Больше рецензий

30 августа 2019 г. 23:27

865

3.5

Для своих друзей я кандидат олологических наук (с)

Книжка, со всех сторон очень техничная в плане работы с языком, - целая антология каламбуров при весьма порнушном содержании.

Соколова в основном знают по «Школе для дураков» - нежной, лиричной и меланхоличной. Вот в «Палисандрии» (знать бы, куда ударение ставить) такого нет. Она сатирична, остроумна и отвратительна. Главный герой мерзко тупит, мерзко спаривается, мерзко впадает в детство; он самодоволен, омерзителен и несносен. Основной содержательный посыл: какая гадость эти ваши кремлевские звезды. Вокруг них грязь, мерзость, разложение, лицемерие и ложь – и языковая игра изумительной чистоты. Практически весь текст – смена каламбуров почти всех существующих видов, и не только их.

«Палисандрия» - одна из немногих вещей с высокохудожественными скабрезностями. Сам автор утверждает, что сделал их с коммерческой целью, но он скромничает: все в высшей степени идейно и оправданно.

Читалось поначалу настолько задорно, что за пару месяцев до я сменила тему диплома. Дальше читать стало невыносимо трудно, все-таки каламбуры – это троп, выразительное, акцентное средство. Их переизбыток делает текст трудночитаемым (попробуйте читать текст, полностью состоящий, например, из одних метафор, гипербол, литот, аллюзий и аллитераций). Поэтому интерес мой из читательского быстро стал исследовательским. Так что если нужна тема (повод) для работы – то вот: материал изучен мало, литературы по нему практически нет; авторских фишек тут хватит не на одну диссертацию, а еще на докторскую и хорошую монографию. Причем глава «Актуальность работы» заполняется легко и без напряга: каламбуры сегодня в высшей степени модны, потому что красивы и выразительны, если хороши. «Палисандрия» - сборник прекрасных каламбуров, анализируя которые вы неизбежно разберете множество механизмов их создания.

Достоинства книги в этом плане превращаются в проблему – текст крайне плотный, причем Соколову хоть бы что: в романе совершенно не ощущается натужности и создается впечатление, что автор может каламбурить бесконечно, причем без потери в качестве. Вдобавок все языковые средства сюжетообразующие и интонациюзадающие. Единство содержания и формы – вот так оно и выглядит.