Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

15 декабря 2019 г. 20:48

10K

4.5 Без названия....

Перевернута последняя страница «Трилогии в одном томе (сборник) Дети Арбата. » Анатолия Рыбакова. И снова перечитав, понимаешь, насколько важно и значительно было её появление как попытка осмыслить произошедшее и донести до ныне живущих трагедию собственного поколения и народа в целом.

Отчетливо помню как впервые, наконец-то, дождавшись, прочитала заключительную часть трилогии и финал буквально опустошил, выпотрошил до основания, так хотелось СЧАСТЬЯ ДЛЯ ВСЕХ (пусть не для всех, конечно), ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫМ...
Пусть, наконец, состоится то, чего ждали годами, к чему шли вопреки всему, надеялись и верили. И даже сейчас, спустя длительное время, приближаясь к финалу, замирало сердце от тоски и безнадежности, непоправимости, жалости и сострадания к тем, кто жил, верил в светлое будущее, а мечты о нем, да и сами жизни, превратились в прах и пепел....

И пусть финал, если честно, кажется, немного постановочным, несмотря на весь трагизм и горечь, понимаешь, что он закономерен, в нем нашли отражение и элемент случайности, особенно на войне, могущий разом изменить всю жизнь, и невозвратность ушедшего, и невозможность что-либо изменить и повернуть время вспять....И понимаешь, как часто в собственных обидах человек лишает себя возможности быть счастливым, а эпоха окончательно ставит на этом крест. Когда жизнь наполнена ежесекундным страхом, можно ли говорить о счастье ???

Конечно, смотря на роман из двадцать первого века, можно обвинить автора в однобокости и предвзятости при описании вождя и его политики, но необходимо помнить, во-первых, что человек писал о том, что пережил сам, а во-вторых, любое мнение будет субъективно изначально.

Но уже то, что автор одним из первых написал масштабное произведение как срез эпохи, где на примере обычных московских ребят предпринята попытка показать как и из чего складывалась жизнь в то время, как трагедия медленно, но верно вползала в каждый дом, будь то обыкновенная пятиэтажка или Дом на Грановского, как набирал обороты и разрастался тоталитаризм, пронизывающий все сверху донизу в масштабах огромной страны, можно многое понять и простить...

Если впервые читаешь книгу, то хочется скорее узнать судьбы главных героев. При последующих прочтениях уже больше обращаешь внимания на различные нюансы, пристальнее приглядываешься к другим персонажам, где в данном случае, хотелось тоже конкретной точки.
Но с другой стороны, я понимаю, что у автора стояли другие задачи и такие как Марасевичи Вика и Вадим, Юра Шарок устроятся всегда и везде, а с остальными все ясно без дополнительных слов и пояснений.

Кто еще не знаком с произведением и кого не тяготят тяжелые темы истории собственной страны -рекомендую.

Назад в прошлое №62

Комментарии

Да, я помню финал( Согласна, что он закономерный. Ещё не дошла до книги, но на днях приступлю к перечитыванию:)

+3 15.12.19
Согласна, что он закономерный.

но от этого не легче....даже сейчас... вчера думала, как буду теперь что-то другое слушать(((
жду тебя)

+3 15.12.19

Ох, прямо понимаю тебя! Я тоже после Рыбакова мучаюсь - как другие книги теперь читать?

+3 15.12.19

Спасибо ! после любимых книг всегда кажется, что больше ничего читать не сможешь...по крайней мере, длительное время.

+3 15.12.19

Да, я обычно начинаю музыку слушать, да книжных блогеров смотреть - тогда постепенно отпускает:)

+2 15.12.19

Угу) я вот сегодня фильм начала смотреть с утра, поняв, что пока не до новой книги.

+2 15.12.19

О, я тоже сегодня внепланово Ходячих посмотрела - перечитываю сейчас Жребий у Кинга (по клубу) и так что-то потянуло хотя бы 1 сезон посмотреть:)

+2 15.12.19

И как ? Впечатлилась ?

+2 15.12.19

Ностальгия одолела по тем временам, когда я запоем их смотрела:)

+2 15.12.19

Вот тебе и раз...))

+2 15.12.19

Очень люблю Ходячих, особенно первые сезоны)) Но там есть моя боль - одного из любимых персонажей уничтожили, после этого как-то через пень-колоду стала сериал смотреть.

