Больше рецензий

22 декабря 2019 г. 12:00

3K

5 Заколдованный круг

Свой последний рассказ «Невеста» Чехов писал параллельно с финальной пьесой «Вишнёвый сад», почти все персонажи которой (кроме Лопахина) застыли в каком-то невротическом постоянстве и закостенелой неизменности. И в этих двух произведениях (прозаическом и драматическом) можно даже увидеть пару перекликающихся героев-мечтателей: Петя Трофимов («Вишнёвый сад») и Саша («Невеста»). Петя – вечный студент, а Саша – бывший вечный студент, который учился («с грехом пополам») в Училище живописи 15 лет.

В заколдованном круге, из которого очень сложно вырваться, неожиданно обнаруживают себя многие чеховские герои. Но зачастую это происходит неосознанно или в достаточно зрелом возрасте, когда изменить что-либо уже не представляется возможным. Героиня же рассказа Надя Шумина ощутила своё пребывание в порочном круге в 23 года, будучи невестой. О замужестве девушка страстно мечтала в течение 7 лет, «а между тем радости не было, ночи спала она плохо, веселье пропало…». «И почему-то казалось, что так теперь будет всю жизнь, без перемены, без конца!». У Нади вдруг открылись глаза, и она увидела всё в новом свете. Невеста поняла, что глуповатого жениха своего она совсем не любит. Надя стала видеть «во всём одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость… И каждую минуту она готова была убежать, зарыдать, броситься в окно». Оказались разрушенными иллюзорные представления героини о других людях. А это открывшееся восприятие окружающего мира и себя в нём не позволило ей оставаться прежней, толкая к новой, широкой и просторной жизни, полной тайн. И Надя со свойственной юности безжалостностью покинула родной дом, уехав учиться. Осуждать её за это очень сложно, на мой взгляд. Ведь любой человек должен помнить о своём долге не только перед другими, но и перед самим собой. И если бы Надя не уехала, то потом она всю жизнь жалела бы об упущенных возможностях. А так она сделала для себя всё, что было в её силах.

Советскими литературными критиками был притянут за уши уход Нади якобы в революцию. Но ни в одном из сохранившихся черновых вариантов «Невесты» слов о том, что героиня уходит в революцию, не было. Более того, Чехов, наоборот, последовательно устранял конкретность и усиливал недоговорённость и многозначность в обозначении будущего Нади.

Героине удалось разорвать заколдованный замкнутый круг, изменить предначертанный семейный сценарий и не повторить несчастную судьбу своей матери, когда-то признавшейся: «Дайте же мне свободу! Я ещё молода, я жить хочу, а вы из меня старуху сделали!». Ведь этой женщине тоже страстно хотелось жить, но «она не любила своего покойного мужа и теперь ничего не имела, жила в полной зависимости от своей свекрови». Жизнь дочери точно будет другой, но будет ли она счастливой? Ответа нет, финал оставлен открытым: Надя, «живая, весёлая, покинула город – как полагала, навсегда». Эти слова «как полагала» были добавлены автором в самый последний момент. И с их помощью Чеховым вновь соблюдено контрастное равновесие (как, например, и в предпоследнем рассказе «Архиерей») между оптимистичными и пессимистичными ожиданиями, радужными мечтами и возможной жёсткостью реальности.

картинка Ludmila888

Ветка комментариев


Извините меня, но какой уход в революцию?! Чехов умер за год до первой русской революции 1905 года.


Но ведь революционное движение уже было. А в чеховском "Рассказе неизвестного человека" (1893г) главный герой – бывший революционер, расставшийся со своим революционным прошлым.

В попытках "революционизации" Чехова советские литературоведы вообще иногда доходили до странных крайностей. Например, в противовес "буржуазной " критике первых десятилетий ХХ века, подчёркивающей сочувствие писателя своим героям, в СССР утверждали, что Чехов ненавидел и презирал собственных персонажей. В этот период активно осуществлялся сталинский план выявления и уничтожения "чеховских героев". А чеховскую чайку гримировали под горьковского буревестника. Необходимым стал и ретушированный портрет одного из самых русских классиков, а также подмена его биографии "житием ", соответствующим идеалу. Очень далеко в своих стараниях обслужить официальную установку на создание облика "бронзового" Чехова зашёл Бердников. Уже в 1980-е годы в качестве высшей похвалы Чехову он предлагал такую формулу его творческого пути: писатель поднялся в итоге своих исканий до "социального реализма ", хотя и не смог достигнуть высот реализма социалистического.

Отношение к Чехову в советские годы в целом можно, наверное, охарактеризовать определением В.Гроссмана: «Чехов у нас по недоразумению признан… А сути Чехова государство не понимает, потому и терпит его».


Для советской идеологии нужен был "свой Чехов". Слава богу, сейчас на нас государственная идеология не давит так, как тогда. Мы можем сами выбирать - какой был Антон Павлович и о чём он писал. А про не достижение Чеховым высот соцреализма очень смешно :)))))))).