить через него. И, следуя известной поговорке ("глаза боятся, а руки делают"), начать разгребать весь накопившийся хлам и выносить его в сад. Нет, не в вишнёвый, конечно, а какой-нибудь другой. А потом разжечь костёр и спалить всё это барахло, чтобы и следа от него не осталось. Освободившись же от тяжёлой ноши и расправив плечи, спокойно продолжать свой путь и не оглядываться, чтобы не превратиться в соляной столб. )


Вариант хороший. Сложный, но хороший.
(*уходит за спичками*)