Больше рецензий

18 декабря 2019 г. 09:38

99

3 1920-е, Лондон, английская жизнь на фоне полицейского расследования

Это 15-я книга в серии о Иене Ратлидже и 10-я из переведенных. Но так уж получилось, что прочел я ее первой. Действие происходит в 1920-м году, у всех в головах все еще сидят демоны Первой мировой войны, никто еще не осознал до конца, что Прекрасная эпоха закончилась и больше никогда не вернется.

Как относиться к этой книге. Если как к чистому детективу, то любителям жанра может не понравиться некоторая искусственность «ниточек» следствия и находимых «ключей» к разгадке. Если как к роману о той эпохе с детективной составляющей, то книга будет интересной. Настолько, что хочется даже проехаться по описанным в романе местам.

Метод расследования довольно утомителен – нужно по многу раз разговаривать с каждым из свидетелей, потому что каждый раз свидетели дают маленький кусочек нужной информации и ни одного байта информации сверх того. Более того, мы ведь научены другими книгами и сериалами, что и когда нужно делать следователю, и когда Ратлидж не проводит исследование местности, тех же цветочных клумб, это кажется еще более искусственным авторским способом сдержать расследование. А если добавить обычное для полицейских расследований давление начальства «Скорей! Скорей! Скорей!», возникает довольно неуютная атмосфера.

Все начинается с того, что на улицах Лондона находят труп неизвестного. Скорее всего, жертву банального автомобильного наезда. Инспектора Иен Ратлидж из Скотленд Ярда, конечно, берется за расследование со всей тщательностью и скрупулезностью, но его мучают его собственные демоны, демоны недавней войны. Он все еще помнит солдата, которого приказал расстрелять на поле боя. А тут еще сестра, которая лезет с успокоениями. И женщина, которой он сделал предложение. И врач, который помнит Иена с довоенных времен и из-за этого не может понять, что перед ним теперь другой человек…

Иену в расследование помогают пара сержантов и мешает новый начальник (своим беспрерывным «Скорее!» и равнодушным отношением к тому, кто на самом деле виновен).

Читая роман, ощущаешь, что в нем слишком много героев и слишком много лишней информации. Старая добрая проблема романистов, вовлекающих в сюжет детективную линию – читатель хочет знать разгадку, а автору книги интереснее окружающая жизнь и характеры. Если настраиваться на детектив, то будет сложно отделаться от мысли, что роман выиграл бы, если бы его сократили вдвое. Если настраиваться на описание английской жизни 1920-х, то книга окажется весьма интересной и отнюдь не затянутой.

В целом, перед нами не детектив в стиле классических английских детективов и не экшн в стиле американских детективов, а книга в жанре современного английского полицейского сериала, пусть действие и происходит сто лет назад.