Больше рецензий

SantelliBungeys

Эксперт

Частное мнение дилетанта)

14 сентября 2019 г. 01:12

813

3.5 Для кого-то и мир театр


Джон Бойтон Пристли всегда был удачливым писателем. И так же как и Сомерсету Моэму ему доставалось от современников, которые свою долю славы и обеспеченности получили чуть позже, вкусив прохладных и не сытых лет.
Говорят что В. Вулф и А. Беннет не скрывали своего пренебрежения, а молодой Грэм Грин карикатурно изображал Пристли в романе Стамбульский экспресс , курильщиком трубки и обманщиком. Пристли же к своим коллегам по перу относился спокойнее и...хитрее. С одной стороны, он справедливо отмечал, что проза М. Пруста, Дж. Джойса, В. Вульф, Г. Гессе, Т. Манна безусловно обладает глубиной. А с другой, утверждал, что эти писатели
пишут не для тех, кто хочет читать книги, поскольку их книги тяготеют к усложнению, перегружены трудными для понимания образами.

Беспощадные всезнайки - как всегда верно подмечено.

"Дженни Вильерс" это пьеса, в которой реальность переплетается со сказочно-фантазийным предположением.
Главный герой Мартин Чиверел - драматург, кумир и мировая знаменитость. Как многие люди в его возрасте, внезапно осознает ненужность декораций, пошлость страстей - весь обман сценической игры и тщетность самого искусства. Усталость, плохое самочувствие, да и пресыщенность рождают в нем мысль оставить театр, совсем. Постановка же пьесы «Стеклянная дверь» - это прощальный жест, в который как раз и вложено раздражение. Люди несовместимы, разделены, обреченны постоянно упираться в прозрачную перегородку. Все видно, все понятно - но изменить ничего нельзя. Безусловно, честный сам по себе человек должен разочароваться и ожесточиться для такого восприятия и противостояния актерам, желающим изменить финал пьесы. В какой-то мере, это поза и высокомерие, но чувствуется мысль самого Пристли - личная ситуация обыгрывается перед нами - люди, которые стали внезапно чужими, слова, которые потеряли глубину и живость, стали банальными... Кризис жизни и творчества.

Выбор формата - повесть в повести, на мой взгляд, тоже сделан неспроста. Пристли важно самому, пусть и на подсознательном уровне, то ли сон, то ли видение, найти выход. Герой лично, без помощи окружения должен обдумать и переоценить.
Старые костюмы, пожелтевшие программки, в Зелёной комнате, под стеклом - эти предметы столетней давности помогут оживить прошлое. Тени обретут имена, зазвучат голоса....и перед Мартином разыграется целое театральное представление, с Дженни Вильерс в главной роли. Звездой театра, прекрасной исполнительницей, умершей так рано. И, одновременно, образ-символ чистого, бескорыстного служения Театру.
Все сцены выстроены строго по театральным правилам. И роковой мужчина, и сентиментальность излияний, и измена...и смерть.
И вот уже, пережив путешествие в прошлое, Чиверел преображается, куда подевался скепсис, усталость, высокомерие. Всегда были моменты, когда говорили театр мертв, всегда можно было примириться с поражением. Уолтер Кеттл, с его мефистофельским презрением неприятно поражает Чиверела. Взглянув в его глаза он со страхом понимает свою похожесть.

Для Пристли все вопросы обязательно имеют ответы, все точки над «i» должны быть расставлены.
Вот и в данной повести присутствует благополучная развязка. Все бодры, веселы, удовлетворены. А финал «Стеклянной двери» обретёт оптимизм. Новый театр будет возглавлен. Драматург же будет «работать так, как давно не работал».
Впрочем, излишней слащавости автор избегает - герой просто смог вовремя взглянуть на себя со стороны

Это очень выверенная театральная история, с правильным звуковым и осветительным оформлением, с акцентами и паузами...В ней всего один герой - остальные безликие статисты и символы. Возможно, это оправданно самим физическим состоянием Мартина. И это личные размышления автора о своем творчестве.
При всей любви к Пристли, не смогла поставить оценку выше. Мне не над чем задуматься. Единственный герой провел нас за руку - рассказал о проблеме, сам поразмыслил о ней, облачил в нестандартную форму "пьеса в пьесе" и исцелился то же сам.
Да, это профессионально.
Да, это готовая вещь для театра и экранизации.
А вот зачем мне пережеванная и даже переваренная история театрального драматурга? Вопрос...

Вокруг света с профессором Криминале. Тур 12.
+
Мир аудиокниг. Царь горы.
+
Четыре сезона. Леди Радужная осень.
+
Школьная вселенная.

Ветка комментариев


Вот я, когда прочитала, была очарована, мне казалось, что это прекрасно. А когда спустя два с лишним месяца попыталась написать - не смогла натянуть больше трех. Но оставила первоначальную оценку, она сиюминутная и наверное более точная. Но книга явно не моя.


Она яркая такая, блестящая, но не оставляет ничего для анализа;)
Есть герой, есть его усталость от жизни и творчества. Плохое самочувствие и подсознание, которое оживило образами имена на старых афишах. Он все прожил, он выбрал символы для себя и для Театра. Все. А мы пассивные наблюдатели((
Я то хотела чего то , в один ряд с Опасным поворотом или Инспектором.


Нет, не вышло. Вот те книги можно вспоминать, обдумывать, спорить о них. А тут красиво, но гладко. Не цепляет


Так понимаю, как раз Опасный поворот в октябре и победит в клубе.


А где мы за него голосуем?


В Классиках;)