+2 15.12.19

Нельзя привязываться к героям))

+2 16.12.19

Ну, когда столько лет смотришь, то невольно привязываешься:)

+2 16.12.19

Ну всё, поставлена точка - трилогия перечитана, чему я очень рада! Благодаря флэшмобу ведь (первую книгу посоветовали), сама бы я когда ещё добралась бы до перечитывания! Очень горькое чувство обиды за народ, столько талантливых людей уничтожили!
А какая из 3-х книг у тебя более любимая?

+2 17.12.19
трилогия перечитана, чему я очень рада!

у меня аналогичные чувства ! Наверное, все-таки самая первая книга. Знакомство с героями, надежды и мечты юности, кажется, что впереди - только лучшее....А у тебя ?

+2 18.12.19

У меня раньше тоже была лучшей 1-ая книга, а вот в этот раз перечитала и поняла, что 2-ая книга всё же больше впечатлила! Очень точно передана та атмосфера страха! Бедные люди..

+2 18.12.19

ну что-же, главное перечитали...

+2 18.12.19

Доберусь,Танюш))тем более есть в бумаге,давно хочу познакомится))
Ты с таким теплом об этой серии говоришь,что нет сомнений что понравится)

+2 15.12.19

Только так)) весь цикл давно и прочно в любимом)

+2 16.12.19

Стоит выпасть из жизни ЛЛ на пару дней, как все уже безвозвратно уехало в глубь ленты :/ я уверена, что эта книга вызвала бы во мне подобные чувства. Про военное время книжки даются непросто

+3 17.12.19

тут еще не только война, а то обстоятельство, что поколению главных героев вообще практически пожить не удалось: революция, гражданская война, репрессии и Великая Отечественная....(( вот это больше всего ужасает и страшит....(((((

+3 17.12.19

Понятно, что одно без другого никак. Я когда-то читала «Дети свободы» Леви, там тоже нет войны в прямом смысле, кроме партизанской. Я читала ее долго, и осадок остался

+3 18.12.19

наверное, большинство книга на эту тему такие.

+2 18.12.19

те, которые мне попадались, воспринимались тяжеловато. Вроде и малодушно, но часто такие книги читать не хочется(

+2 18.12.19

а что именно попадалось ? потому как у меня из всего прочитанного на данную тему могу назвать пару-тройку книг, которые имели такое воздействие(

+2 18.12.19

Мне сложно вспомнить все :/ "Завтра была война", конечно. Потом та книга Леви, о которой писала. Еще "Глазами клоуна", но она с немецкой стороны. Были еще какие-то книги, но я так не помню. Недавно прочитала "Ангел молчал" Бёлля, но там помимо послевоенной обстановки неприятное послевкусие оставили еще и другие вещи

+2 18.12.19

ок, думала, вдруг пополню виш)

+2 18.12.19

Нет, ничего нового не вспомню)

+2 18.12.19

жаль, но теперь ты знаешь кому можешь нести подобные советы)

+2 18.12.19

Хорошо, если что-то интересное найду, то обязательно тебе скажу)

+2 18.12.19
Перевернута последняя страница «Трилогии в одном томе (сборник) Дети Арбата. » Анатолия Рыбакова. И снова перечитав,


Какая ты молодец, Танюш!! Наверное, несмотря на повторное чтение, все равно было жалко дочитывать, да?)

+2 19.12.19

спасибо)
нет, дочитывать было не жалко, но страшно....помню, как читала впервые...((безмерно жалко героев и того, что ничего изменить нельзя...(((((((((((

+2 19.12.19

ох ты ж, ё-мое... но знаешь, такие эмоции тоже нужны, и это круто, что книга так будоражит) я обязательно прочитаю тоже!!

+2 19.12.19

Согласна с тобой на все 100!!!
Буду ждать !

+2 20.12.19

Поздравляю с удачным перечитом))

+3 22.12.19

спасибо))
а с тебя продолжение этой трилогии уже)) ты ведь не дочитала, правильно помню ?)
и где уже традиционная подборка на следующий год ?

+2 22.12.19

Да, я только первую прочла и никак дальше не настроюсь)
Ой, чую буду делать ее 31-го))

+2 22.12.19

тогда удачи в настрое))
))

+2 22.12.19

Спасибо, Танюш!)

+2 22.12.19

Есть ещё подобная книга. Василий Аксёнов - "Московская сага".

+1 27.12.19
Эта книга стала любимой))
+1 15.05.22