Больше рецензий

22 декабря 2019 г. 12:00

3K

5 Заколдованный круг

Свой последний рассказ «Невеста» Чехов писал параллельно с финальной пьесой «Вишнёвый сад», почти все персонажи которой (кроме Лопахина) застыли в каком-то невротическом постоянстве и закостенелой неизменности. И в этих двух произведениях (прозаическом и драматическом) можно даже увидеть пару перекликающихся героев-мечтателей: Петя Трофимов («Вишнёвый сад») и Саша («Невеста»). Петя – вечный студент, а Саша – бывший вечный студент, который учился («с грехом пополам») в Училище живописи 15 лет.

В заколдованном круге, из которого очень сложно вырваться, неожиданно обнаруживают себя многие чеховские герои. Но зачастую это происходит неосознанно или в достаточно зрелом возрасте, когда изменить что-либо уже не представляется возможным. Героиня же рассказа Надя Шумина ощутила своё пребывание в порочном круге в 23 года, будучи невестой. О замужестве девушка страстно мечтала в течение 7 лет, «а между тем радости не было, ночи спала она плохо, веселье пропало…». «И почему-то казалось, что так теперь будет всю жизнь, без перемены, без конца!». У Нади вдруг открылись глаза, и она увидела всё в новом свете. Невеста поняла, что глуповатого жениха своего она совсем не любит. Надя стала видеть «во всём одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость… И каждую минуту она готова была убежать, зарыдать, броситься в окно». Оказались разрушенными иллюзорные представления героини о других людях. А это открывшееся восприятие окружающего мира и себя в нём не позволило ей оставаться прежней, толкая к новой, широкой и просторной жизни, полной тайн. И Надя со свойственной юности безжалостностью покинула родной дом, уехав учиться. Осуждать её за это очень сложно, на мой взгляд. Ведь любой человек должен помнить о своём долге не только перед другими, но и перед самим собой. И если бы Надя не уехала, то потом она всю жизнь жалела бы об упущенных возможностях. А так она сделала для себя всё, что было в её силах.

Советскими литературными критиками был притянут за уши уход Нади якобы в революцию. Но ни в одном из сохранившихся черновых вариантов «Невесты» слов о том, что героиня уходит в революцию, не было. Более того, Чехов, наоборот, последовательно устранял конкретность и усиливал недоговорённость и многозначность в обозначении будущего Нади.

Героине удалось разорвать заколдованный замкнутый круг, изменить предначертанный семейный сценарий и не повторить несчастную судьбу своей матери, когда-то признавшейся: «Дайте же мне свободу! Я ещё молода, я жить хочу, а вы из меня старуху сделали!». Ведь этой женщине тоже страстно хотелось жить, но «она не любила своего покойного мужа и теперь ничего не имела, жила в полной зависимости от своей свекрови». Жизнь дочери точно будет другой, но будет ли она счастливой? Ответа нет, финал оставлен открытым: Надя, «живая, весёлая, покинула город – как полагала, навсегда». Эти слова «как полагала» были добавлены автором в самый последний момент. И с их помощью Чеховым вновь соблюдено контрастное равновесие (как, например, и в предпоследнем рассказе «Архиерей») между оптимистичными и пессимистичными ожиданиями, радужными мечтами и возможной жёсткостью реальности.

картинка Ludmila888

Ветка комментариев


Со сколькими условностями мы "помолвлены"! И от какого их количества хотелось бы убежать!!
Лишь бы было куда бежать.

And there is nowhere to run
And there is nowhere to hide
When you've got nobody by your side.
(The Tunics - Turn Away)


Ну, есть, например, и такое направление побега – куда глаза глядят. И тогда можно направить свой взгляд на себя, единственного, неповторимого и настоящего, и побежать - к себе. Правда, и неприятных моментов эта встреча с собой доставит немало. Но ходят упорные слухи, что подобная игра стоит свеч. )


С той оговоркой, что в себя получится убежать только если душа у тебя достаточна широка, чтобы приютить себя. Если там недостаточно места, занятого чем-то или кем-то, нужным или барахлом, то, потоптавшись у порога, придётся уходить восвояси.


Но есть и другие варианты. Например, потоптавшись немного у порога, набраться смелости и переступить через него. И, следуя известной поговорке ("глаза боятся, а руки делают"), начать разгребать весь накопившийся хлам и выносить его в сад. Нет, не в вишнёвый, конечно, а какой-нибудь другой. А потом разжечь костёр и спалить всё это барахло, чтобы и следа от него не осталось. Освободившись же от тяжёлой ноши и расправив плечи, спокойно продолжать свой путь и не оглядываться, чтобы не превратиться в соляной столб. )


Вариант хороший. Сложный, но хороший.
(*уходит за спичками*)